ФОКУС ГОРОДА 09:06, 06.08.2020

Первый авиаполет над Саратовом. Провинциальные истории

Договор дороже денег

Первыми полетать над Саратовом пригласили авиаторов Александра Васильева и Виссариона Кебурова (настоящая фамилия – Кебурия). Соответствующий договор с их агентом был заключен 7 сентября 1910 года. Оба только что закончили во Франции лётную школу одного из самых известных в то время авиаторов-авиастроителей Блерио. Вернувшись в Россию с двумя аэропланами "Bleriot (Блерио) XI" с моторами мощностью 25 и 50 л. с., они решили окупить свои затраты (аэропланы обошлись в 65 тыс. рублей) с помощью авиагастролей по стране. 1 сентября они привели в восторг нижегородцев, 9-го – жителей Казани.

Александр Васильев

В Саратове, по договору, днями полётов утвердили 23, 26 и 29 сентября, 1, 3 и 5 октября, а местом для первого в истории города "авиашоу" выбрали самую ровную городскую площадку – ипподром (сегодня на этом месте стадион "Локомотив"). Договорились и о стоимости билетов для зрителей: при входной плате в 50 коп., а для учащихся – в 30, сначала установили таксу в 5 рублей за место, а через несколько дней снизили её до 3 руб. 60 коп. "с целью более широкого доступа публики". При этом на средней трибуне для учредителей аэроклуба и их семей были отведены бесплатные места, а для членов и их семей – места всего за 2 рубля. Плюс были предусмотрены почётный бесплатный билет для почётного председателя, губернатора Татищева и бесплатный вход для представителей местных газет.

Предварительная продажа билетов была открыта в книжном магазине "Современник" на Московской улице. 15% от сборов должен был получить аэроклуб. А "за все могущие быть убытки от повреждения аппаратов, авиаторов, имущества и здоровья жителей от несчастных случаев при полетах" ответственность возложили на авиаторов. Они же должны были платить за рекламу и работу "прислуги при аппаратах и на ипподроме".

Виссарион Кебуров

Подготовка

Накануне полётов ипподром преобразился: руками арестантов (!) была выровнена площадка под взлётную полосу, расширен манеж для размещения аэропланов; в той части трибуны, где обычно заседало жюри, установлена двухъярусная ложа, первый "этаж" которой предназначался для губернатора с семейством, второй – для местной элиты; для удобства зрителей было установлено 8 касс.

Наплыв публики ожидался огромным, в том числе, безбилетной, за пределами ипподрома. В связи с этим к наблюдению за порядком были привлечены не только полицейские, но и солдаты местного гарнизона, а саратовский полицмейстер обнародовал предупредительное объявление:

"Во время полётов аэропланов с 23 текущего сентября и во избежание могущих быть при полётах несчастий, скопление публики на площади и улицах, прилегающих к конскому бегу, воспрещается, причём рекомендуется лицам, прибывающим к главному подъезду бегового ипподрома, следовать по Московской улице, а занимающим открытые места на противоположной стороне – по Большой Казачьей и Царицынской улицам. Движение по Дворянской улице от Губернаторской до железнодорожного переезда и по Аткарской до Московской ул. на означенное время допущено не будет".

Помешал ветер

В день первого полёта стояла пасмурная холодная погода. Временами хлопьями падал снег. Но разве это могло остановить любопытных саратовцев? Взлёт был назначен на полчетвёртого, но уже с двух часов саратовские улицы пришли в движение.

"К назначенному для полётов времени места в вагонах трамвая нельзя было достать; публика шла чуть ли не к берегу Волги, чтобы занять места. Около остановок – толпа народа, с бою бравшая места. Длинной вереницей потянулись извозчики, автомобили, велосипедисты.,. – отчитывался впоследствии "Саратовский вестник". – На вокзальной площади давка: здѣсь уже десятитысячная лава едва сдерживается полицией, конными стражниками и пешими городовыми... Крыши прилегающих к ипподрому домов переполнены бесплатной публикой, деревья облеплены ею же.,.

На трибунах развевается красивый флаг аэроклуба – голубого цвета с белым крестом и гербом города. С трудом удается пройти сквозь цепь: еще чуть ли не за полверсты требуют билет. До ипподрома приходится его показывать несколько раз…

Около забора ипподрома, вдоль него, длинной лентой, сдерживаемой преградой из каната, растянулась публика с входными билетами. Сотни биноклей устремлены к манежу, где стояли аппараты…"

Зрителей встречали буфет, оркестр…

Каково же было разочарование, когда, прождав два часа, вся эта бушующая людская масса узнала, что полёты не состоятся!..

А всё из-за проклятого ветра, набирающего силу…

Неудовлетворённая толпа частью бросилась к кассам за возвратом денег, а частью – к стоящим на поле аэропланам: чтобы хоть дотронуться до диковинок. Авиаторы едва успели завести их в закрытый манеж…

Полёты перенесли сначала на 24 сентября, а затем, когда из-за непогоды они снова не состоялись, – на 26-е. С теми же билетами.

Виссарион Кебуров

Две минуты восторга

Народу в тот день собралось в несколько раз больше.

Люди с надеждой смотрят на аэроплан, готовый взлететь. "Точно белая бабочка с длинным и тонким тельцем села на беговой круг", – добавляет журналист лирики в свой репортаж.

Но и третья попытка едва не сорвалась. И опять из-за ветра.

Он то стихает, то разгоняется. Аэроклубовцы понимают, что лететь – опасно для жизни и уже готовы взять ответственность на себя и объявить публике об отмене полёта. Но Васильев выбирает момент и… рискует.

Полёт получился недолгим. Всего две минуты. Но зато каких!... Они стоили того, чтобы "так долго и прилежно" ждать их, как ждали десятки тысяч людей. В них "была сконцентрирована мечта веков, звучала достигнутая надежда", – захлёбывался от восторга корреспондент "Саратовского вестника":

"Аппарат, пробежав около трех сажен, без разбега, легко, изящно отделяется от земли и плавно летит перед публикой около трибун...

Картина поразитѳльная: послушная в руках авиатора машина, "тяжелее воздуха", быстро, стрелой, поднимается вверх.

Васильев делает довольно крутой поворот по направлению к городу. Аппарат при повороте сильно качает ветром, но он выравнивается и быстро летит к казармам.

Круг ипподрома тесен, аппарат за ним в высоте метров около двухсот.

Восхищению публики нет конца. На ипподроме – аплодисменты, крики "браво Васильев"!..

На ипподроме гул многотысячной толпы...

Достигнув наибольшей высоты над казармами, Васильев снова делает крутой поворот. В бинокль видно, как аппарат подхватывает порывистый ветер и сильно качает его, но усилиями авиатора он выравнивается и летит по направлению к вокзалу.

Легкий поворот – аппарат крутым спуском опускается на ипподром…"

Васильева окружают губернатор, управляющий Рязано-Уральской железной дорогой Матренинский, члены аэроклуба. Поздравляют. Жмут руки. Они – в восхищении. А Васильев недоволен, говорит:

– В Нижнем я продержался в воздухе 38 минут, спокойно летая над всем городом на высоте 1000 метров. Здесь же я поднялся на 200 метров, и меня так качало ветром, что временами казалось: вот-вот перевернусь…

Они "улетели", но обещали вернуться

Впрочем, впоследствии Васильев реабилитировался перед саратовской публикой. 29 сентября он снова взлетает над городом. На этот раз ветер позволяет авиатору пролететь 5 с лишним минут. Зато 3 октября в Саратове состоялось настоящее авиапиршество. Сначала Васильев долетел до Покровской слободы, сделал над ней круг и вернулся, пролетев 25 вёрст всего (!) за 13 минут:

– С каким-то особенным удовольствием пролетел я над городом… Большой, хороший город… – признавался он корреспонденту "Саратовского вестника". – Особенное удовольствие испытал, пронесясь над Волгой. Такая широкая, красивая, чистая она… Великолепная прогулка… Давно не испытывал такой прелести, как на этот раз.

За ним взлетает Кебуров. Мотор его аэроплана слабее Васильевского. Поднявшийся ветер раскачивает машину. Но лётчик справляется и делает большой круг: ипподром – Московская площадь – ипподром. Следом Васильев дважды повторяет маршрут своего товарища. Можно было бы и дольше полетать, но размахнуться ветер не дал.

Он же не позволил заезжим авиаторам совершить заключительный полёт, назначенный на 5 октября. После этого они уехали, оставив о себе память не только полётами, но и лекциями об истории и становлении воздухоплавания.

Кроме того, Васильев, довольный оказанным ему приёмом, пообещал открыть в Саратове школу для авиаторов.

Продолжение будет

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-08-06/7698.html