ФОКУС ГОРОДА 11:48, 25.09.2020

"Стрельцов". Заметки киномана о фильме про советский футбол

У Эдуарда Стрельцова (Александр Петров, "Полицейский с Рублевки", “Гоголь", "Лед") своеволие (а лучше сказать, дурь) и звездная болезнь появились до того, как он стал звездой советского футбола. Но он такой потрясающе талантливый, что его берут в команду "Торпедо", а потом и в сборную СССР по футболу. Он кутит со стилягами, пьет, дебоширит и постоянно ведет себя безответственно. Но ему всё прощают, потому что он одерживает победу за победой, и все его обожают, такой он обаятельный.

0.russia.tv

Все у него идет отлично. Ему абсолютно нечего преодолевать в сюжете (кроме себя), пока коварный картонный партработник не решает его сжить со свету и не устраивает ему обвинение в изнасиловании. Прямо вот на ровном месте! Не виноватый он, она сама пришла!

Если бы хоть кто-то из создателей потрудился хорошо прописать персонажей второго плана и правда попытался исследовать противоречивый характер главного героя, могла бы выйти шикарная спортивная драма со страшно актуальными темами. Ведь что случилось в реальности? Эдуард Стрельцов, по всем рассказам современников, жил, как рок-звезда: секс и всё, что сходило за наркотики, и рок-н-ролл в 50-х. Однажды он с несколькими дружками и тремя незнакомыми девушками загулял на даче. Все участники выпили слишком много и остались там на ночь. А потом девушки подали заявление об изнасиловании на трех товарищей. Если вы следили хотя бы за одной историей про изнасилование в СМИ, вы знаете, что было дальше: "Я был пьян и ничего не помню", "Да она была не против!", "Она сама к нему пришла", "Да это вообще не он, а тот другой", "Она просто хочет денег\славы". На девушек давят, чтобы они "не портили жизнь паренькам", заявления забирают, начинается скандал. Что по-настоящему случилось на той даче, не знают, кажется, даже некоторые участники. Но двоих товарищей оправдывают, а Стрельцову дают двенадцать лет.

zolotoy.ru

У вас наверняка ещё свеж в памяти скандал с Ефремовым, поэтому вы понимаете, что тут же возникают теории заговоров: его подставили товарищи\враги\обиженная важная партийная шишка\лично Хрущев\иностранные агенты, которые не хотели, чтобы он выступал на чемпионате мира\иностранные команды, которые наоборот хотели его переманить к себе в буржуазный мир\инопланетяне\киборги из будущего\нужное подчеркнуть. Но никаких точных доказательств, что он НЕ виновен, нет.

Казалось бы, бери и делай антигероя! Заставляй зрителей думать! Нынче на подобном материале создают отличные штуки, вроде "Утреннего шоу" или "Я могу тебя уничтожить". Но Илья Учитель ("Огни большой деревни" и "Пересадка") снял лубочное шоу про советский спорт в стиле "Движения вверх" и "Легенды №17". Сложной и неоднозначной реальности тут не место.

afisha.ru

В его картине Стрельцов - хороший парень(тм). Дерзкий и отчаянный, но в глубине души однозначно положительный. Но его, такого распрекрасного, с первого кадра невзлюбил картонный злодей-партработник. И вот, когда Стрельцов завоевывает ещё более картонную девушку, в которую они оба по сценарию влюблены, он решает сжить соперника со свету. Он подговаривает его бывшую картонную девушку (ей богу, в этом фильме героинь можно заменить швабрами, настолько они важны для сюжета и обладают индивидуальностью!) вытащить его к старым дружкам на дачу, напоить и сказать, что он ее изнасиловал. При этом, конечно, никто даже одежды не снимет, а коварный партработник с милицией будет ждать её ненатурального крика под окном/

Беда в том, что это не просто идиотский сюжетный ход. Режиссер и сценарист этого фильма наносят совершенно реальный вред живым людям! Ложные обвинения в изнасиловании составляют от 2% до 10% от всех заявлений (но сюда входят случаи, где невозможно доказать, что преступление было совершено, что не значит, что его не было). Случаев, когда мужчин судили по этим ложным обвинениям, ещё меньше. При этом в двух третях случаев заявление об изнасиловании даже не подается. То есть, у мужчины по статистике больше шансов быть изнасилованным другим мужчиной, чем быть ложно обвиненном в изнасиловании. В истории Стрельцова действительно непонятно, что случилось. Но в фильме сомнений нет никаких.

news.myseldon.com

Когда в картине с очень популярным актером, рассчитанном на широкую аудиторию, показывают, как женщина из мести врет об изнасиловании, знаете, к чему это приводит? К тому, что жертвам изнасилований не верят в реальности! Как будто у нас до этого полиция и публика разбежись поддерживать женщин в таких ситуациях! Это мерзко и безответственно со стороны создателей! Вот за такое надо фильмы бойкотировать, а не за цесаревичей с балеринами.

Если вам нужны ещё поводы не смотреть "Стрельцова" в кинотеатре, их предостаточно. Во-первых, все второстепенные герои — мебель. Более-менее на человека похож главный персонаж (то ли благодаря, то ли вопреки Петрову), но и он какой-то карикатурный "парень удалой". Все эти забивания кочана капусты во флюгер и прыжки в мчащийся поезд с грузовика! Цирк уехал, а клоун остался? Во-вторых, в футбольных сценах не хватает напряжения. Снято неплохо (но не лучше "Тренера" Козловского), но о чем тут переживать, если ваш герой всегда и везде побеждает? В-третьих, конфликты с партработниками в современном российском кино про спорт уже набили оскомину. Придумайте что-нибудь ещё! Ну или хоть раскройте их, а то Александр Яценко похож на подмигивающего злодея, коварно закручивающего свой ус.

kinotree.ru

В-четвертых, не знаю уж, кому пришло в голову взять девушку (Стася Милославская) исполнителя главной роли на роль девушки его героя. Якобы это для получения той самой "химии" влюбленных. Может, они услышали про Данилу Козловского и его девушку в "Тренере"? Но в обоих случаях идея себя не оправдала. Ну и наконец, 50-е тут воспроизвели бедненько и с заблюренным фоном.

Ни спортивной драмы, ни человеческой драмы, ни мелодрамы, ни даже толковой комедии в "Стрельцове" нет. Если вам хочется смотрибельного кино про футбол, да чтобы с отечественными звездами, смотрите "Тренера". Ради такого на фоне роста заболевших в кинотеатр не стоит ходить.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-09-25/7754.html