ФОКУС ГОРОДА 09:30, 29.04.2020

Убыточный карантин. Смогут ли саратовские предприниматели продать свой бизнес

Голодные игры

За последние две недели десятки свежих предложений о продаже готового бизнеса появились на саратовских интернет-площадках. Чаще всего о продаже бизнеса в Саратове объявляет общепит. Заведения представлены, в основном, небольшими шашлычными, суши-барами, пиццериями, точками фастфуда. Хотя попадаются и более крупные заведения. Одно из свежих предложений — кафе полезного питания с мебелью, оборудованием, готовыми каналами продвижения и даже арендой, оплаченной до лета.

Владелец заведения объясняет, что помимо кафе у него имеется другой вид бизнеса, а общепитом сейчас надо вплотную заниматься: "Конечно, подкосил коронавирус, пробовал наладить доставку, но в итоге подсчитал, что это не те суммы, ради которых стоит перестраивать всю схему работы".

Пиццерия в Ленинском районе выставлена на продажу около недели назад. Стоимость – 1 млн рублей. Ее владелец также рассказывает о проблемах с доставкой, которую крайне сложно наладить за один месяц. В том, что покупатель найдется, предприниматель не сомневается: пиццерия расположена в собственном, а не арендованном помещении, все оборудование новое – поменяли в начале зимы.

"Пока интересуются иногородние покупатели: звонки поступают из Самарской, Пензенской, Оренбургской областей, - рассказывает владелец пиццерии. – Из Саратова потенциальных покупателей не наблюдается".

Казалось бы, заведениям общественного питания, занимающимся фастфудом, легче всего приспособиться к "коронавирусной" самоизоляции — услуга доставки у них работала и до карантина. Но сейчас в Саратове продается несколько точек быстрого питания, две из которых расположены в непосредственной близости к вузам и студенческим общежитиям. А это в перспективе – хороший пешеходный и автомобильный трафик, плюс – голодные студенты, которые рано или поздно вернутся на очное обучение. Стоимость – от 550 до 700 тысяч рублей, и если верить объявлениям, в заведениях общепита имеется все необходимое – оборудование, мебель, укомплектованный штат.

Владелец одной из точек даже обещает скидку – 50 тысяч рублей при оформлении сделки купли-продажи во время карантина. Хозяин еще одного кафе честно объясняет, что ему нужны деньги для того, чтобы сохранить другой бизнес. "Иначе я не переживу эту весну", - признается предприниматель.

Ресторанов и кофеен в списке выставленных на продажу пока не замечено. Не исключено, что после майских праздников и продления режима карантина ситуация изменится.

Владелец саратовских кофеен "Кофе и шоколад", кондитерской Peche Mignon, сети пабов Irish Papa’s Pub Андрей Табояков рассказал, что сейчас все кофейни, кроме одной, закрыты. "Пытаемся наладить доставку, но это совсем другой вид бизнеса, к которому мы оказались не совсем готовы, - комментирует ситуацию предприниматель. – Кондитерская Peche Mignon работала и работает на доставку, но заказов стало меньше. Конечно, ждем помощи от государства, но пока она не очень заметна. Хотелось бы поскорее открыться и начать работать".

Что же касается продажи готового бизнеса в сфере общественного питания, то как считает Андрей Табояков, пока существует рынок – предложение и спрос, у саратовских продавцов есть шанс: "Главный вопрос – адекватность цены. Думаю, что у продавцов сейчас вариантов не много – лишь бы получить хоть какие-то деньги за простаивающий бизнес".

Еда в новом формате

Предприниматель Андрей Госсен, председатель Гильдии рестораторов при ТПП Саратовской области, подтверждает, что сервис по доставке еды в нашем регионе развит слабо.

"Выручка саратовских ресторанов, в среднем, снизилась на 70-80%, доставка спасти ситуацию не может, поскольку заведения общепита не были готовы к резкому переходу на новый формат. Этому есть объяснение: сервисы доставки раньше не были востребованы в нашем регионе, да и сейчас не скажу, чтобы эта услуга пользовалась большой популярностью", - делится мнением предприниматель.

Прогнозы о том, что после самоизоляции граждане массово побегут в кафе и рестораны, Андрей Госсен считает сомнительными: "В Китае открываются кафе, рестораны, торговые центры, кинотеатры, но спрос не велик – люди все еще бояться заразиться. Опять же, если ресторанный бизнес сохранит прежний формат, не факт, что он быстро восстановится. Какая-то часть вчерашних посетителей ресторанов продолжит готовить на даче или в загородном доме".

Фото ok.ru

Предприниматель уверен: бизнесу после выхода с карантина придется переформатироваться. "Сейчас потихоньку начинает развиваться услуга кейтеринга, или выездного ресторана. Услуга существовала и раньше, но в нашем регионе не пользовалась спросом. Хотя это очень удобно: блюда доставляются по определенному адресу, сервируются столы, официанты обслуживают гостей".

О продаже готового бизнеса общепита Андрей Госсен высказывается так: "Никто не будет варить суп из курицы, несущей золотые яйца. Если бизнес крепкий, его не будут продавать. Предприниматель приложит все усилия, но переждет тяжелый период".

Эксперты напоминают, что порой за выгодным предложением может скрываться убыточный бизнес, а за "кризисными" скидками, которые предлагают продавцы – желание переложить финансовые проблемы на чужие плечи.

На днях федеральный Роспотребнадзор подготовил план для поэтапного возобновления работы кафе и ресторанов, который российские эксперты назвали "последним гвоздем в крышку гроба общепита". После окончания режима самоизоляции ведомство рекомендовало сначала открыть кафе площадью не более 50 кв. м – с максимум пятью столиками на одного-двух человек. Следующим этапом, когда в стране и регионе зафиксируется тенденция к снижению числа больных, могут начать работу заведения, в которых имеется не больше 20 посадочных мест. И только на последнем этапе (отсутствие заболеваний COVID-19 в регионе и стойкая тенденция к снижению в стране) принять посетителей смогут все заведения общепита. Столичные рестораторы высказали недоумение, указав, что львиная доля заведений страны сможет открыться лишь на последнем этапе. А возобновлять работу заведения, рассчитанного на 100 человек ради обслуживания 10-ти посетителей абсолютно нерентабельно – проще вообще не открываться.

Фото moskvichmag.ru

Тренажер ожидания

Ассоциация операторов фитнес-индустрии России спрогнозировала сокращение рынка фитнес-услуг до 80% к концу 2020 года. На порталах покупки-продажи готового бизнеса масса свежих объявлений со всех уголков страны. Продают огромные фитнес-центры и маленькие тренажерные залы. Объявлений из Саратова пока нет.

Вячеслав Максюта, владелец шести спортивных клубов сети "Максюта Union", президент Федерации силового экстрима, назвал ситуацию в отрасли чудовищно тяжелой. "Клубы закрыты, но тем не менее, мы платим коммунальные услуги, аренду. У нас большие площади, но не все владельцы помещений идут на встречу. Если не получим уступок по аренде, значит, придется продавать тренажеры. Выставлять на продажу готовый фитнес-бизнес, как мне кажется, сейчас нереально", - считает известный силач.

Дальнейшие перспективы отрасли, по словам Максюты, довольно печальны. На счетах у спортивных клубов – пусто, поскольку отрасль живет за счет оборотных средств. Два самых популярных месяца, когда народ активно занимается в спортклубах – март и апрель, были потеряны: уже в середине марта в саратовских спортивных клубах начался спад. Когда заведения откроются, попадут в летний "мертвый" сезон, и будут работать в минус. "Большое количество российских спортивных клубов уже решили идти на банкротство. Саратовские пока держатся, я тоже сделаю все возможное, чтобы начать работу. Но когда бизнес останавливается, его потом очень сложно сдвинуть с мертвой точки", - признал бизнесмен.

Испытание безденежьем

С началом режима самоизоляции в Саратове увеличилось количество предложений по продаже небольших магазинов одежды и обуви. Некоторые из магазинчиков расположены в торговых центрах. Жительница Саратова Марина два года держала магазин женской одежды в одном из ТЦ. "После первой недели карантина еще была надежда, что бизнес выживет, после трех недель стало ясно, что шансов нет. Я брала кредит на покупку товара, и теперь надеюсь отдать хотя бы часть долга, продав торговую точку вместе с товарным остатком", - рассказывала владелица магазина. Стоимость, которую указала Марина в объявлении – 220 тысяч рублей.

Александр, хозяин обувной точки, расположенной в торговом центре Ленинского района, выставил объявление о продаже спустя 2 недели карантина. "Вся весенняя коллекция осталась нераспроданной, таких убытков у меня еще не было. Надеюсь побыстрее продать, готов к торгу, поскольку у меня есть другой бизнес, который требует финансовой поддержки. Звонков поступает много, но реальных покупателей пока не вижу", - поделился предприниматель.

"Не удивлена, у предпринимателей не слишком большой запас прочности, - отмечает Юлия Макаревич, председатель гильдии торговых центров при ТПП Саратовской области, генеральный директор ООО "Спектр" (ТЦ "Форум"). – Ведь бизнес – модель у предпринимателей, арендующих в ТЦ торговые места, построена на постоянном обороте средств. А сейчас получилось как: розница вложила средства в весеннюю коллекцию одежды и обуви, но не успела её продать. Соответственно, деньги, которые предприниматели должны были выручить от продажи и вложить в новую коллекцию, не получены. Плюс им нужно по мере возможности содержать сотрудников, а также платить налоги и аренду. Но я не думаю, что сейчас найдётся много желающих купить подобный бизнес".

Торговым центрам региона тоже приходится несладко. Еще в начале апреля гильдия торговых центров при региональном ТПП разместила открытое обращение, адресованное председателю правительства области Александру Стрелюхину, главе региональной ТПП Алексею Антонову и президенту ТПП РФ Сергею Катырину. 14 саратовских ТЦ попросили о введении дополнительных мер поддержки предпринимателей. Но пока власти не идут навстречу моллам.

"Сегодня в крупных торговых центрах работают только супермаркеты, аптеки и магазины для животных, то есть, примерно на 85-90% площадей коммерческая деятельность приостановлена, - пояснила Юлия Макаревич. – Но в связи с мерами по ограничению передвижения граждан даже в этих торговых объектах уменьшилось количество посетителей. Люди боятся отойти далеко от дома, это грозит штрафом. Тем не менее, все обязанности ТЦ перед бюджетом по налогам, банками остаются в полном объеме. В ТЦ продолжают также работать сотрудники, которые обеспечивают эксплуатацию объекта, и безопасность арендаторов и посетителей. К большому сожалению, наша сфера деятельности не попала в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за ситуации с коронавирусом. В ближайшее время мы намерены донести до руководства региона информацию о нашей тяжелой ситуации и просить о поддержке. Продление режима самоизоляции становится день ото дня все тяжелее – для всех участников рынка. Если мы не получим доход еще некоторое время, то подойдем к ситуации глубокой убыточности. А когда деятельность ТЦ будет возобновлена, неизвестно, сколько арендаторов будут готовы открыться. И будут ли у них ресурсы для дальнейшей торговли при отсутствии оборотного капитала".

Время продавать?

Как отмечает Наталия Панферова, председатель Саратовского регионального отделения "Опора России", бизнес всегда покупается и продается. "Думаю, что сейчас всплеск продажи готового бизнеса обусловлен карантином, хотя в реальности причин продажи – неимоверное количество, - говорит Панферова. - К примеру, предприниматель захотел перепрофилироваться, или у него во время самоизоляции появилось время, чтобы упаковать бизнес и выставить на продажу. Опять же, один хочет сохранить свое дело, а другой – просто устал, и принял решение о продаже. У кого совсем плохи дела, тот не будет пытаться продать, а просто закроется. Я не сомневаюсь в том, что на предложения найдется спрос. Готовый бизнес могут присматривать в том числе, покупатели из других регионов".

Действительно, данные аналитического исследования Авито показывают, что по итогам первого квартала 2020 года спрос в Саратове на готовый бизнес повысился на 3,3%. А средняя стоимость увеличилась на 73,7% по сравнению с прошлым кварталом. Правда, больше всего в России на продажу выставляют бизнесы в сфере услуг и торговли, при том, что потенциальные покупатели заинтересованы в покупке компаний в сфере сельского хозяйства и развлечений.

Михаил Петриченко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области, считает, что "замороженный" на время карантина бизнес мало интересует покупателей.

"Не уверен, что будет спрос на готовый бизнес, который сегодня предприниматели выставляют на продажу. Зачем приобретать дело, которое невозможно запустить из-за карантина? Какой в этом смысл? Тем более, что пока нет точных прогнозов, когда отрасли смогут вновь начать свою работу. Еще сложнее просчитать, через какое время покупка начнет приносить прибыль. Но могу сказать однозначно, что количество попыток продать бизнес будет увеличиваться с каждым днем самоизоляции. Если конечно, останется, что продавать… Поскольку очень трудно пытаться сохранить свое дело, которое поставлено на паузу. Послабления для бизнеса, которые предлагает государство, на мой взгляд, мизерные. Да и то они даются не всем отраслям, а лишь тем, кто наиболее пострадал в результате COVID-19. Но в экономике все связано друг с другом, и не бывает так, чтобы одно звено цепи пострадало, а другое – нет. Просто одни отрасли начинают сразу нести потери, а другие – через какое-то время. На мой взгляд, меры государственной поддержки должны касаться всех отраслей. И если решение о реальной поддержке всего бизнеса затянется на неопределенный срок, боюсь, что "живые позавидуют мертвым", - подытоживает бизнес-омбудсмен.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-04-29/7574.html