ФОКУС ГОРОДА 12:32, 09.10.2020

“Китобой”. Заметки киномана

Чукотка, поселок на краю земли, до Аляски 86 километров по морю, а до Анадыря 5 часов на самолете. Никакой нефти и полезных ископаемых там, слава богу, не ищут. Поэтому в поселке живут чукчи и представители других коренных народов, и они действительно охотятся на китов. Осторожно! Сцена охоты на кита и его разделывание — это НЕ компьютерная графика! Это (были) настоящие киты! (И да, мы настолько много знаем про свою страну, что до этой картины многие не подозревали, что у нас до сих пор охотятся на китов. Но это можно делать только коренным народам Севера, только по квоте и только дедовскими методами).

А ещё в поселке есть интернет. И местные мужчины повадились смотреть там на вебкам моделей. Главный герой (дебютант Владимир Онухов) в одну из них влюбляется. Он думает, что она живет в Детройте, поэтому решает переплыть Берингов пролив и добраться до неё. Пешком, если придется.

Яндекс

За такую нехитрую историю в этом году молодежное жюри Венецианского кинофестиваля выдало главный приз в программе "Дни Венеции". А на "Кинотавре" дали приз за режиссуру, лучшую мужскую роль и диплом гильдии киноведов и кинокритиков. И если венецианцев ещё можно подозревать в желании продемонстрировать свою просвещенность, наших деятелей кино в особом уважении к судьбам малых народов подозревать совершенно не стоит. На Кинотавре только в 2020-м обнаружили якутское кино! А "Китобой" просто на самом деле так хорош.

Это не депрессивная сага о мучительном умирании российской глубинки. Это нежная история первой любви в суровых и грубых реалиях. Она снята с юмором, иногда тонким, иногда грубоватым, но всегда ласковым по отношению к героям. Сюжет прост, как валенок, но в нем примерно миллион пластов и тем для размышлений. Охотники на кита передают привет "Моби Дику". Попытка переплыть пролив в лодчонке отдает "Одиссей". От того, что до неё 86 километров, Америка не перестает казаться землей обетованной. Она так и манит жителей поселка, такая близкая, но такая неизвестная.

румир.рф

Разговор про влюбленности в изображения на экране вместо реальных людей напрашивается сам собой. Главный герой — ещё и эдакий современный Данте Алигьери. Тот тоже увидел девушку на улице пару раз, и решил, что это любовь.

"Китобой" можно использовать как повод поговорить о том, почему до 2020-го Чукотку на большом экране можно было увидеть только в документалках, и то если повезет. Почему якутское кино и этот фильм добрались до Кинотавра только сейчас? И что будет с талантливым парнем, который сыграл главную роль? Да, у него есть приз Кинотавра за лучшую мужскую роль, он обошел Хабенского. Но есть ли для него место в российском кино? Найдутся ли роли для человека с такой откровенно неславянской внешностью? Или это останется его единственной работой?

rockfilm.ru

Ещё можно поговорить о том, почему в замечательном авторском фильме опять такая беда с женщинами? Почему из них на экране только проститутка и вебкам-модель? При этом вся линия с первой абсолютно нереалистична, как признается сам режиссер. И нужна она только, чтобы раздеться на камеру для раскрытия героя, сама по себе она никто и ничто. Почему у нас в истории про первую любовь девушка — бессловесный безымянный объект, с которым невозможна никакая настоящая коммуникация? Что это говорит о наших мужчинах и о нашем кино?

Вебкам-модель играет Кристина Асмус (вот уж кому не стоило соглашаться на подобную роль после "Текста"! Актриса сама себе создает ограничивающее амплуа в нашей индустрии, которая и без того не богата на хорошие женские роли). Она и бельгиец, играющий американского пограничника,— единственные профессиональные актеры здесь. Хотя зачем было звать на эту роль актрису, совершенно не понятно. Три минуты задницы Кристины Асмус и несколько телодвижений на экране ноутбука не создают персонажа. У неё не то что индивидуальности, у нее имени нет! Это мог сыграть кто угодно, точнее, играть нечего. Нам стоит поговорить о том, что это уныло. И о том, что эта профессия — серая зона, что сексработницы и работники никак не защищены, если какой-то одержимый ими человек решит до них добраться. Не все же поклонники так слабо разбираются в работе подобных сайтов, как главный герой.

ikirov.ru

Режиссер Филипп Юрьев, для которого это полнометражный дебют, работал над фильмом восемь лет. Он приехал снимать документалку, но решил, что художественное кино покажет Чукотку лучше. Он заслужил свои награды потому, что установил такой контакт с непрофессиональными актерами (то бишь, обычными людьми), что они не чувствуют, что их снимают на камеру. Они абсолютно естественны, никто не переигрывает. В кадре звучит живая русская речь и чукотский язык! За одно это режиссеру надо выдать медаль! С такой репрезентацией "Китобой" легко проходит на "Оскар" даже по новым требованиям, которые ещё не вступили в силу, а уже вызвали такой ажиотаж в нашем углу интернета.

Отдельное спасибо Филиппу Юрьеву за то, что он не превратил свою картину в "Левиафана". Кости кита имеются, они даже настоящие. Но визуально - это почти анти- "Левиафан". Это не подборка ледяных пейзажей нереальной красоты. Чукотка здесь серая, но теплая, а общих планов мало. Фильм снят без декораций, в реальных интерьерах и на улицах. Это человеческая история, которая гораздо проще Звягинцева, но при этом универсальнее и по-своему богаче.

В общем, это ваш лучший шанс увидеть Чукотку на большом экране за много-много лет, если не десятилетий. Причем, сделать это можно с минимальным риском для здоровья. Это фестивальное кино, вас в зале будет полтора человека ;)

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-10-09/7769.html