ФОКУС ГОРОДА 19:57, 07.07.2020

Не нужен нам берег простецкий. Эксперты — о том, как сделать набережную удобной для саратовцев

"Мы все время говорим о народе гуляющем"

Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы

- Там, где была запроектирована дорога для движения автотранспорта, нужно оставить дорогу. А там, где запроектировано место для отдыха, его нужно содержать в нормальном состоянии, чтобы люди не боялись поломать ноги, гуляли и отдыхали. А это предложение... Мы на эти грабли уже наступали. В свое время проектировщики предполагали, что там будет передвигаться автомобильный транспорт, а в поздний советский период эту дорогу заузили, сделали там с двух сторон тротуары, выложили их плиткой, которая сегодня заросла травой, потому что никто там не гуляет. А уж тем более по проезжей части вряд ли кто-то возьмется гулять, если чуть ниже есть зеленые зоны, где можно ходить свободно.

Мы все время заботимся о народе гуляющем, как будто у нас нет деловых людей, которые перемещаются на автомобилях и работают в домах на набережной, как будто нет такси. Ведь если подъезда к набережной не будет, надо будет выходить где-то и идти пешком до этой пешеходной зоны.

Вообще, это ограничение инфраструктуры, доступа к нашей единственной достопримечательности — к реке Волга. Во всех городах приморских или тех, что стоят на реках, набережные всегда делают доступными для посещения людьми. И люди идут туда не только пешком, но и добираются на общественном и личном транспорте. Поэтому верхний ярус должен быть предназначен для того, чтобы подъехать, выйти из машины и насладиться волжскими красотами на первом и втором ярусе.

И потом, у нас так складывается, что на набережной живут белые люди, около которых не должен ездить транспорт, а на Лермонтова и Чернышевского — черные. У них там постоянно пробки, загазованность. А мы получим усугубление проблемы с пробками на этих улицах.

Я сейчас сосредоточил бы внимание на участке набережной, где много людей сегодня готовы гулять и отдыхать, но вынуждены спотыкаться. Это район автодорожного моста, где недавно после дождя потоком смыло часть асфальта. Я вчера там был, вывороченные глыбы лежат, размыло асфальт, песок, волейбольные площадки смыло в Волгу. А там, где асфальт сохранился, все в грязи, и никто не постарался его отмыть. А сколько дней уже прошло с того ливня...

Фото СарБК

"Люди теперь ходят по улицам, где есть деревья"

Ольга Сокольская, архитектор, общественный деятель, профессор СГАУ

- Верхний ярус саратовской набережной нельзя полностью сделать пешеходным по той причине, что там есть магазины, кафе, у которых нет альтернативного подъезда. С точки зрения создания городской среды это неграмотно. Встает вопрос пожарной безопасности, другие моменты. Когда решался вопрос с созданием пешеходной зоны на проспекте Кирова — это были 80-е годы, — среди архитектурной общественности было много нареканий об отсутствии подъездов к домам с параллельных улиц. Тогда долго спорили и потом решили, что подъезд к магазинам будет организован в определенное время с раннего утра и до того, как люди пойдут на работу. Но сейчас у нас на проспекте просто бардак. Там могут ездить и легковые, и грузовые машины в течение всего дня.

Если говорить о всей набережной, то на старой ее части необходимо восстанавливать то, что было. Зеленые насаждения, полив. Раньше там всегда была тень, прохлада. И на новой — продумывать озеленение, укреплять покрытие и решать вопрос с неразберихой. Там нужно проводить функциональное зонирование. Разделить детские площадки, мемориальные зоны, участки для велосипедистов, скейтбордистов, какие-то памятники, сооружения. То, что мы имеем там на данный момент, — это хаос.

То, что Исаев делает с точки зрения градостроительства, не правильно. Любая набережная должна иметь автомобильный проезд. Нельзя так относиться к городу. Сейчас в массовом порядке делают тротуары, но какого качества?.. Театральная площадь в прошлом году была отремонтирована, но уже сейчас через всю ширину пошли трещины. Спилили деревья. На Московской невозможно пройти в такую жару. Теперь люди ходят только по тем улицам, где сохранились зеленые насаждения. Я вчера свернула на Челюскинцев и была удивлена числом пешеходов. Я на этой улице никогда не видела столько людей.

Фото СарБК

"Летом набережная неактивна"

Антон Богнер, архитектор, руководитель сообщества Urban patrul

В принципе, пешеходный верхний ярус — это реально. На транспортный поток это сильно не повлияет. Сегодня там практически не паркуются. Появляется небольшая активность, но только в вечерний период. Если с Октябрьской направо поворачивать, там машины появляются у ресторанов. Возможно, эту зону можно оставить полноценно автомобильной. Тем более, что там есть кольцо для разворота с выходом на Некрасова. А участок от Октябрьской в сторону памятника Гагарину можно сделать абсолютно пешеходным.

В целом, по старой набережной есть ряд проблем. На участке от памятника Гагарину в сторону моста Саратов — Энгельс надо снижать количество автомобилей, делать больше пешеходных зон, увеличивать площадь озеленения. На территории возле гостиницы "Словакия" нужно делать зеленую зону, а парковочную зону убирать под землю. На нижнем ярусе у бортовой стенки нужно посадить деревья (у "Стрелки" был хороший проект), на новом участке — навесы. Этого не хватает.

В летний период набережная неактивна. Активность появляется в вечернее время, максимум с 16 часов. Потому что температура летом здесь под 60 градусов. Дело в том, что в этом месте очень плохая проветриваемость. Ветер дует с Кумысной поляны, но фронтальная застройка набережной становится преградой для потоков, а Волга играет, как зеркало, поэтому там максимально жарко. Дополнительной мерой мог бы стать микрополив с датчиками, которые бы реагировали на показатели температуры и влажности.

Еще один момент — скейт-парк. Его необходимо перенести в другую зону. Сначала там стали возникать конфликты между спортсменами и пешеходами — велосипедисты налетали на людей. А когда парк огородили забором, это ухудшило видовую картинку.

Фото СарБК

"Для новой части необходим статус набережной"

Денис Жабкин, краевед, блогер

- Прежде, чем принимать такое решение, надо изучить организацию движения. Это дорога, и сейчас она не используется в полной мере, там позволяется проезжать только жителям домов по этой улице и представителям предприятий, которые там находятся. И если других подъездов к этим домам нет, то сделать ее полноценной пешеходной зоной не получится. Она будет в таком же статусе, как проспект Кирова. Но если там улучшат покрытие для того, чтобы перемещались люди, уложат качественную плитку, которую зимой не повредит снегоуборочная техника, то ничего плохого в этом не будет.

Что касается всей набережной, понятно, что для ее благоустройства нужно финансирование. А для новой ее части необходим статус набережной. Сегодня она такого статуса не имеет. Часть ее, по-моему, вообще до сих пор не принята на баланс города. Город отказался это делать, когда выяснилось, что строительство выполнено со значительными нарушениями технологий. Поэтому сегодня часть новой набережной официально является только берегоукрепляющим сооружением. Да и выглядит это не так, как должна выглядеть набережная крупного города. Все благоустройство, которое там было сделано, выполнено на деньги, которые оставались от организации берегоукрепления. Все сводится к вопросам финансирования. И если они будут решены, то необходимо искать проектанта, подрядчика. И по моему мнению, этот процесс может простимулировать строительство нового пляжа. Там тоже необходимы грамотные решения.

На строительстве третьей очереди набережной. Саратов.

"Нужен план, чтобы показать его людям"

Андрей Варламов, урбанист, эколог

- Проблема в том, что граждане узнают о мыслях власти в виде каких-то нечетких предложений. Люди должны видеть реальные планы, картинки, проектные решения. Понятно, что это только слова, но потом мы с вами узнаем, что под эти слова выделены из бюджета внезапно 100 млн рублей. И мы будем гадать, как они эти деньги потратят. Может они сейчас втайне от нас такого нафантазируют, что мы в вами в ужас придем, когда это начнет реализовываться. Поэтому должен быть план, который надо показать людям. Может быть, у тех людей, которые живут на набережной и у того бизнеса, который там работает, есть свои представления о том, что там должно быть. Это все надо учитывать. Вот сейчас все закатают в асфальт, спилят деревья и мы будем радоваться открытому пространству, на котором в 40-градусную жару нереально находиться.

Сейчас планируется реконструкция бульвара на 2-й Садовой, а конкретных планов нет. И в материалах так называемого электронного аукциона, который проводила администрация Октябрьского района, планов нет. Там просто указана сумма и описание работ. Я боюсь, что с набережной случится то же самое.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-07-11/7657.html