ФОКУС ГОРОДА 16:55, 24.02.2021

"Баядера" на 2-й Дачной. В оперном - экзотика, танцы и несдающаяся солистка

У гениального Имре Кальмана в случае с опереттой без необычностей тоже не обошлось. Композитор написал ее сразу после триумфальной "Сильвы", сотворив еще один хит. "Баядера" появилась тогда, когда Европа бредила всем восточным и экзотическим. И тут Кальман, как заправский трендсеттер, предлагает публике историю любви французской певицы и индийского принца. Если прибавить к этому абсолютно чарующую музыку, роскошные наряды и не менее пышные декорации, то становится понятен восторг венской публики. Говорят, на следующий день после премьеры в местном театре, вся Вена распевала "О, Баядера, о, прекрасный цветок!", а дамы сбились с ног, разыскивая чалмы и павлиньи перья.

В Саратове за постановку "Баядеры" взялся питерский режиссер Алексей Степанюк, и это было, как минимум, интригующе. Он уже работал с нашими артистами в операх "Мадам Баттерфляй" и "Риенци. Последний трибун Рима". Последнее творение изобиловало настолько неожиданными решениями, что его премьера завершилась при полупустом зале. В случае с Кальманом были опасения, что Степанюк может опять попытаться сделать что-то нетривиальное, но они оказались напрасными. Постановщик слегка отредактировал классическое либретто, но от оригинала оно по существу не отличается. Художник по костюмам  и художник-постановщик Елена Орлова тоже особо не мудрила, создав вполне традиционную для "Баядеры»" внешнюю "оболочку". Оно и правильно, а то неизвестно, как на ноу-хау отреагировали бы истосковавшиеся по театру зрители.

Было бы несправедливо не отметить, что Ольга Анатольевна выглядит прекрасно. Ее Одетта Деримонд половину спектакля облачена восточный костюм из блестящих шаровар с топом. Прима накануне юбилея может похвастаться плоским животом и красивой зоной декольте. Лицо тоже дай Бог каждому – на зависть гладенькое. А уж искусству не просто ходить, а непринужденно танцевать на высоченных каблуках может позавидовать любая профессиональная топ-модель. И все-таки оперная дива – это в первую очередь, не про красоту, а про голос. Ольга Кочнева далека от своей лучшей певческой формы. Она, конечно, старается, но эти старания уж больно видны, не хватает легкости и непринужденности. Во втором составе Одетту поет Анна Шахова. Молодая певица исполняет партию не в пример мощнее и легче, но главная премьера и место на фото на афише достались, увы, не ей.Но без "но" не обошлось. Завсегдатаи оперного вряд ли удивились, услышав в главной женской партии Ольгу Кочневу. Последние лет двадцать все знаковые сопрано узурпированы ею. Другие сопрано в театре тоже есть, и во вторых-третьих составах они поют, но право первой ночи, ой, то есть первой премьеры достается неизменно супруге худрука и главного дирижера Юрия Кочнева. И не беда, что летом Кочневой исполнится 60 лет, соблазнительницей из парижского варьете в "Баядерке" стала именно она.

Зато, каков главный мужской персонаж - принц Раджами! Аббосхон Рахматуллаев – это лучшее, что случилось с нашим театром оперы и балета за последние несколько лет. Высокий, статный, обаятельный лирически тенор способен быть одновременно и милым, и героическим. А голос! Такого ровного и мощного тенора в провинциальных операх еще поискать. Поет, как дышит, играет так, что невозможно не сопереживать. Раджами будто создан для Рахматуллаева. Смугловатый, темноволосый и темноглазый, с идеально очерченной бородой, с легким акцентом – ну чем не индийский принц. Даже чалма, перо, бусы и перстни смотрятся на нем органичнее некуда.

Конкурировать за вниманием публики с главными героями вполне может парочка Мариетты (Оксана Колчина) и Наполеона (Сергей Филимонов) . Им досталась главная танцевальная нагрузка в "Баядере". Справились они с ней блестяще. Танцевали так, что дыхание по любому должно было сбиться, но почему-то не сбивалось и вокальные партии не проседали под напором энергичных па. Одним словом, зажгли, как и положено в оперетте.

На "Баядеру" в театр идти нужно. И не только за тем, чтобы послушать чарующего Раджами или порассматривать несдающуюся Одетту, но еще и потому, что редко удается наблюдать, как роскошь вдруг может смениться камерностью без потери качества. Первый экзамен в новых условиях саратовский оперный сдал с честью. Публике есть, что обсудить, профессионалам есть, что поправить. И все это при полном аншлаге.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-02-24/7910.html