ФОКУС ГОРОДА 13:17, 02.02.2021

Доход на душу. Пандемия может послужить импульсом к развитию частной психиатрии

"Голова в стеклянном колпаке"

Пандемия коронавируса поставила под ружье всю армию специалистов "душевного профиля" — психологов, психотерапевтов и психиатров.

Первый фронт открылся весной прошлого года. "Социальная разобщенность, длительный период ограничений, работа на удаленке повлияли на формирование нового психотипа. Это состояние является еще не депрессией, но хронически сниженным фоном настроения, тревожностью. Этому были подвержены здоровые люди, и это коснулось абсолютно всех", — заявила на пресс-конференции в "Комсомольской правде — Саратов" главный врач областной клинической психиатрической больницы Святой Софии Ирина Болмосова. "СарБК" писал в апреле о росте спроса на услуги психологов. 

А сегодня специалисты отмечают обратный процесс. "Теперь люди, которые с трудом адаптировались к жизни внутри своей квартиры, с большим трудом выходят из помещения. Переживания, негативная информация о смерти заразившихся, в том числе актеров, публичных людей, пластом откладывается в подсознании. И каждый пассажир автобуса, посетитель магазина воспринимается тревожно-мнительными людьми как объект, от которого может исходить опасность. Поэтому человек постоянно находится в состоянии постоянного напряжения и страха",  — добавила заведующая отделением кризисных состояний психиатрической больницы Эвелина Плято.

Специалисты отмечают, что некоторые их клиенты до сих пор предпочитают заказывать доставку еды на дом и выходят только на прием к врачу, а в качестве транспорта выбирают исключительно такси.

Более того, выяснилось, что угрозу психическому здоровью несут не только страхи и страсти вокруг пандемии, но и непосредственно коронавирус. В медицине появилось понятие"постковидного синдрома" (Long COVID). А пациенты с такими симптомами называют себя "дальнобойщиками". То есть речь идет о длительном восстановлении после болезни.

"Постковидный синдром" возникает из-за того, что вирус поражает все органы и самое главное – головной мозг. Отсюда и нарушения периферической и вегетативной нервной системы, которые отвечают за перемену настроения, сон, пищеварение, выработку гормонов.

Врач-психотерапевт Саратовского городского психоневрологического диспансера Ирина Удовенко говорит, что перенесшие инфекцию пациенты "сейчас являются постоянными посетителями". Это увеличивает общую статистику тревожных расстройств, панических атак, депрессивных состояний. В обращениях часто звучат жалобы на сильную слабость (трудно встать с постели), на когнитивные расстройства (голова словно в стеклянном колпаке, нарушение памяти, внимания).

Ирина Болмосова замечает: "Когда человек пролечен и выписан домой, у него начинаются изменения в поведении, меняется настроение, появляется апатия, безразличие к окружающему, он выпадает из социума. И здесь надо распознать эту грань. Это не просто плохое настроение и странное поведение, а стойкие нарушения, с которыми необходимо обращаться за профессиональной помощью".

photo.boltai.com

 "Против воли на учет ставить не будут"

Профессиональную психиатрическую помощь можно получить в частном или государственном медицинском учреждении. Государственная психиатрическая служба на территории региона представлена областной клинической психиатрической больницей Святой Софии, городскими психоневрологическими диспансерами и районными кабинетами. Отдельное учреждение в Красноармейском районе было организовано для лечения больных с коронавирусом.

Главное звено вертикали — больница — располагает тысячами коек, здесь работают 19 отделений (два детских, психотуберкулезное, отделение неврозов и другие). И в том числе, отделение судебной психиатрии (в соседних областях подобные давно закрыты из-за сложностей содержания: экспертиза длится месяц, во время которой обследуемые находятся под стражей). Поэтому из других регионов на судебно-психиатрическую экспертизу везут или в Саратов, или в столичный Центр им. Сербского.

Увы, больница известна и тем, что большинство ее корпусов находятся, как здесь говорят, почти в аварийном состоянии (износ корпусов составляет от 60% до 100%). А недавно общественность была немало удивлена решением о передаче учреждения в концессию. Но тема быстро сошла на нет. Заместитель главного врача больницы по экспертной работе Александр Паращенко (долгое время руководил учреждением) говорит: "Никто нас особенно не хочет брать в концессию. Мы очень дорого обходимся государству. Кому надо из частников брать такую огромную больницу, причем в состоянии не очень хорошем? Посмотрим, может быть, кому-то захочется".

Впрочем, пациентов куда больше интересуют условия амбулаторного приема в главном психиатрическом стационаре области, где лечат серьезные расстройства психики — от психозов и шизофрении до паранойи и олигофрении. Одни опасаются, что за обращением последует госпитализация, другие думают, что сразу попадут на учет. Александр Паращенко убеждает: "Против воли человека никто не будет ставить его на учет. Там, где ему необходимо получать бесплатно лекарства, иметь какие-то вещи, которые ему нужны, тогда надо встать на учет… А в остальных случаях не обязательно. Пришел ко мне больной, я оказал ему помощь, и он ушел".

Заметим, что страхи основаны на советском прошлом психиатрии, когда власти использовали ее для борьбы с диссидентами и правозащитниками. Сегодня в стране действует закон о психиатрической помощи (117-ФЗ), которая "гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина".

Конечно, многое изменилось. Но коммерческие услуги, как уверяет Паращенко, областную психиатрическую больницу не захватили. "Если пациент платит, значит, ему надо предоставить добротные условия. Но нам негде развернуть эти палаты, у нас заполнены все места. А отбирать места у одних больных и отдать их другим – тем, у кого есть деньги, не совсем справедливо", — объясняет бывший главврач.

В итоге платной услугой в больнице является уход за пожилыми больными (некому ухаживать дома или родственникам надо уехать), психиатрические освидетельствования, анонимное лечение алкогольной или наркотической зависимости.

К слову, наркология и психиатрия были объединены в единую областную службу в начале 2000-х годов. Таким образом медицинские власти спасали наркологию (достаточно сказать, что диспансер находился в помещении без горячей воды, а иногда и холодной, и часто без отопления). Эксперимент был признан успешным. Но в частной медицине эти направления стали развиваться отдельно (и наркология заметно выбилась вперед, по некоторым оценкам, из-за более высокой рентабельности этого бизнеса). В частных наркологических клиниках работают штатные психиатры, но широкий прием они не ведут. Их работа направлена исключительно на избавление от алкогольной или наркотической зависимости.

cpkpp.ru

 Прием психиатра за 7500

Частная психиатрия, по мнению участников рынка, в своем развитии находится на стартовой позиции. Разнообразие предложений сегодня касается лишь услуг психотерапевтов, они ведут прием во многих клиниках и психологических центрах. Принято считать, что они балансируют между психологией и психиатрией. Психотерапевтом может быть врач-психиатр с дополнительной специализацией по психологии (тогда он может назначить пациенту и медикаментозное лечение) или психолог с дополнительным обучением психотерапии (тогда назначить препараты он не может и будет только беседовать).

Что касается частных медицинских учреждений психиатрического профиля, то таких в Саратове только два. Причем, на сайте одного из них до сих пор говорится о том, что это "единственный центр, специализирующийся на вопросах психического здоровья и психологического благополучия, а также диагностике и терапии заболеваний нервной системы". Он завоевал репутацию заведения, где принимают кандидаты, доктора медицинских наук. Цены здесь тоже "звездные". Например, первичный осмотр, консультация психиатра, доктора медицинских наук (длится до 45 минут) стоит 5 100 рублей, а срочный прием (в течение 48 часов, без очереди)7 500.

Но "монополию" аннулировало еще одно заведение – "Центр современной психиатрии" (здесь консультация психиатра стоит 1500 рублей). Его руководитель Дарья Евстафьева считает, что пандемия коронавируса послужит импульсом к развитию частной психиатрии.

Для этого, действительно, есть несколько причин. Во-первых, высокая востребованность подобных услуг. Сегодня прием к психиатрам расписан на 10 дней вперед. По некоторым данным, до трети жителей мегаполисов нуждаются в квалифицированной психотерапевтической помощи. Во-вторых, изменение общественного мнения о душевных болезнях и соответствующей медицинской помощи. Ушел вселенский стыд и страх перед психиатрами. Наблюдатели считают, что этому тоже во многом поспособствовала пандемия.

В-третьих, наличие свободных ниш на рынке. Александр Паращенко замечает, что общее число больничных коек в областной психиатрической больнице (в основном для неотложной госпитализации) удовлетворяет потребностям области, но число мест для неострых, невротических состояний явно недостаточно – всего 60. "Они находятся тоже на территории больницы. Хотя у нас здесь красота – церковь, два пруда, но все-таки соседство не очень хорошее. Я не считал, сколько нужно именно таких коек, но думаю, раза в два, три больше. И не только у нас, но и в Энгельсе, Балакове, Балашове".

То есть, бизнес мог бы восполнить потребность в стационарных местах для больных, состояние которых не является острым, но требует госпитализации. Александр Паращенко вспоминает, что бизнес и ранее видел эту возможность, но отказывался от идеи из-за большой стоимости подобных проектов: "У нас практически нет частных психиатрических стационаров, потому что у нас очень сложная организация – много персонала, охрана. Ко мне обращались с этим. Но когда считаешь все затраты, то все это выглядит очень убедительно. И все сразу отказываются от этой идеи. Говорят, мы лучше чем-то другим займемся".

При этом Дарья Ефстафьева считает, что подобные проекты могут быть успешными, если ориентировать их не столько на Саратов, сколько на клиентов из обеих столиц. С учетом разницы в уровне доходов, для них эти предложения будут выглядеть привлекательно. Она убеждена, что бизнес со временем восполнит недостаток коек для больных с невротическими состояниями.

Яндекс.Дзен

 Бизнес осторожничает

Председатель комитета по социальному предпринимательству саратовского отделения "Опоры России" Наталия Чемакина считает участие бизнеса в нынешней ситуации непременным: "Государственная медицина явно не справляется. Конечно, желательно, чтобы бизнес входил в этот сектор и это был не только прием, но и стационары, и вызовы на дом и лечение наркомании и алкоголизма. Что касается последнего, то здесь бизнес присутствует. Но посмотрите, насколько он легко поддается критике, без понимания того, насколько это сложно. А частная психиатрия – это территория с очень зыбким льдом. Даже в официальной медицине порядка до конца нет. Поэтому бизнес очень осторожно затрагивает эту сферу".

Эксперт убеждена, что потребность в психиатрической помощи будет расти, и частная медицина в этой сфере должна быть поддержана государством. В частности, в рамках федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Пилотные проекты сейчас реализуются в пяти российских регионах (Саратовская область в них не вошла). "Какие услуги регионы захотят включить в этот заказ, такие они и включат. Разумно было бы включить самые востребованные. Этот закон помог бы именно психиатрии. Мы могли бы оплачивать эти услуги страховым полисом государственному учреждению или частному. И это повысило бы доверие в обществе к таким клиникам. И я думаю, что они бы стали развиваться. При том уровне медицины, в том числе психиатрии, который есть в Саратове, престижности и уровне нашего мединститута, я думаю, что это произошло бы достаточно быстро", — считает эксперт.

Наталия Чемакина говорит о том, что с помощью такого инструмента, как государственный заказ на социальные услуги, можно было бы организовать профилактику душевных болезней. Тогда бы школьников учили не только тому, как наложить шину при переломе, но и как избежать депрессии.

P.S. К слову, профилактика душевных расстройств существует. Самые общие рекомендации специалистов заключаются в двигательной активности, ограничении негативной информации, спокойном дыхании с небольшой задержкой после глубокого вдоха.

 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-02-02/7889.html