ФОКУС ГОРОДА 15:27, 23.07.2020

Деревня вместо моря. Что регион может предложить любителю агротуризма

Туристский информационный центр в области закрыт

Потенциальные отпускники читают отзывы туристов с отечественного черноморского побережья о жуткой тесноте на пляжах и взлетевших ценах и все равно от безысходности покупают билеты в Сочи, Анапу или Крым. Председатель ассоциации по развитию туристического бизнеса Саратовской области "Поволжье" Дмитрий Семенов говорит: "Такого ажиотажа на нашем побережье не было даже во время Олимпиады-2014 в Сочи. Туристы остались в стране, следовательно, и деньги остались здесь, но всех разместить и предоставить соответствующего уровня услуги наши курорты не могут. Цены выросли запредельно. Такого у нас еще не было".

По словам игроков туристического рынка, отели Краснодарского края и Крыма подняли ценник от 30% до 100% (если номер стоил 10 тыс. рублей в сутки, то теперь стоит 15 тыс.). Дмитрий Семенов уверяет, что и саратовские базы отдыха повысили в этом сезоне свои и без того тяжеловесные ценники (5 тыс., а то и 25 тыс. рублей за номер в сутки). Кстати, их всегда сравнивают со стоимостью отдыха в Турции (в пользу последних, конечно). Но в этом году расхожие фразы, похоже, потеряют свою актуальность, потому что Турция в случае открытия будет принимать российских туристов только в самых дорогих отелях. А бюджетные гостиницы могут и вовсе не открыться этим летом.

Проблема выбора для отпускника сегодня стоит как никогда остро. Подобные ситуации возникают не часто и являются идеальными для старта и развития альтернативных направлений. Власти с самого начала увидели в закрытии границ уникальный шанс для отечественной туристической отрасли, в том числе ее наименее конкурентоспособных сегментов. Например, бывший премьер Дмитрий Медведев в начале июня назвал пандемию коронавируса стимулом для развития внутреннего туризма. Эта логика пришлась по вкусу и губернатору Саратовской области Валерию Радаеву, который несколько раз за лето поручал сделать все возможное, чтобы этот шанс не упустить. Правда, делал он это скорее гротескными методами — то предложил возить туристов на болото, то призвал сделать Саратов "центром международного туризма" (очевидно, уже после пандемии).

Что касается сельского или агротуризма, то вокруг него и вовсе вырос частокол банальных формулировок: "перспективное направление"... "особенно для Саратовской области, которая богата лесами, полями".... "решает проблемы занятости жителей глубинки"... "развивает село". Конечно, все, что говорится чиновниками и организаторами туристического рынка, верно до очевидности. Но так ли легко будет добиться все этого на практике?

Агротуризм способен предоставить отпускнику бюджетный вариант отдыха (куда дешевле местных турбаз, да еще с экзотикой — пение петухов, парное молоко, запах сена), а жителю села — возможность заработать (отвел свободную комнату, накормил деревенской едой, показал домашнюю живность и взял за это небольшую сумму). Заметим, что некоторые эксперты разделяют агротуризм и сельский туризм. В первом случае туристы принимают участие в сельского-хозяйственных работах, а во втором случае могут только любоваться деревенской жизнью. Но в большинстве случаев на эту разницу не обращают внимания.

Итак, три года назад на международной конференции об особенностях и перспективах развития экологического и сельского туризма в Саратовской области руководитель регионального Туристского информационного центра (ТИЦ) Ирина Арчакова заявляла, что "сельский туризм в Саратовской области является динамично развивающимся туристическим направлением". Она говорила о базе объектов агротуризма из тысячи пунктов (была составлена на основе специальных исследований) и 16 туристических маршрутах "с посещением объектов сельского туризма" (с охотой, рыбалкой и сбором ягод).

Но сегодня ни Туристского информационного центра, ни той базы в области уже нет.

Фото СарБК

"Не знали, что являемся объектом агротуризма"

В областном комитете по туризму на вопрос о судьбе ТИЦа коротко ответили: "Он раньше был в ведомстве министерства спорта и туризма, а потом туризм выделили в отдельное ведомство"...

Президент Ассоциации содействия развитию внутреннего и въездного туризма Саратовской области, включая сельский и агротуризм Лидия Гаврилюк об этом говорит: "В других регионах туристические информационные центры работают, но им выделяются денежные средства к существованию. А у нас регион прекратил финансирование центра, вот он и закрылся. Ведь надо платить зарплату, оплачивать помещение и все остальное. Все предприниматели, которые являются членами Ассоциации, тоже удивляются. Потому что от того, как работал саратовский ТИЦ, все были в полном восторге. Сегодня его не хватает".

В центре досконально изучали предложения в сфере агротуризма и учитывали "самые малые" его формы — гостевые сельские дома, которые предлагали постояльцам ночлег, питание и услуги проводника при сборе ягод и грибов или гармониста. Таких было особенно много в Базарно-Карабулакском районе.

И если база действующих объектов агротуризма бывшего ТИЦ состояла из тысячи пунктов, то в актуальный реестр объектов сельского туризма от областного комитета занесено 44 объекта. Его контент немного смущает. Почему? Потому что агротуризм — это все же не только отдых на территории районов области и не только в дали от городов. Даже примерные вариации классической формы (турист трудится на ферме или в поле и получает за это еду и кров) должны так или иначе обращаться к деталям сельского труда и образа жизни.

Фото СарБК

Про большинство же объектов агротуризма в реестре указано: комфортное размещение, бассейн, площадка для игр, зона барбекю, ресторан, проведение свадебных торжеств, баня (а то и турецкая), диско-вечеринки. Под многими аннотациями стоит стандартная приписка: "услуги местных жителей" (по сбору грибов и ягод, заготовке лекарственных трав, веников и т. д.).

На базе отдыха "Ветерок" Воскресенского района и не знали, что их заведение находится в перечне объектов агротуризма. "Это ложная информация, у нас нет лицензии на такую деятельность. Ко мне подходили местные жители, просили разрешить им продавать отдыхающим свою продукцию. Но как я могу разрешить им это? Это будет неправомерно, их товары не сертифицированы, это продукт неподтвержденного качества. Да и леса у нас на территории нет. У нас только газон и немного хвойных растений. Вряд ли здесь туристы насобирают здесь много грибов. Вообще, на нашей базе сложно себе представить какие-то занятия в стиле "агро". Да и не просят нас об этом отдыхающие. Поэтому на вопрос о том, являемся ли мы объектом агротуризма, я отвечу: скорее нет, чем да".

Список явно требует ревизии. Например, по указанным телефонам конефермы, где якобы проводят экскурсии, заявляют, что этим не занимаются. А некоторые пункты сформулированы очень пространно. Например, про села Оркино и Озерки Петровского района написано: "Всесезонный прием туристов с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе. Организационный разнообразный досуг для отдыхающих отсутствует". Неужели подобное возможно и ведется только в двух селах области?

В реестре действующих турмаршрутов, составленного комитетом по туризму, под "сельскими" проходит всего два направления. Один из них — на страусиную ферму "Избушка" в поселке Взлетный Энгельсского района. Но говорят, что там осталось всего три страуса и к гостям порой выходит только один, поэтому этот вариант в турагентствах предлагать не любят. Другой — опять же энгельсский тур "На деревню к бабушке". В турагентствах предлагают еще экскурсию в вольерное хозяйство в Хвалынске "Теремок". Но, в реестре его нет, наверное, потому, что оно находится в черте города (из Саратова на микроавтобусе поездка туда будет стоить примерно тысячу с небольшим на человека).

А в реестре туристических маршрутов, которые организуют бюджетные организации или индивидуальные предприниматели, указан "сельский" маршрут "Секреты бабушкиного сундука" (в село Новая Елюзань Балаковского района), в "Музей лаптя" (село Калмантай Вольского района), на "Питерскую мельницу" (село Моршанка Питерского района), в село Бобровый Гай Пугачевкого района (он называется "Башкиры Заволжья. Дружба с великим русским писателем Л.Н.Толстым"; вероятно, в список вошел потому, что часть его посвящена кумысу) и в "Дом со львом" (Хвалынский район).

Фото СарБК

Агротуризм — это не только питание

Эксперт в сфере туризма Дмитрий Семенов категорично заявляет, что при всей перспективности направления, агротуризм в области не развивается. "Все очень сложно и все только на словах. Если бы власти помогали, шли навстречу предпринимателям, то это пошло бы. Но без субсидий и без помощи местных и федеральных властей, это нереально".

Лидия Гаврилюк из Ассоциации содействия развитию внутреннего и въездного туризма объясняет: "Для того, чтобы агротуризм развивался, надо законодательную базу привести в порядок. У нас законодательной базы на сегодняшний момент нет, а для того чтобы помогать отрасли, должен быть утвержден термин. Вот уже несколько лет абсолютно на всех мероприятиях составляются резолюции об этом и только в этом году законопроект о внесении дополнений о закон о туризме был внесен в Государственную думу. Но, к сожалению, разработчик документа в предложенной формулировке термина связал его только с питанием туристов в сельской местности. Но агротуризм - это гораздо шире. В регионе мы тоже об этом говорили. В итоге в Думе законодательную инициативу поддержали, но попросили дополнить законопроект более широким смыслом этого понятия. Нас этот ответ устроил». Еще одним положительным моментом, по мнению собеседницы, стала возможность для налогоплательщиков области оформлять статус самозанятых. Таким образом, владельцы сельской недвижимости, которые сделали гостеприимство своей профессиональной деятельностью, смогут рассчитывать на господдержку. Но при условии законодательного утверждения термина "агротуризм".

Лидия Гаврилюк уверена, что это направление в Саратовской области не стоит на месте: "Медленно, не так, как нам бы хотелось, но развивается. Это стало популярно. Это стало популярно среди молодежи. Это стало популярно фотографировать. Агротуризм начал развиваться естественным путем - спрос рождает предложения. И у нас в Саратовской области есть объекты агротуризма. Их, конечно, немного, но они есть. Активно прирастает членами наша ассоциация, в отличие от таких же объединений в других регионах".

На сайте Ассоциации содействия развитию внутреннего и въездного туризма Саратовской области в качестве успешных объектов агротуризма названы агроцентр "Корольков сад" в Саратове, агрокомплекс "Избушка" в Энгельсском районе (но у некоторых турфирм другое мнение, которое мы уже приводили), база отдыха "Приречное" в Аткарском районе, конная ферма "Золотая подкова", мини-отель "Крылатый" в Воскресенском районе.

А на сайте российской Ассоциации содействия развитию агротуризма в качестве объектов сельского туризма в Саратовской области представлено всего два проекта — отель "Крылатый" и конный клуб "Золотая подкова". Лилия Гаврилюк объясняет, что сайт является "подзаброшенным". Лидера этого объединения перевели на работу в другую сферу, поэтому уже год сайт не обновлялся.

Фото СарБК

"Хватает комаров, которые кусают"

Представители отрасли по разному оценивают востребованность "отпуска в деревне". На базе отдыха "Старая мельница" Балашовского района (входит в региональный реестр объектов агротуризма) рассказали, что классическая формула сельского отдыха горожан в селе, когда турист работает вместе с сельчанами, а они ему предоставляют жилье и еду, или он иногда принимает участие в сельских работах (таким тренд зародился в Европе), сейчас абсолютно не востребован.

"Об этом разговора совсем нет. Работать во время отдыха никто не хочет. У нас на территории стоит стог сена, так вот около него все любят фотографироваться и только. Еще просят помочь с покупкой местных молочных продуктов, на рыбалку любят ходить, про грибы иногда спрашивают. Но мы видим востребованность "сельской тематики". Даже построили ферму, хотели приобрести лошадку, корову, птичек, но нам ее сожгли, а теперь возможности восстановить постройки нет. Еще и коронавирус лишил части дохода. Мы могли бы предлагать гостям подоить корову, поухаживать за пони. Такого рода развлечения спрашивают отдыхающие с детьми", - рассказали там.

На базе отдыха "Серебряный бор" в Базарно-Карабулакском районе еще более эмоционально восприняли вопрос об участии отдыхающих в сельских работах: "Мы находимся рядом с селом Алексеевка, у них стадо гуляет всего из 15 коров... С животноводством очень плохо. Нам уже трудно купить банку парного молока. Какая дойка? Какой сеновал? Все не кошено. Раньше дрались за сено, а сейчас поляна стоит некошеная с клевером. В этом году июнь был хороший, дождливый. Но никому ничего не надо".

В "Серебряном бору" добавили, что спроса на отдых с сельским трудом среди отдыхающих нет: "С дойкой коров, с хозяйством, такого спроса нет. Туристам хватает кроликов, которых можно покормить с рук, хватает рыбок, которые плавают, хватает комаров, которые кусают". Здесь отмечают, что держать в штате сотрудника, который бы сопровождал гостей в лес по грибы или ягоды, накладно. Если отдыхающие просят о такой услуге, ее специально организовывают. Иногда с туристами выбирается собственник заведения.

А владелец пасеки в Марксовском районе Сергей Симоганов (тоже состоит в реестре объектов агротуризма) заявляет, что отпускники не раз просили его организовать "трудовой" отдых. "Я бы не сказал, что это огромный спрос, но есть люди, которые хотят поработать на пасеке в лесу, в деревне. У нас тоже, как и в Европе, люди готовы получать за свой труд ночлег и еду. Любой человек заинтересован в каком-то результате. У кого-то цель - здоровье, у кого-то крафтовый продукт, у кого-то духовные вещи. Может быть, он на природе отдыхает от мегаполиса", - поделился Симоганов.

При этом собеседник подчеркнул, что качественных предложений подобного отдыха на рынке нет. "Вы попробуйте найти пасеку качественную, где созданы условия для нормального приема пищи, ночлега. Их очень мало. Ведь не каждый выдержит спартанские условия. Да и зачем это надо".

Такое же мнение высказывали в "Серебряном бору": "После дойки и всех прочих мероприятий человек должен прийти в люксовый номер и привести себя в порядок. Без этого нельзя. Нужна инфраструктура, а это очень большие деньги. К фермерам к Европе едут потому, что у них все это есть".

Именно из-за необходимости крупных вложений фермеры откладывают подобные проекты на "белый день". "Сегодня в эти вещи вкладываются очень осторожно. Это движение только начинается. А деньги сегодня требуются на первоочередные вопросы. Нынешний уровень доходов ставит в приоритет совсем другие темы", - говорит Сергей Симоганов.

К тому же коронавирус перечеркнул планы бизнесменов на этот год. На базе отдыха "Ветерок" хотели приобрести моторные лодки для водных прогулок отдыхающих, но покупку отложили. Из-за пандемии и запрета на работу (базы отдыха открылись только 7 июля) проект лишился как минимум 4 млн рублей.

Лидия Гаврилюк при этом замечает: "Я думаю, что эта сфера не очень предполагает участия крупных инвестиций, крупных бизнесменов. Только единичные какие-то агрокомплексы. Их не может быть много. Потому что агротуризм — это тишина, деревня и реальный край. Все это искусственно не построишь. Люди ищут именно спокойный отдых в реальной деревне. Там не во что вкладываться. Бабушка, конечно, будет улучшать что-то, если государство даст такую поддержку. Но в принципе это не бизнес, это возможность дополнительного заработка для селян".

Глава ассоциации заверила, что для того сельские жители активно осваивают новые технологии, углубляются в интернет. "Даже бабушки у нас регистрируются в качестве самозанятых, осваивают приложение "Мой налог". Мы второй год проводим конкурс "Открой малую родину по-новому", работаем с простыми жителями деревень. Так вот, все прекрасно чувствуют себя в интернете".

Вместе с тем, предложенные в сети варианты агротуризма размещены в основном организаторами крупных проектов.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-07-23/7681.html