ФОКУС ГОРОДА 13:34, 18.12.2020

"Манк", Дэвид Финчер и "Гражданин Кейн". Заметки киномана

Сюжет основан на реальной истории. Сценарист и, кстати говоря, кинокритик Герман Манкевич (Гэри Олдман, "Темные времена", "Гарри Поттер и узник Азкабана") сидит в уединенном доме в Калифорнии со сломанной ногой и сочиняет для легендарного режиссера Орсона Уэллса. При этом он пьет, как не в себя, и во флешбеках вспоминает былые времена, своих друзей и знакомых, про которых и рассказывается в его самом известном сценарии.

Много лет критики называли "Гражданина Кейна" лучшим фильмом всех времен и народов. С годами он не то чтобы испортился. Просто его техническое новаторство настолько впиталось в кинематограф, что мы его больше не замечаем в самом "Гражданине Кейне". Операторские решения, всякие низкие и высокие углы съемки, наезд камеры и тысячу других приемом используют буквально все. И уже давно не только в кино.

imdb.com

С содержанием время обошлось лучше. Правда, критики и историки кино с увлечением спорили, насколько к нему правда причастен Герман Манкевич. Может, основную часть работы выполнил сам Орсон Уэллс? "Манк" высказывает своё мнение по этому поводу. Но главный вопрос в том, насколько это вообще имеет смысл смотреть, если вы не видели "Гражданина Кейна"? Это как поехать в Москву и осматривать только метро, ни разу не выйдя на поверхность.

А если вы хотите выжать из "Манка”"максимум удовольствия, вам нужна подробная историческая справка. Там с наслаждением бросаются известными именами и никогда не объясняют, кто это. Это при том, что здесь показано начало эпохи голливудских студий и по экрану постоянно бродят реальные люди, которые их создавали и управляли ими. Среди персонажей второго плана есть, например, Луи Б. Майер, который последний в названии Metro-Goldwyn-Mayer, или Дэвид Селзник, продюсер "Унесенных ветром". И, конечно, картина не обошлась без американской политики, кино как орудия пропаганды и "фэйк ньюс". Это страшно интересно, если вы любите историю кино или хотите её узнать. Но если нет, это может раздражать. 

Яндекс.Новости

Интересно, как "Манк” будет выглядеть через 80 лет (а "Гражданину Кейну" столько будет в следующем году). Это фильм о фильме, о создании которого тоже можно снимать фильм. Во-первых, сценарий для него написал покойный отец Дэвида Финчера ещё в 90-х. Спор о том, кто настоящий автор "Гражданина Кейна" — Манкевич или сам Орсон Уэллс, был для этой семьи очень важен.

Во-вторых, "Манк" стилизован под кино соответствующей эпохи (1930-е), а это не три фильтра в постпродакшене. Тут отдельно писали звук на старые звукозаписывающие устройства, и звучит правда очень похоже! Словно актеров действительно записывали в огромном съемочном павильоне и заставляли говорить с нужным ритмом и акцентом. Одна игра света и тени заслуживает наград за операторскую работу. А там ещё бесконечные меняющиеся углы съемки, старые практические спецэффекты и идеальная имитация техник монтажа того периода. Саундтрек, разумеется, тоже изумительно подходит, как и декорации с костюмами.

Фото со съемок, vokrug.tv

Кастинг тоже хорош. Больше всего впечатляет Аманда Сейфрид в роли актрисы Марион Дэвис, которая стала прототипом героини "Гражданина Кейна". В гриме и парике она отлично сходит за звезду 30-х. Плюс ей удается немного восстановить историческую справедливость. "Гражданин Кейн" совершенно не льстит Марион Дэвис. А вот в "Манке" она не просто красивая пустышка. Она куда сообразительнее и добрее, чем думают окружающие. 

Яндекс.Новости

Но не все герои похожи на своих прототипов. Чарльз Дэнс в роли Уильяма Рэндольфа Хёрста, газетного магната и отца сенсационности и "желтой" прессы не столько играет, сколько эксплуатирует народную память о своем герое из "Игры престолов". Гэри Олдмен откровенно староват для Манкевича, которому на момент написания "Кейна" было 40. Понятно, что люди тогда выглядели старше, а Гэри Олдман отлично играет. Но сцены с его экранной женой, которую играет актриса в два раза моложе, выглядят странновато. Особенно учитывая, как она безропотно сносит его алкоголизм и безответственность. Вообще, с женскими персонажами не все так хорошо, как хотелось бы.

Диалоги шикарные, но история не течет гладко из-за миллиона флешбеков. Плюс нужно знать много контекста, чтобы понять, насколько опасно для маленького человека в Голливуде даже частично основывать сценарий на жизни крайне богатого и влиятельного магната. Он и ослабевший может его раздавить. (А реальный Уильям Рэндолф Хёрст устроил кучу проблем "Гражданину Кейну"). Причем, магнат был к сценаристу по-своему добр. Но Манкевич не может молчать о том, как тот хотел как лучше, а получилось, как всегда.

Если докопаться до сути, ситуация вполне понятная. Но по пути придется продираться через все старания Дэвида Финчера, которые сделали его фильм выдающимся, но крайне нишевым. "Гражданин Кейн" — это техническое новаторство в комплекте с сильной историей. А в "Манке" техническая часть потрясает воображение, но это не новаторство, а реконструкция. Он затянут и слабо трогает. Понятно, что сценарий дорог режиссеру как память об отце. Но в фильме о великом сценаристе должен быть более внятный сценарий. Как, например, в "Трамбо".

"Манку" все равно светит куча номинаций и технических наград. В Голливуде любят кино про Голливуд, см. "Артист", "Ла-ла лэнд" или даже "Однажды в... Голливуде". И своей целевой аудитории он даст всё, чего она ждет. Но если вы в неё не входите, и в настроении познакомиться с черно-белым кино поближе, лучше обращайтесь напрямую к "Гражданину Кейну".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-12-18/7849.html