ФОКУС ГОРОДА 19:21, 20.11.2020

Темы недели: села не хотят в Саратов, госаптека, уход Трифонова

Рассерженные негорожане

Жители Саратовского района не разглядели для себя преимуществ городской жизни. В прошлые выходные в 17 населенных пунктах прошли "публичные слушания" об их присоединении к областному центру. Участники выразили несогласие на смену прописки с сельской на городскую. Например, в поселке Рейник против предложения выступили 96 человек, за — всего один.

Вообще вопрос расширения Саратова изначально продавливали как бы нехотя, чиновники предпочитали о нем не распространяться. При этом было очевидно, что у акции — продуманное пиар-сопровождение. Началось все с того, что стало известно об обращении жителей поселка Калашниково, которые спят и видят, чтобы их включили в городскую территорию. После этого чиновники стали тихой сапой прощупывать почву и встречаться с местным активом, рассказывая им о тех благах, которые их ждут под крылом мэрии.

Жители были, мягко говоря, не очень рады, потому что прекрасно понимали, что это делается не для заботы о населении, а ради каких-то высших, известных только чиновникам целей. Только через некоторое время мэрия осмелилась объявить о преобразованиях, а потом с участием правительства стала рассказывать СМИ и жителям о том, какие выгоды несет в себе создание "Большого Саратова".

Фото: Саратовский обком КПРФ

Во-первых, чиновники пообещали, что жители новых окраин не лишатся сельских льгот (тут могли бы запротестовать те, кто живет на нынешних окраинах и тоже особых удобств не имеет). Во-вторых, они заявили, что население Саратова таким образом увеличится, он сможет получать больше денег, часть из которых пойдет в присоединенные поселки. В-третьих, жителям пообещали некие размытые изменения к лучшему в их жизни. Но ни то, ни другое, ни третье граждан не вдохновило. И понятно почему — все эти доводы были туманными, ясно было только одно: чиновники чего-то недоговаривают.

В результате властям вынесен "вотум недоверия". Стоит только удивляться, как они не подключили к этому процессу административный ресурс, как это обычно делается на выборах и голосованиях. Возможно, просто не захотели растрачивать попусту тот самый ресурс. Интерес у СМИ к проблеме слабый, а резолюции слушаний имеют рекомендательный характер — учесть их можно, но не обязательно им следовать.

Фото: Саратовский обком КПРФ

Между тем, жители обсуждают, что де-факто расширение Саратова уже состоялось. Например, отмечают перемещение пограничных стел города и Саратовского района. Или что в некоторых документах их уже приписали к Саратову, а в официальных учреждениях уже начался "футбол" — из района пересылают в город.

В соцсетях жители не скупятся на определения произошедшего: "рейдерский захват", "никогда так не была разочарована в правительстве", "нашим депутатам и нашей власти доверия больше не осталось".

Лидер движения "Жить здесь!" Александр Ермишин настаивает, что идея о расширении границ Саратова за счет включения в его состав прилегающих населенных пунктов и территорий неактуальна, поскольку "Саратов сейчас не является ни городом, который задыхается от перенаселения в собственных границах, ни городом, бюджетные ресурсы которого позволяют обеспечивать высокое качество жизни на дополнительных территориях".

"Я хорошо понимаю и разделяю позицию жителей прилегающих населенных пунктов, которые в своем большинстве высказались против присоединения – все они в курсе, как обстоят дела в Саратове. Объединяться, как правило, хотят с сильными и успешными. К сожалению, это не тот случай. Выгоды от присоединения виртуальны, а "минусы" абсолютно реальны - банальная перспектива ни с того ни с сего платить за энергоресурсы и ту же автомобильную страховку по городскому тарифу мало кого обрадует. Обещания же представителей власти сохранить все имеющиеся льготы стоят чуть меньше, чем "ничего", после истории с повышением пенсионного возраста, - отмечает горожанин. - Вообще говоря, проблема отсутствия доверия к власти глобальна и уже проявляется и будет проявляться в самых разных областях, хотя показания самого главного барометра - выборов(!) пока еще искусственно подделываются с помощью запугивания бюджетников в избирательных комиссиях. Уверен, что настоящие результаты честных выборов хорошо бы коррелировались с результатами публичных слушаний по поводу присоединения к Саратову прилегающих населенных пунктов".

За таблеткой от государства

В Саратове на этой неделе открылась первая государственная аптека. Она работает напрямую от государственного же аптечного склада (того самого, директора которого уволили со скандалом при попытке купить "золотые" врачебные маски). Эта мера стала ответом правительства области на ситуацию на лекарственном рынке.

После того, как цены на самые необходимые препараты и даже градусники подскочили в разы, а покупатели смели с полок противовирусные и антибиотики, возродить государственную фармацевтическую сеть предлагали коммунисты. Можно было подумать, что чиновники тоже вдруг решили вернуться ко временам социализма, но нет.

Хотя очередь за медикаментами в новой аптеке действительно выстроилась, как в советские времена. А вот цены там оказались вовсе не ностальгические, а некоторые наименования препаратов тоже скоро пропали. Власти объяснили, что "государственность" аптеки проявляется в том, что ее наценка составляет всего 3-5%, а вот за цены поставщиков они не отвечают.

Председатель комиссии по экономике и предпринимательству общественной палаты Саратовской области Михаил Волоков, в 1990-е годы работавший в управлении здравоохранения региона, рассказал "СарБК", что "все это уже видел", и добавил, что у таких государственных аптек "есть определенные трудности".

"В Саратовской области более 1 тысячи розничных точек по торговле лекарственными препаратами. Соответственно, одна аптека – это 0,1% от общего количества. Вот и ответ, сможет ли одна аптека снизить напряженность с лекарствами в регионе. Это не первая государственная аптека, которая появилась в области. Те, кто наблюдал за этими процессами, видели, как такие аптеки появляются и исчезают в связи с тем, что у них низкая конкурентоспособность. Связана она с большими регламентами и трудностями финансового оборота. Все это приводит к низкому ассортименту и, как и во многих госструктурах, более низкому качеству обслуживания", - пояснил Михаил Волков.

Он уточнил, что сейчас от работников аптек требуется давать квалифицированные консультации людям, особенно в условиях, когда они не могут дойти до врача. "Понятно, что это не медицинское обслуживание и не медконсультация, но в аптеке должны уметь проконсультировать о совместимости препаратов, порядке употребления, противопоказаниях. Все это может проиллюстрировать такой пример: я помню времена, когда в коммерческих аптеках было до 100 наименований презервативов, а в "государственных" - только презервативы со смазкой из талька. Одним словом, в госаптеках могут работать и высококвалифицированные люди, но эффективность таких аптек ниже, чем у частных", - резюмировал эксперт.

Генерал в отставке

Увольняется начальник ГУ МВД по Саратовской области Николай Трифонов, не проработавший в саратовском главке и трех лет. С формулировкой "по собственному желанию". А как на самом деле, сказать сложно. Это при том, что на прежнем месте работы, в Ярославской области, он продержался 9 лет.

Фото: пресс-служба ГУ МВД

Трудно сказать, как повлиял на жизнь в регионе приход Трифонова. Какой-то единой тенденции в криминогенной ситуации не наблюдалось. Например, за первую половину этого года на 19,5% выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений. Связано ли это с работой органов, или с коронавирусом, или с чем-то другим — для таких выводов информации недостаточно.

Сам Трифонов вел себя довольно смирно, отчитывался исключительно о спокойной оперативной обстановке. В облике полиции тоже кардинальных перемен не произошло — за это время десятки сотрудников были пойманы на взятках, а некоторые даже на фабрикации дел и истязаниях. Были и героические страницы — такие как гибель лейтенанта Михаила Гадеева при задержании наркокурьеров.

Фото: пресс-служба ГУ МВД

Саратовские адвокаты, тесно взаимодействующие с органами внутренних дел, уже друг друга поздравили с событием. Например, адвокат Елена Сергун считает, что Николай Трифонов был "самым невидимым" руководителем ГУ МВД в Саратовской области. "У меня было ощущение, что основной его задачей было не попадаться на глаза. Такова была его реакция на критику, на очень серьезные нарекания со стороны адвокатов. Например, в августе 2019 года была скандальная история, когда адвокат и подзащитная были вызваны следователем ГСУ, им предложили подписать задним числом документы, хотя уже шла стадия знакомства с материалами дела, предварительное следствие закончилось. Были угрозы, что человеку изменят – что уже невозможно – статью на более тяжкую. Это стало достоянием гласности, было выложено в интернет, и что вы думаете? Тот следователь как работал, так и работает, никаких наказаний не последовало. Вместо этого господин Трифонов издал абсолютно незаконный, как это было признано областным судом, приказ запретить доступ адвокатов во все здания системы МВД с сотовыми телефонами. Я считаю, что это грубейшее нарушение процессуальных норм, и для господина Трифонова оно тоже осталось безнаказанным. Телефоны у граждан не изымают ни в прокуратуре, ни в СУ СК, ни в судах… То есть Николая Трифонова с точки зрения принятия конкретных решений мы не видели, не слышали, но негативные последствия в отношении интересов и законных прав граждан – на лицо", - подытожила адвокат.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-11-20/7823.html