ФОКУС ГОРОДА 13:08, 05.02.2021

Сериал "Настя, соберись!". Заметки киномана

У Насти (Любовь Аксенова, "Кома", сериал "Бывшие") тяжелый период в жизни. Её карьера в архитектуре под угрозой, потому что её увольняют с работы. (И не стесняются показать сексизм начальника и клиента, который к этому привел!) Она выясняет, что муж изменял с лучшей подругой, и уходит от него. Искать выход из такого кризиса будет непросто. И пока она строит свою жизнь заново, субличности, живущие у неё в сознании, учатся слушать друг друга и находить решения, которые всех устраивают.

Субличности — главная фишка сериала. Они, как эмоции из пиксаровской "Головоломки" (хотя был еще сериал "Голова Германа" с похожей идеей), только сложнее в плане задач. Главная субличность — Сестра (Рина Гришина, сериалы "Просто представь, что мы знаем", "Полицейский с Рублевки"). Она хочет карьерного роста, самовыражения и отказывается терпеть дураков. Богиня (Алина Алексеева, проект "ДАУ", сериал "Кухня") отвечает за секс, отношения с мужчинами и всяческую заботу о себе. Главная задача Хозяюшки (Юлия Гришаева, сериал "Физрук"), как она сама выражается, "гнездиться". Внутренняя проекция мамы (Светлана Камынина, "Страна Оз", "Проект "Анна Николаевна”" гораздо менее токсичная, чем настоящая мама Насти (Юлия Ауг, "Ученик", сериал "Проект "Анна Николаевна"). Она отвечает за приличия. Ну и куда нынче без внутреннего ребенка (Ева Смирнова)?

ru.kinorium.com

На всяким случай, сразу проясним, что диссоциативного расстройства личности у Насти нет. Это просто внутренние голоса и роли, которые нужны главной героине, чтобы адекватно реагировать на разные жизненные вызовы. Это психическая норма. Но долгая и грамотная терапия по Насте, конечно же, плачет. Она страшно не уверена в себе во всех сферах, но особенно синдром самозванки мешает в работе. У неё очень сложные отношения с мамой, а в последнем эпизоде ещё и с бабушкой и, в целом, до психологической зрелости ей расти и расти. Чем она, собственно, и занимается все десять серий.

"Настя, соберись!" — это комедия. По нелепости поведения в первой половине шоу героиня даст фору Бриджит Джонс. Но именно в плане психологии тут всё гораздо ближе к реальности, чем в пафосном "Психе". Субличности действительно существуют. И искать карьеру и строить жизнь, которая их всех устроит, — разумный подход. Хотя настины проблемы решаются слишком просто.

ru.kinorium.com

В "Насте" не стесняются шутить о реалиях современной женской жизни: и про менструальные чаши, и про вибраторы. Но главное, тут говорят о том, о чем в наших сериалах и кино обычно умалчивают: о сексизме, о семейных травмах и привычках, которые передаются от мамы к дочке, о женской дружбе и её финалах, о сексуальности. В разговоре о сексе здесь произносят фразу: "Женщина не обязана быть идеальной, чтобы получать удовольствие". И для российского сериала это прорыв. Ещё тут есть намек на ЛГБТ-персонажа, а в восьмой серии Настя душевно общается с дрэг-квин, мужчиной, который выступает в женском образе.

Но не все так радужно. Периодически в сериале возникает фэтфобия. С правдоподобностью всё сложно. Какие-то детали очень точные, но все равно остается привкус пластиковой жизни условных киношных москвичей, у которых нет проблем, кроме личных.

kino-teatr.ru

Шуток много, особенно здорово обыгрывают метафоры, но это не всегда срабатывает. Субличности несколько стереотипные. Хотя первую половину сериала их взаимодействие гораздо интереснее, чем жизнь самой Насти. Здорово, что женщина может быть сочетанием хозяюшки, феминистки, профессионала и внутреннего ребенка, а не чем-то одним. Но её поведение часто такое абсурдное, что только подкрепляет негативные стереотипы о женщинах.

Плюс есть мелкие небрежности, которые раздражают. Сериал начали снимать в конце прошлого лета. В кадре произносят слово "пандемия", то есть, судя по всему, это наше с вами время. Но нигде нет ни одного персонажа в маске. Ни в электричке, ни в магазине. 2020-й вообще никак не отразился на жизни главной героини?

ru.kinorium.com

В кратком содержании на Кинопоиске (который, кстати, и выпустил сериал) указано, что Насте 29 лет. Но выпускной у нее по сюжету был в 2005 году. Так вот, если она не пошла в школу в 5 лет, ей 32, а то и 33. Вроде бы ерунда, но в сочетании с другими деталями это дает ощущение, что голова не всегда знала, что руки делали. Голов тут две: дебютантка Вера Смолина и Константин Майер ("Я худею") — режиссеры. А сценаристов и сценаристок аж семеро. Видимо, им было не легче договориться, чем субличностям Насти.

Если сравнивать "Настя, соберись!" с другими отечественными комедийными сериалами, он выглядит свежо и оригинально. Тут и житейская мудрость есть, и катарсис в финале, и гораздо меньше мелкого женоненавистничества, чем в других комедиях. (Или вам явно дают понять, как сериал к этому относится). Для неподготовленной публики это может показаться победой феминизма. Что наверняка отпугнет часть аудитории, но здорово, что кто-то пытается говорить именно с миллениалками о том, что им действительно важно.

В общем, сериал с косяками и иногда раздражает, но он смешной, и в нем виден огромный потенциал создателей и создательниц. В кои-то веки интересно, что они сделают дальше! А пока "Настя, соберись!" — это то, что доктор прописал для хмурого жутковатого февраля.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-02-05/7890.html