ФОКУС ГОРОДА 11:24, 14.05.2020

Время открытий. Почему бизнес в регионе остается под замком

Ладно, гуляйте

Итак, жителям Саратовской области разрешили "одиночные занятия физкультурой и спортом на открытом воздухе" и прогулки на улице "не более двух человек вместе". При этом расстояние между теми, кто делает физические упражнения, должно быть не меньше 5 метров, а между теми, кто совершает променад, не меньше полутора. Посещения мест массового пребывания людей, в том числе детских площадок, по-прежнему не возможны.

Наша область не опередила другие регионы с ослаблением режима самоизоляции. Например, в Башкирии еще в начале мая разрешили ездить на рыбалку. Гулять и заниматься физкультурой без риска быть оштрафованными раньше, чем в Саратове, могли в Новосибирской, Костромской области, на Камчатке, в Магадане, Якутске. А в Томской области для занятий спортом открыли стадионы, тропы здоровья, лыжероллерные трассы. Гулять семьей с соблюдением дистанции там можно даже в парках и скверах.

В некоторых регионах установили "временные коридоры" для элементов ЗОЖ. Жителям Ивановской области предлагают заниматься спортом с 20 до 8 часов (дистанция на пробежках — не менее трех метров). А в Хабаровском крае можно дышать свежим воздухом (на расстоянии 500 метров от дома) с 9 до 12 и с 20 до 23 часов.

В Омской области разрешили остановки пригородных электричек на всех промежуточных станциях для дачников и решили открыть доступ на кладбища.

В стране уже 11 из 85 российских регионов готовы к частичному снятию ограничений и еще 22 могут начать ослабление карантина, если будут соответствовать критериям Роспотребнадзора, к которым относятся охват населения тестированием на коронавирус, число свободных инфекционных коек и положительная динамика в статистике заболеваемости.

В Саратовской области, напомним, закрыт вход в парки и скверы, зеленые и пешеходные зоны, набережные (в Саратове также закрыт пляж и солярий в Затоне). Депутат Саратовской городской думы Виктор Марков по этому поводу говорит: "По телевидению каждый день идут программы с участием эпидемиологов, вирусологов, которые говорят, что масочный режим на улице не нужен, необходима дистанция. Парки и скверы нужно открыть, чтобы люди гуляли, дышали, повышали иммунитет и психологически разгружались. А у нас все закрыто. Ну ладно парки, там возможно скопление людей и пресловутые шашлыки. Но на набережной постоянно с Волги дует свежий ветер. Это самое безопасное место из тех, где можно заразиться инфекцией. Его надо, наоборот, открыть".

Депутат напоминает, что в области официально продолжает действовать масочный режим. Власти вроде бы разрешили гражданам не надевать защиту на улице, но оговорились, что это не касается случаев массового скопления граждан (что считается массой, не уточняется, судя по последним поправкам — это больше двух человек). Вопросов к исполнению введенных ограничений как со стороны власти, так и со стороны населения, прибавляется. Например, в день, когда в области якобы смягчили пропускной режим и разрешили осторожные прогулки (о постановлении стало известно поздно вечером), уровень самоизоляции находился на отметке 1,7 балла. То есть, на улицу в солнечный день не вышел только очень ленивый или уже зараженный коронавирусом. Надо ли уточнять, что меры защиты от "ковида" среди них соблюдали единицы.

Депутат Саратовской областной думы Юлия Литневская говорит: "У нас люди достаточно легкомысленно относятся к ситуации. Возможно, это мое субъективное мнение, но я наблюдаю, как с проспекта Кирова идут люди без всякого соблюдения дистанции и общаются друг с другом. Хорошо, если у них на подбородке маска, но чаще всего ее вообще нет. Такая же картина в магазинах".

Выход с "карантикулов"

Немало примеров в стране и другого рода послаблений, связанных с "разморозкой" бизнес-объектов. Так, еще в начале мая в торговых центрах Воронежа открылись магазины одежды, обуви и техники. В Карелии по данным на 7 мая уже работали косметические салоны, бани, торговые центры (в пяти муниципалитетах). А в Калининграде с 8 мая открылся автомобильный кинотеатр. Там посетители смотрят фильмы не выходя из своих машин (звук поступает через радиоприемник по специальной волне).

Автосалоны, магазины одежды и обуви начали открывать в Омской области. (отдельно стоящие или с отдельным входом и площадью не менее 400 метров). В Ленинградской области с 12 мая возобновили работу и магазины радиоаппаратуры, мастерские по ремонту обуви и часов.

В Ивановской области вышла с "карантикулов", как называют режим нерабочих дней в некоторых СМИ, непродовольственная розница в торговых залах вместимостью не более 30 человек при условии соблюдения норматива — 5 кв. м на посетителя. Здесь ожили и моллы. Им разрешили открыть аптеки, продмаги, точки продажи товаров первой необходимости и пункты выдачи покупок онлайн-торговли. В Новосибирской области вновь заработали непродовольственные рынки.

В Белгородской области тоже открылись торговые центры (только отделы непродовольственных товаров). Здесь вновь "запустились" зоопарк и динопарк, но только те зоны, которые расположены на открытом воздухе.

В Калининграде и Пскове разрешили работать магазинам одежды с отдельным входом без примерки.

В Саратовской области, напомним, парикмахерские открылись еще в конце апреля. Об этом бизнес около двух недель просил власть. В правительстве выдвинули жесткие требования к безопасности как мастеров, так и клиентов, но разрешили работу. Парикмахеры должны работать в перчатках, шапочке, халате (общая сумма облачения — примерно 300 рублей), а кому-то пришлось закупить рециркулятор (бактерицидная лампа с воздухообменом). Разрешено обслуживать только одного клиента в салоне и не создавать очередь. На подобный рестарт вышли далеко не все, замечают в этом сегменте бизнеса.

Позже в области разрешили оказывать услуги в сфере микрофинансов, полиграфии, печати, размещении наружной рекламы. Начали работу автосалоны, химчистки. С 12 мая заработали все промышленные предприятия.

Отметим, что Саратовская область с самого начала оказалась в числе субъектов РФ, в которых строгость запретов кардинально расходилась с уровнем эпидемиологической опасности. Это следует из мониторинга антикоронавирусных мер в регионах, который проводит Фонд "Институт экономика города". Количество разрешенных видов деятельности в Саратове было минимальным даже при самом низком уровне заболеваемости. Регион пошел на такие меры даже несмотря на то, что, по оценкам аналитиков, он относится к группе со слабой экономикой.

От вчерашнего заседания штаба регионального координационного совета по коронавирусу саратовский бизнес ждал дальнейших послаблений. Напомним, ранее представители саратовских торговых центров, ассоциации фитнес-клубов, объединения "Опора России" обращались к региональным властям с просьбой разрешить работу и высказывали свою готовность соблюдать выдвинутые Роспотребнадзором условия деятельности во время пандемии коронавируса.

Между Сциллой и Харибдой

Председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области, предприниматель Михаил Волков объясняет такую позицию властей уникальностью ситуации. "Учебники по выходу из эпидемиологической ситуации написаны, а учебников о том, как открывать экономику, нет. Это беспрецедентный случай в мировой практике". Еще одна причина нынешней картины, по мнению бизнесмена, заключается в отсутствии административной и политической воли у региональной власти. "Роспотребнадзор не дает до сих пор никаких специальных требований для бизнеса. Бизнес с этим категорически не согласен. Он понимает, что если работать в прежнем режиме, то возможны вторая, третья и последующие волны заболевания коронавирусом. Поэтому необходимо соблюдать противоэпидемические мероприятия. Но бизнесу необходимо работать. Очень важно сейчас соблюдать некий баланс между экономикой и эпидемиологией. Сегодня все занимаются эпидемиологией, а экономикой занимаются очень плохо. Поэтому на сегодняшний день огромное количество предприятий стоит. Совсем стоит, не получает никакой выручки. Бизнес на сегодняшний день готов брать себя дополнительные обязательства по соблюдению требований. Но эти требования для разных видов бизнеса должен кто-то согласовать. Однако подобной дискуссии нет. Есть общие меры, касающиеся просто людей, но требований для предприятий нет", - говорит Михаил Волков.

Виктор Марков находит свое объяснение нынешней ситуации: "Сегодня регионам дано право на принятие собственных решений в соответствии с той эпидемиологической ситуацией, которая наблюдается на этих территориях. При этом регионы в последние годы, и даже десятилетия, отучались от самостоятельности, они всегда должны были выполнять указания из центра. У них эта функция несколько атрофировалась. Поэтому сегодня правительства субъектов федерации, штабы, ответственные за борьбу с коронавирусом, в основном смотрят на Москву, как на субъект федерации, и копируют решения. Зачастую слепо".

Президент Владимир Путин во время объявления о завершении периода нерабочих дней сказал о сценарии выхода экономики из режима самоизоляции: "Это должны быть детально просчитанные решения глав субъектов Федерации. Опасно безрассудно забегать вперед. Но и сидеть сложа руки, уклоняясь от ответственности, также нельзя. Нужно пройти между Сциллой и Харибдой".

Михаил Волков считает, что у саратовских региональных властей есть понимание о том, что бизнес должен работать и экономика требует скорейшего пробуждения. "Но в правительстве области принимают решения вместе с Роспотребнадзором. А от него мы не видим никаких согласований по требованиям для работы бизнеса. Потому что просто сказать "нет", это не ответ в настоящее время".

При этом Марков уверен, что Саратовской области пройти между Сциллой и Харибдой не удастся. "Нам уже не удастся пройти и не только нам. Думаю, что по всей стране такая ситуация. Меры, принятые в конце марта, как мне кажется, были излишними. Надо было постепенно входить в карантин. А сейчас нелогично получается. Количество зараженных растет, а мы идем на послабления. И сейчас задумываемся о том, как мы будем выходить. Да как угодно! Хоть все сейчас выйдем и рассядемся по свои рабочим местам. А делать будет нечего. Кто-то должен иметь спрос и кто-то иметь предложение. Предложение сегодня еще есть, а спроса уже нет. Для кого-то будет сюрпризом, но не для меня, что май, июнь, июль будут очень тяжелыми. Многие из карантина не выйдут", - сказал депутат.

"Настроение упадническое"

Это подтвердила председатель гильдии торговых центров Торгово-промышленной палаты Саратовской области Юлия Макаревич. "Вопрос о разорении, о банкротстве, для многих наших партнеров уже не пустой звук", - заявила она в разговоре о необходимости возобновления работы торговых центров. Собеседница "СарБК" обратила внимание на опыт других регионов, где в торговых центрах было решено открыть магазины непродуктовой розницы с соблюдением всех мер безопасности.

"Откровенно говоря, мы не вполне понимаем, как работа непродовольственных магазинов может серьезно угрожать ситуации. Мы предлагали много вариантов по внутреннему режиму ограничений. Это и недопущение праздного пребывания посетителей, мы были готовы убрать мебель, строго следить за соблюдением масочного режима и нынешними нормами о зависимости числа покупателей и площадью торгового зала. Мы просили исключительно о работе непродовольственной розницы наравне с продовольственной. По нашему убеждению, такое решение сняло бы напряженность и люди в спокойном режиме смогли бы посещать торговые центры, а предприниматели смогли бы заработать какие-то небольшие деньги, которые им сегодня жизненно необходимы", - отметила Макаревич.

В фитнес-клубах тоже считают возможным приступить к работе в ближайшее время. Условия назвал спортивный врач одного из таких заведений Денис Жабкин. "Я не вижу никакой сложности. Но все зависит от клуба. Ведь есть клубы с огромными залами, где установлена хорошая вентиляция, которая несколько раз в час полностью меняет воздух. Там есть возможность разместиться в нескольких метрах друг от друга. Если заниматься в масках, то вообще проблемы никакой нет. Такие клубы хоть сейчас можно открывать. Вопрос возникает с групповыми занятиями, но и здесь есть решение проблемы. В Европе занятия в этом формате проводят на свежем воздухе. А что касается душевых и раздевалок, то здесь увеличивается частота обработки дезинфицирующими средствами, устанавливается санитайзер, чтобы посетители могли продезинфицировать руки", - рассказал специалист.

Фитнес-сфера сейчас тоже переживает очень тяжелые времена. Работа клубов была остановлена еще до периода нерабочих дней, значит и откроют их по правилам эпидемиологии в числе последних. Средств на выплату зарплат сотрудникам нет, а господдержка является эффективной только на словах. Кому-то отказывают в льготном кредите потому, что основной ОКВЭД не совпадает с перечнем особо пострадавших отраслей, а у кого-то обнаружилась недоимка по налогам (многие просто не успели сделать в марте отчисления).

Но даже полученный кредит, по словам главы регионального отделения "Опоры России" Натальи Панферовой, сегодня не спасает бизнес. "Мы должны за энергоносители, должны поставщикам, должны за аренду. Торговые центры не всегда идут на уступки, и на это есть объективные причины. У них огромные площади, огромные коммунальные платежи. Конечно, по сравнению с началом периода нерабочих дней ситуация ухудшилась. Настроение упадническое. Денег все меньше. Люди уходят, их приходится увольнять. Бизнес очень хочет работать".

Как зашли, так и будут возвращаться

Выход из режима самоизоляции и оживление различных сфер деятельности должно проходить под пристальным вниманием к транспортной отрасли, считает блогер Денис Жабкин. Взаимоотношения перевозчиков с властью в нашем регионе нельзя назвать прозрачными и конструктивными. И процентное соотношение между муниципальным и частным транспортом не дает пассажиру больших гарантий качества и безопасности.

Фото: Денис Жабкин / Instagram

Последствия нездоровой картины мы увидели в первые дни режима самоизоляции, когда поток пассажиров резко сократился. Разумный подход диктовал в условиях пандемии осуществлять перевозку горожан в просторных салонах, увеличивать число рейсов и таким образом снижать риск заражения. Но саратовские транспортные компании вывели в рейсы маршрутные такси. Региональные власти отреагировали и количество автобусов большой вместимости на дорогах увеличилось.

Но тот диалог не дает никаких оснований полагать, что выход из режима самоизоляции пройдет с учетом эпидемиологической ситуации. А она по-прежнему будет неспокойной, и риск заражения коронавирусом еще долго будет оставаться высоким. К слову, 12 мая, когда из периода нерабочих дней вышли все предприятия, в утренний час-пик транспорт был забит, что называется, под завязку со всеми нарушениями рекомендаций медиков. На это накануне вечером обратил внимание и глава оперативного штаба Александра Стрелюхин — он потребовал решить вопрос за сутки.

"Выходить из карантинного периода транспорт будет не опережающим прибавлением числа автобусов на маршрутах, а уже постфактум, когда водители сообщат свои коллегам, что мы, мол, не смогли забрать всех пассажиров. Так происходит потому, что у нас не транспорт работает для людей, а люди работают для транспорта", - говорит блогер.

Впрочем, транспортная отрасль тоже оказалась в числе пострадавших от коронавируса. Поэтому разговор о том, как это скажется на дальнейшей работе перевозчиков и новых проблемах сферы еще впереди.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-05-14/7589.html