ФОКУС ГОРОДА 12:59, 22.10.2020

Обдуманное движение. Как грамотно организовать дорожный трафик в Саратове

Личное vs общественное

 Транспортные проблемы касаются всех без исключения жителей города. Выезжая на работу или учебу на личном или общественном транспорте, мы встаем в пробках. Автомобилизация с каждым годом только растет, усугубляя и без того сложную дорожную ситуацию. Если на 1 января 2016 года в области было зафиксировано 696 950 автомобилей (данные портала "Автостат"), то в прошлом году этот показатель перевалил за 1 млн (такие данные приводились на одном из совещаний в правительстве области).

 Конечно, Саратов — не самый автомобилизированный город страны. По данным "Автостата" за 2019 год, он находился на 17-м месте по количеству автомобилей (256 тысяч машин). Но улично-дорожная сеть города не приспособлена для того, чтобы "переварить" даже такой транспортный поток. Центр города скован исторической застройкой 19-го века, когда улицы проектировались исключительно с расчетом на гужевой транспорт. Да и при строительстве новых районов в советское время тоже не предполагали, какими темпами будет расти численность автомобилистов в 21-м веке.

Фотобанк СарБК

 Эксперты, как правило, разделены на две группы. Одни полагают, что исправить ситуацию в городе может развитие общественного транспорта. Качественные пассажирские перевозки позволят переманить часть автомобилистов, уставших от пробок, в салоны автобусов и трамваев и немного разгрузить дороги. Например, такого мнения придерживается архитектор, руководитель сообщества Urban patrul Антон Богнер. По его мнению, ресурсы, которые бы позволили улучшить условия для движения личного транспорта, в Саратове почти исчерпаны. Комфорт автомобилистов может повышаться только в ущерб зеленым зонам, общественным пространствам.

 "Наша основная задача — сделать акцент в транспортной политике на общественный транспорт, а именно электротранспорт, трамвай. По-другому мы не сможем дальше развиваться. Нужно делать выделенные полосы, убирать помехи для общественного транспорта, создавать второстепенную и альтернативную инфраструктуру, развивать разные системы – каршеринг, велошеринг, кикшеринг. Это бы позволило людям пересаживаться на средства индивидуальной мобильности и не использовать основную инфраструктуру", - полагает эксперт.

 Есть и противоположное мнение — например, депутат Саратовской городской думы Виктор Марков считает, что разработанная по заказу мэрии стратегия слишком много внимания уделяет общественному транспорту, тогда как нужно учитывать интересы всех участников движения.  

 Big data развяжет узлы

 Рассуждения о том, как работают в городе транспортные потоки, основаны в основном на личном опыте экспертов и наблюдателей. Изучением же этого вопроса, к сожалению, никто серьезно не занимался. У многих складывается впечатление, что это некая эксклюзивная услуга, которая будет стоить дорого и снова потребует большой траты средств налогоплательщиков.

 Между тем, мир уже давно ушел вперед в этом вопросе. Для решения транспортных проблем в цивилизованных странах давно используются информационные системы. Далеко идти не нужно: самые узкие места города сейчас легко увидеть в режиме онлайн по "Яндекс.Пробкам", чего в начале века и представить себе было трудно. Есть, конечно же, и более продвинутые технологии и услуги, которые позволяют получить полную картину в динамике по времени.

 Как рассказал директор МТС в Саратовской области Олег Горбачев, одним из эффективных инструментов проектирования является геоаналитика на основе "больших данных" (big data) сотовых операторов. На основе обезличенных данных о перемещениях абонентов составляется "цифровой портрет" города или региона, позволяющий анализировать десятки критериев поведения жителей, в том числе и те, что имеют значение при планировании транспортной инфраструктуры. Геоаналитика дает возможность отслеживать миграцию населения, прогнозировать загруженность транспортных развязок в разное время суток и в разные дни недели, определять, каким видом транспорта пользуются пассажиры – общественным, личным или такси, сколько времени в день они в среднем проводят в пути, сколько минут ждут общественный транспорт на остановках. На основе полученной информации профильные ведомства могут, например, оптимизировать маршруты общественного транспорта, проектировать строительство новых дорог и развязок, определять наиболее проблемные места, где жители чаще и дольше всего стоят в пробках.

 "Геоаналитика дает понятные и очень прикладные данные о местонахождении и перемещении пассажиропотоков, с возможностью определения локации с точностью до 62 метров. Мы можем точно узнать количество людей, находящихся в заданный интервал времени в определенном районе, скорость их перемещения, отделить тех, кто живет в данной локации от тех, кто приезжает сюда на работу, - рассказывает Олег Горбачев. - Подобные данные могут пригодиться не только при оптимизации маршрутов общественного транспорта, но и при планировании новой городской застройки, строительстве новых торговых центров, спортивных объектов, площадок для массовых мероприятий и многого другого. У нас уже есть запущенные совместно с городскими властями пилотные проекты по геоаналитике в ряде регионов России, от Якутска до соседней Самары, и в Саратовской области мы тоже готовы применить имеющиеся опыт и экспертизу", - сказал Горбачев.

 Главное, что сегодня подобные технологии уже не являются роскошью, доступной только развитым мегаполисам, и  их стоимость для городского бюджета не стала бы обременительной.

Фотобанк СарБК

Безопаснее и быстрее

 Программа в части развития общественного транспорта предполагает обособление трамвайных путей, запреты на движение безрельсового транспорта, избавление от дублирующих маршрутов, организацию трамвайно-пешеходных улиц, установку новых трамвайных остановок (с высокой удобной платформой). Предлагается также достроить западный железнодорожный обход Саратова, чтобы разгрузить пути внутри города и запустить городскую электричку.

 Документ предусматривает три варианта развития событий – от бюджетного до грандиозного, в зависимости от финансовых возможностей. Планируется, что на 8,5 млрд рублей мы построим железнодорожный обход, реконструируем три улицы, построим развязки на пересечении Тракторной, 50 лет Октября и Большой Горной, создадим систему контроля за парковкой в центре города с работой системой эвакуации и штрафстоянок.

А на 135,7 млрд рублей с рамках максимального варианта мы проведем "масштабную модернизацию оборудования и внедрение интеллектуальных транспортных систем с целью адаптивного управления транспортными потоками в режиме реального времени". Мы построим "магистральные направления нерегулируемого движения", создадим развязки, построим мультимодальный грузовой терминал в районе грузового речпорта, новые ТПУ вблизи железнодорожных станций, станем "развивать систему метрополитена". В перечне мер "максимального варианта" - строительство моста через Волгу и путепровода в районе улицы Чернышевского и Ново-Астраханского шоссе.

 Разработчики считают, что реализация программы позволит сократить число участков с частыми ДТП на 90% к уровню 2017 года, количество дорожных аварий не менее, чем на 30%, смертности в них - на 70%. Время поездки на личном автомобиле сократится на 8%, а на пассажирском транспорте - на 8,4%.

Блогер Денис Жабкин считает, что ПКРТИ учитывает все проблемные вопросы транспортной системы Саратова и предлагает разумные и грамотные решения именно для развития общественного транспорта. Однако это некая программа-максимум, и на деле может быть реализована процентов на 10 от запланированных в ней мероприятий, как происходит с другими стратегическими документами, например, Генеральным планом.

 Уже на 2021 год, согласно программе, в городе должны произойти значительные, хотя пока и локальные изменения. Запланировано провести реконструкцию десятков улиц, оборудовать разворотные площадки общественного транспорта, отделить от автомобильного потока трамвайные пути и т. п. О финансировании этих мероприятий станет известно в конце года. "Что касается расширения дорог и путепроводов, то в настоящее время осуществляются строительные работы по устройству дорог в микрорайоне "Авиатор", начинается строительство дороги по ул. Менякина, расширен выезд с путепровода Трофимовский на ул. 2-я Прокатная, проводятся торги на проектирование путепровода в районе "Стрелки", - рассказал замглавы администрации города Максим Сиденко.

 Несмотря на то, что реализация программы уже начинается, продолжающиеся дискуссии говорят о том, что документ необходимо корректировать, исходя из реальной транспортной ситуации, приоритетов и нужд горожан. В этом вопросе могут помочь не только мнение сторонних специалистов (Антон Богнер, например, предлагает обратиться к федеральным экспертам уровня урбаниста Михаила Блинкина), но и простые информационные решения.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-10-23/7780.html