ФОКУС ГОРОДА 11:04, 27.11.2020

За кулисами реконструкции. Пять вопросов о прошлом и будущем Театра оперы и балета

Что происходит?

В официальных документах то, что сейчас делают с театром, называется "сохранением объекта культурного наследия". Но этот термин уже раскритиковали архитекторы и градозащитники. И действительно, работы настолько масштабны, что напоминают не сохранение, а его полную противоположность.

Надо заметить, что это не первый случай в истории театра, когда выбранное обозначение запланированных работ не совсем совпадает с картиной на стройплощадке. Краеведы рассказывают, что в 1950-60-х годах преобразования со зданием тоже назывались реконструкцией. Это было связано с запретом на строительство новых зданий театров, заново возводить тогда разрешалось только кинозалы. А фактически, речь шла о создании нового театрального здания, которое "окружило" старый городской театр, выстроенный еще в 1865 году по проекту Карла Тидена. К слову, посетители театра могли всякий раз убеждаться в грандиозных масштабах того проекта с помощью специального макета, выставленного в вестибюле.

etoretro.ru

Таким образом, работы правильнее было бы назвать воссозданием. Чиновников можно понять: в Саратове много примеров того, как "реконструкция" здания оборачивалась полной потерей ими своей архитектурной идентичности. Так что они решили выбрать для публики "успокоительный" вариант. Но тем разительнее оказалась разница между словом и делом.

Вопрос реконструкции здания возник не вчера. Первая версия проектно-сметной документации была подготовлена еще в 2016 году, но от нее было решено отказаться как от чрезмерно затратной. Председатель Госдумы Вячеслав Володин тогда возмущался предоставленной ему сметой на 3 млрд рублей. Была изготовлена вторая, более экономичная версия. Впрочем, более конкретное исследование здания показало, что простым капитальным ремонтом здание не отделается, и потратиться на него все-таки придется. Стоимость нынешних работ — 1,6 млрд.

При обсуждении темы реконструкции театра губернатор Валерий Радаев как-то обмолвился, что театр придется снести. Это заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Впрочем, его скоро нивелировали, уточнив, что речь, скорее всего, идет только о колоннаде театра. Но слух о возможной ликвидации одного из знаковых саратовских зданий оказался живучим.

Реконструкция театра и так сильно затянулась из-за утрясания сметы, проведения исследований, прохождения экспертизы, получения финансирования. Только полгода ушло на выбор подрядчика. Его удалось определить с пятого раза. Ни одна местная компания не взялась за столь сложную работу. Кроме того, наблюдатели предполагали, что на такую цену исполнителя найти вовсе не удастся, и придется снова менять проект... Тем не менее, осенью этого года к работам приступила московская компания "Адепт Строй". В ноябре она демонтировала "парадную" часть театра с Голубой гостиной. По контракту все работы должны быть завершены к концу 2022 года.

Сразу скажем, что подрядчик имел возможность зарекомендовать себя в сфере реставрационно-реконструкционных работ. Компания много работала со старинными зданиями в Москве, является один из постоянных подрядчиков ГКУ "Мосреставрация", что восстанавливает городские усадьбы 300-летнего возраста. 

Фото СарБК

 Зачем снесли часть театра?

Архитектор Сергей Дядченко объясняет: "Дело в том, что часть здания нового театра — а он возник в конце 50-60 годах прошлого века — в процессе реконструкции, основана на фундаменте и части стен еще старого городского театра середины 19-го века. И это оказалось слабым местом с учетом подъема подземных вод. Часть этого фундамента перестала держать нагрузку и пошли геометрические отклонения. Вся эта часть в районе Голубой гостиной стала отрываться от основного тела здания, более нового. Геометрически это не исправить. Это как Пизанская башня. И поэтому других вариантов, кроме как разобрать и сделать заново эту часть, нет. Технически это проще и надежнее".

Напомним, что проблема высокого уровня грунтовых вод актуальна для многих зданий в центре Саратова. Но до сих пор ее удавалось решать куда менее радикальными методами. Например, фундаменты зданий Радищевского музея, консерватории, Центробанка были отремонтированы методом точечного бурения. Эти проекты потребовали от 23 до 200 млн рублей.

Разработчик каркасов зданий из Саратова, который согласился на беседу на условиях анонимности, заявил, что находиться в здании театра было, действительно, небезопасно и подтвердил, что продлить жизнь зданию могла только полная замена разрушенной части фундамента. При этом эксперт "СарБК" считает проблему поднятия грунтовых вод вовсе не главной и не единственной в этом случае: "Как по мне, причина в некачественном строительстве в советские годы. Второй момент – здание не продумывали на тот объем, на который оно было рассчитано. Это чистейшая ошибка проектирования. И третье — это постоянные изменения состояния грунтовых вод, которые свойственны Саратову. Но с учетом первых двух ошибок не думаю, что воды могли сыграть существенную роль. Тем более, что возле театра был выполнен дренаж, был понижен уровень вод и они были стабилизированы".

Специалисты, которые обследовали здание, выяснили, что колонны стилобата выполнены из силикатного кирпича без армирования, а в кладке фронтонов они увидели "диагональное" расположение кирпича. Когда вскрывали фундамент и стены, обнаруживались пустоты. Кстати, все это идет вразрез с довольно распространенным представлением о том, что в советские годы все строили "на века". От штурмовщины и "экономии" и в те годы стройки не были застрахованы.

О качестве строительных работ в середине прошлого века рассуждает и популярный блогер, краевед Денис Жабкин: "Проектировщик или допустил  ошибку, или выполнял задачу по удешевлению проекта, строительства на краткосрочную перспективу. Дома Лагутенко, хрущевки, которые строились в то время, были рассчитаны на 20 лет эксплуатации. Может быть, была задача быстрее построить, а потом провести капитальный ремонт, когда в страну придет коммунизм и будет много денег. Ты точно не знаем. Но известно, что в то время переходили к упрощенчеству в архитектуре". Кстати, именно архитектуру здания театра оперы и балета позже назвали избыточной.

Архитекторами проекта реконструкции 1957-1962 годов были Тарас Ботяновский, Л. Ячин и О. Гер (последний проектировал интерьеры). К слову, Ботяновский является автором более чем 35 зданий в Саратове (НИИ геологии и геофизики, цирк, здание издательства "Слово", ряд "сталинок"). Его карьера развивалась успешно, но после смерти вождя народов партия решила изжить все сталинское. Касалось это в том числе и внешнего облика городов страны. В 1956 году было было предложено освободить Ботяновского от должности главного архитектора Горпроекта за то, что "направляет идейно-творческую работу не по правильному пути".

"Своими личными работами и консультациями Ботяновский постоянно сбивает архитекторов, представляющих из себя молодежь, на путь излишеств в проектировании. Причем, отсутствие профессиональной культуры приводит к тому, что насаждаются излишества дурного тона", — говорилось в рапорте.

Отдельного упоминания удостоился проект реконструкции театра оперы и балета. Якобы, архитектор отверг предлагаемый экономичный вариант реконструкции театра и продолжил разрабатывать как основной первый вариант "с излишествами". Не правда ли, чем-то напоминает историю с нынешней реконструкцией?

Через несколько лет Ботяновский вынужден был уехать из Саратова и вернулся сюда в 1969-м, его пригласили строить новый город – Балаково. А в 1991 году он участвовал в масштабной реставрации зрительного зала и фойе театра.

И еще. Говорят, что среди способов реставрации театра обсуждалась система лифтинга. По этой технологии реставрировали "Дом со львом" в селе Поповка Хвалынского района – полностью подвешивали его и заменяли фундамент. Но то маленький деревянный домик, а театр — махина необъятная. От этой затеи, естественно, отказались. Из-за нереальной стоимости таких работ, в том числе.

Фото СарБК

Не снесут ли весь театр?

Нет. Современное здание театра оперы и балета состоит из девяти блоков. Работы по демонтажу коснулись только нескольких передних и, увы, самых красивых. Именно тех, что стоят на разрушенном фундаменте. Речь идет о частях здания в осях 14-20/Д-Н, колонн по осям "Г", "О", "20", включая фундаменты.

Эксперт СарБК уверяет, что остальная часть здания осталась практически невредимой, потому что строилась позже и более профессионально (но ее тоже будут укреплять). Он объясняет: "Передняя фасадная часть изначально делалась под одни условия, наверное, под меньшее количество людей и под меньшее здание, потому что фундамент очень слабый. Потом, когда пристраивали другие части, эти блоки догрузили сверх меры, грунтовые воды нормализовали не сразу и перепады сразу начали разрушать и без того некачественное основание и такие же стены. Поэтому передняя часть разрушилась".

Но, замечает специалист, если график работ будет нарушен, основное здание может пострадать: "Проблемы могут возникнуть, если реконструкция затянется. Когда здание частично разрушат, с грунта снимут нагрузку. В идеале надо сразу же начинать строить заново, без проволочек и перерывов. Если заморозят посередине, на несколько месяцев или, не дай бог, лет, тогда у существующей части могут возникнуть сложности".

Директор компании-проектировщика "Саргорпроект" Андрей Родионов убеждает, что график работ предельно сжат. "В планах у подрядчика — вычистить котлован, отбить его шпунтом от старого здания и тут же начать монолитить. Насколько я знаю, заключены договора с организацией, которая будет вести работу по монолиту. На сегодняшний день идет закупка арматуры. Здесь все будет непрерывно. Мы с коллегами взаимодействуем и делаем при необходимости дополнительные корректировки".

Фото СарБК

 Смогут ли восстановить театр в прежнем виде?

Сомнения саратовцев в сроках и результатах реконструкции театра имеют под собой вполне реальный опыт. Достаточно вспомнить несколько наших самых известных долгостроев. Новый саратовский ТЮЗ возводили 25 лет, а старый после пожара приводили в порядок 4 с лишним года. Сгоревшая филармония стояла на ремонте 8 лет. С 2017 года ремонтируется саратовский цирк. Новый корпус областного архива дождался своего завершения только через 30 лет.

В случае с тем же цирком постоянно возникают замечания к исполнению: то горожанам не нравится "мрачный" цвет здания, кураторам и ревизорам – технические детали или элементы интерьера. Поэтому авторам и организаторам реконструкции оперного театра саратовцы верить на слово боятся.

Некоторые вспоминают скандал после ремонта Большого театра, недовольные называли результаты "евроремонтом" с применением пластика и пенопласта. А во время реставрации Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском так и вовсе бревна заменили на "блок-хаус", до сих пор возмущаются реставраторы.

Андрей Родионов на это отвечает: "У нас здание постройки 60-х годов. Там ничего исторического, кроме фундамента и одной стенки, нет. Материалы были абсолютно рядовые, за исключением зрительного зала. Здесь есть серьезные элементы позолоты. Мы сделали технологические изыскания с помощью разного рода неразрушающих и разрушающих методов и выяснили, что позолота сделана строго по технологии. Это нас порадовало. Она в какой-то части будет восстанавливаться, в какой-то части — отмываться специальными растворами. В компании (подрядчике. – СарБК) есть реставраторы, художники, скульптор сейчас работает. Демонтировали элементы, которые являются предметами охраны, тоже профессионалы. Сейчас эти детали, и в том числе скульптурная группа с фасада, хранятся в большом светлом помещении под наблюдением специалистов. Я на сегодняшний день вижу профессиональную организацию работ". Проектировщик замечает, что началу работ предшествовали три историко-культурные экспертизы, авторы которых согласились с предложенным решением о частичном демонтаже здания. 

Денис Жабкин дополняет, что в процессе реставрации по сохранившимся авторским эскизам будет роспись плафона потолка, восстановлено ограждение лестниц, установлено новое ограждение балкона, выходящего в буфет (будет сделано по архивным фотографиям).

Андрей Родионов заметил, что видел негативные отзывы о том, что происходит на стройплощадке театра, и в том числе нелепые слухи. "В разработке нашего проекта участвовало почти 150 человек, среди которых были почетные архитекторы, почетные строители, работали научные коллективы Москвы, Саранска, Санкт-Петербурга. Что же, те, кто это пишет, считает нас всех неквалифицированными?"

 Оперы и балета не будет 3 года?

Это тоже не так. Временной сценой для труппы стала площадка ДК "Тантал". Для почетных постояльцев там подготовлена сценическая зона, оркестровая яма, зрительный зал (туда перенесли кресла из театра), административные кабинеты.

Театр уже зажил своей жизнью. Сейчас там идут репетиции новой постановки оперетты Имре Кальмана "Баядера". Над ней работают балетмейстер Илья Устьянцев (много ставит в Мариинском театре, участвовал в мировых шоу) и режиссер-постановщик Алексей Степанюк (известен саратовским театралам по постановке оперы "Мадам Баттерфляй"). Дирижер-постановщик – худрук театра Юрий Кочнев. Репетиции перешли в финальную стадию, премьера запланирована на декабрь.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-11-29/7830.html