ФОКУС ГОРОДА 20:23, 11.09.2020

Темы недели: коронавирус пошел в школу, тупик для трамвая, разруха в клозетах

"Дистанционка" на горизонте

С приходом осени коронавирус в регионе набирает новую силу. И хотя чиновники стараются не подавать виду, что ситуация осложняется, и даже продолжают снимать ограничения (на этой неделе заработали кинотеатры), тревожных звоночков уже прозвенело более чем достаточно.

Первым таким сигналом стала вспышка инфекции в психоневрологическом интернате в селе Колояр Вольского района 1 сентября. Там коронавирусом заразился 61 человек, из них 12 попали в больницу. После этого ежедневный прирост случаев "ковида" в регионе скакнул выше 100 и с тех пор держится примерно на том же уровне.

Вторым, уже трагическим аккордом в нынешней ситуации стало то, что вирус стал уносить жизни совсем молодых людей — 29-летнего мужчины и 33-летней роженицы, у которых не было каких-то критических проблем со здоровьем. Медики делают вид, что ничего страшного не произошло, хотя психологический эффект этих двух случаев огромен: "ковид" понизил возрастную планку. Значит ли это, что он стал фатальнее или усложнилась ситуация с заболеваемостью в целом, из-за чего медики не всегда успевают оперативно принимать меры?

Участились жалобы на то, что пациентам, уже находящимся в тяжелом состоянии — с высокой температурой и явными симптомами пневмонии — отказывают в госпитализации, ссылаясь на очередь и отсутствие свободных мест в больницах. Эту ситуацию признал и минздрав: он начал снова разворачивать недостающие койки. Тревога прозвучала в голосе председателя правительства области Александра Стрелюхина, когда он спрашивал о том, почему в России доля пациентов с воспалением легких снизилась до 25%, а в Саратове — остается на уровне 65%. Ответа он не получил. Как нет и объяснения тому, почему регион так и не спустился с того, что в июне называли обнадеживающим термином "плато". Не следствие ли это непропорционально строгих запретов в начале пандемии, которые затем сменились такими же необъяснимыми резкими послаблениями?

На фоне всей этой ситуации особое беспокойство вызывает начало учебного года. Пока власти действуют на опережение — при первом же заболевшем отправляют весь класс или группу детского сада на карантин. Из-за этого уже около 600 школьников, по состоянию на сегодняшний день, вернулись на дистанционное обучение.

Эксперт профсоюза работников образования "Учитель", педагог c 38-летним стажем, почетный работник общего образования России Леонид Перлов считает, что вероятность перехода на дистанционное обучение для всех "очень велика", но он с этим категорически не согласен.

"Потому что у нас сколько школ – столько и ситуаций. Где-то действительно стоит отправить на карантин все учебное заведение, а где-то ограничиться классом и так далее. На мой взгляд, школы должны решать это индивидуально. Но, как мне кажется, у нас снова такое решение будет "для всех" (по крайней мере, от начальства мы часто слышим это слово), его примет Роспотребнадзор, — предположил педагог. – И еще такой момент. У нас много говорят о том, как тяжело родителям, детям в сложившихся условиях. Но никто не говорит о том, как тяжело учителям. Вот представьте, параллель, 4 класса. Два из них уходят на карантин. А у учителя объем работы вырастает вдвое – ему надо готовиться и к очному уроку, и к уроку в дистанционной форме… При той же зарплате, между прочим. Про то, что сейчас учителя вынуждены мотаться по классам с оборудованием, пособиями я уже молчу…".

Не вписались в поворот

Да простят нас читатели за то, что мы снова обращаемся теме трамваев в Мирном переулке. За три недели она всем уже набила оскомину. Но, как выяснилось, с ней еще не все ясно. А уходящая неделя только еще больше все запутала.

Похоже, мы поспешили с выводами, когда говорили, что власти города прислушались к мнению жителей и решили оставить "транвай" в Мирном переулке. В головах саратовских чиновников этот вопрос встал все-таки не на те рельсы. Вместо сохранения нынешних маршрутов и модернизации всего трамвайного хозяйства мэрия все-таки склоняется к варианту пустить по нынешнему кольцу только ретро-трамвай, который должен выполнять роль подвозящего челнока между площадью Кирова и Детским парком. Об этом "СарБК" вполне официально заявила пресс-секретарь главы города Татьяна Плющева.

Одновременно ее начальник Михаил Исаев пообещал, что рельсы в Мирном переулке все-таки будут модернизированы: "Будут сделаны так называемые бесшовные рельсы, где нет стыков, так называемый бархатный путь, который будет соответствовать всем нормативам по шумовибрационным характеристикам, чтобы это не мешало горожанам".

В том и другом есть определенное противоречие — вкладывать сотни миллионов в перекладку рельсов и сетей для того, чтобы по ним потом ходил туристический трамвайчик — это попахивает прожектерством. А использовать чисто "имиджевый" транспорт для регулярных перевозок — это как минимум странно и негуманно по отношению и к пассажирам, и столетнему трамваю... В общем, какая-то путаница в показаниях.

Любопытно, что этот вариант — только ретро-трамвай — самый непопулярный вариант среди предложенных мэрией, судя по опросу на сайте "СарБК" (5% голосов). Он даже менее популярен, чем демонтаж рельсов без всяких условий (14%). Не говоря уже о том, что просят оставить маршруты 76% опрошенных. Получается, "компромисс" мэрия нашла довольно странный – по принципу "назло жителям отморожу уши".

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сказал, что выделенные в этом году на линию скоростного трамвая 300 млн рублей будут потрачены на оборудование, а рельсы начнут трогать только в 2021 году. Вопрос с трамваями в Мирном переулке заморожен, но точка в нем еще не поставлена. Через год нас ждут новые дискуссии и баталии.

Архитектор, куратор проекта Urban Patrul Антон Богнер считает решение пустить по кольцу в Мирный переулок ретро-трамвай и даже полноценный подвоз пассажиров из Детского парка в Мирный переулок глупостью. "Получается, что люди, вышедшие у Детского парка, должны несколько минут ожидать на морозе следующего трамвая, который поедет до Мирного переулка. Провоз должен осуществляться до Мирного переулка без каких-либо пересадок. Люди должны доезжать до центра, потому что это важный узел города, в котором стыкуются все маршруты, и там очень высокая интенсивность пешеходов. Это необходимо. Их предложение – это глупость. Они максимально продвигают идеи автобусов", - уточнил Богнер.

Государственный вопрос

С трамвайной темой все понятно, тут без вмешательства высокопоставленных лиц не обойтись. На проект скоростного трамвая нужны большие федеральные деньги. Новый пляж – тут тоже все ясно: еще в 2016 году Володин предложил сделать "самое длинное в Европе" пешеходное кольцо, это его личный проект, которым он хочет запомниться горожанам. Ну и деньги на него тоже идут федеральные.

Мы привыкли, что Вячеслав Викторович во всем наставляет городские и региональные власти. Иногда даже объясняет им, что дренаж они положили неправильно, лавочки в новом сквере должны быть ровными и гладкими. Это и понятно, сам не проверишь — никто не проверит. К тому же, нужно, чтобы у горожан при мысли об инициативах "нашего депутата" не возникало никаких неприятных ощущений.

Но вот когда Вячеслав Володин на этой неделе поднял тему нехватки общественных туалетов в городе, даже привычные горожане поразились. Все-таки эта тема, мягко говоря, не уровня председателя Государственной думы. А при нашей властной вертикали даже мэру об этом думать как-то не с руки — есть ведь районные администрации, отвечающие за порядок "на территории". В этой ситуации даже непонятно, кому больше краснеть — чиновникам на местах, за то, что им указывают на такие мелкие хозяйственные просчеты, или федеральному куратору за то, что ему приходится на них указывать.

Наверное, краснеть от стыда приходится всем нам за то, что мы дошли до жизни такой. Когда без непосредственного приказа сверху городские власти не могут (и не хотят) принять ни одного решения. Сколько лет горожане, депутаты, СМИ пишут о том, что в городе элементарно негде справить нужду. Для чиновников всех этих жалоб и проблем не существует. Пока Володин не скажет, пальцем не пошевелят.

Похоже, что и деревья в городе продолжат белить, пока Володин не скажет, что это совершенно бессмысленно, и заборы вдоль дорог ставить, пока Володин не попросит остановиться. Такими темпами город скоро погрузится во тьму, потому что Володин вовремя не приехал и не посоветовал вовремя заменить лампочки.

Коммунист Александр Анидалов считает, что "туалетный вопрос" еще раз продемонстрировал жителям региона и Саратова, в частности, кризис системы. "Третий человек в стране решает проблему с отсутствием туалетов на улицах города! Это говорит о чем? Что мы находимся в таком ручном управлении, когда исполнителям на местах приходится указывать, какую плитку менять, как деревья пилить и так далее, - уточняет депутат облдумы.- С другой стороны, проблема насущная? Насущная. Проще ее решить, чем что-то более глобальное, например, в системе здравоохранения или образования? Проще. Дешево и сердито. И люди довольны, потому что их проблемы решаются. А то они, не дай бог, начнут думать, почему у них зарплаты низкие, почему бесплатное образование не бесплатное. А тут, понимаешь ли, удовлетворил первичную потребность – и все хорошо".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-09-11/7741.html