ФОКУС ГОРОДА 12:13, 10.03.2021

Орлеанская дева в Саратове. ТЮЗ показал дорогостоящий мюзикл о Жанне Д’Арк

Спектакль был создан в рекордно короткие сроки. Московского режиссера Александра Созонова пригласил в ТЮЗ директор Игорь Баголей. Созонов работал со звездой драмы в постановках "Тень" и "Женщина из прошлого" в театре имени Слонова, а потому поначалу был уверен, что артист зовет его поработать именно там. Но реализовать на сцене драмы все то, что в  итоге получилось в более современном ТЮЗе, было бы очень проблематично.

Фото Михаила Гаврюшова

Созонов – ученик знаменитого Кирилла Серебренникова. Как учитель, так и его ученик не любят ставить что-то простенькое, что собственно и подтвердили два предыдущих саратовских проектах молодого столичного режиссера. Что "Тень", что "Женщина" вышли оригинальными и по форме, и по содержанию. В ТЮЗе Александру Созонову надо было поддержать реноме смелого и даже дерзкого постановщика, не побояться пуститься в эксперименты и выжать из театра все, что только можно.

Важно было не промахнуться с материалом. Историю об Орлеанской деве описывали многие драматурги, но наиболее современной считается версия Жана Ануя. Пьеса "Жаворонок" вышла в печать в 1953-м уже после того, как Жанна Д’Арк стала католической святой. Согласитесь, писать легко и приятно, когда подвиг твоей героини, наконец, признан по всем фронтам.

Фото Михаила Гаврюшова

И Ануй, и Созонов начинают с церковного допроса Жанны. Ведут его французские сторонники англичан, а значит хэппи энда не жди. Но даже инквизитор (Алексей Ротачков) и епископ Кошон (Артем Кузин) не предполагают, как легко воительнице удастся уходить от их ловушек. Допрос прерывают воспоминания Жанны, которые словно флешбэки обращают внимание зрителя на главные эпизоды ее жизни. Вот она еще дома в Домреми впервые рассказывает семье о том, что видела на яву архангела Михаила. Он велел 16-летней крестьянке добиться приема у наследника французского престола и убедить его в том, что Жанна послана Небесами, чтобы освободить Францию и короновать его. Суровый отец (Антон Щедрин) не поверил дочери, оттаскал ее за волосы и строго настрого велел не высовывать нос из дома.

Но вдохновленная Жанна чувствует свое особое предназначение. Девушке удается убедить бравого Бодрикура (Алексей Карабанов), коменданта ближайшего города, в том, что ей нужен мужской костюм, конь и вооруженное сопровождение. В Шиноне она встречается с дофином Карлом (Павел Лазарев). Он не уверен в своем праве на престол и почти не интересуется войной с англичанами, тем более, что Францию и без того терзают междоусобицы. Карл пытался обмануть Жанну, но та не только безошибочно нашла его в толпе, но и заставила воспрянуть духом и поставить ее во главе всей армии. Хрупкая, но отважная девушка сумела вдохновить приунывших французских солдат, и с ней во главе армия одержала ряд ключевых побед.

Фото Михаила Гаврюшова

Часто встречается фраза о том, что Жанна Д’Арк не принадлежит ни Франции, ни Церкви. Она - достояние всего человечества. Сыграть чуть ли не самую яркую звезду Средневековья должна была неординарная актриса. В ТЮЗе эту миссию доверили Ирине Протасовой и Эльвире Иртугановой. Александр Созонов говорит, что их Жанны получились абсолютно разными, поэтому на мюзикл стоит сходить минимум два раза. На генеральном прогоне публика оценивала Протасову. Орлеанская дева из нее получилась великолепная. Энергичная и порывистая на поле боя, убедительная и откровенная в разговоре с Карлом, не по годам мудрая на допросе инквизиции. Никогда не угадаешь, что к подготовке постановки приступили всего несколько месяцев назад. Что Протасова, что остальные актеры играют, поют, живут на сцене легко и непринужденно. Из команды никто не выпадает, некоторые разве что сияют больше остальных. Какой граф Варвик получился из Алексея Кривеги! Актер, кажется, задействовал в этом образе всю свою брутальность. Он не пытается никого очаровать, но оторвать от него глаз невозможно. Очень кстати пришлась собака Кривеги – с псом Максом его Варвик важно шествует по сцене. Новичок ТЮЗа Павел Лазарев удивил не только первой большой ролью на сцене, но и мощным голосом. С такими данными ему гарантирована долгая и счастливая театральная судьба.

Фото Михаила Гаврюшова

Вообще идея сделать спектакль "Жаворонок, или Жанна Д'Арк" мюзиклом казалась очень рискованной. В советское время актеры были непременно поющие, но потом эта закономерность перестала быть безусловной. Конечно, в театральных институтах студентов вокалу обучают, но на сцене петь им приходится лишь в исключительных случаях. Если бы не Александр Созонов, мы бы и не узнали, что тюзовские актеры так хорошо поют. Звучат они так стройно и мощно, что честно говоря, вначале даже не веришь в это и пытаешься найти в постановке "фанеру". Но нет, все партии исполняются вживую. За музыкальную часть "Жанны" отвечал  Евгений Кубынин. Питерский композитор создал оригинальные песни на основе текстов Жана Ануя. Здесь вам и рок-арии, и женское поп-трио, и читаемые на распев церковные указы.

Фото Михаила Гаврюшова

Спектакль максимально сложный технически. Сцена все время находится в движении, изображения и тексты проецируются на два экрана – на заднике сцены и на переднюю сетку, которая то опускается, то поднимается. Казалось бы, ну экран и экран. Но насколько зрелищнее становится постановка, когда за спиной у собирающейся на бой Жанны вдруг возникают огромные пылающие крылья, или внезапно начинается дождь, или расцветает невероятной красоты рассвет. За актерами то и дело следует лайф-камера. Это уже не считается ноу-хау и, возможно, вскоре наскучит зрителю, но пока все так же интересно смотрится.  А еще на премьере герои летали под потолком на каскадерской страховке, танцевали, устраивали фееричные бои.

Давно пора признать – хорошая постановка не может стоить три копейки. Когда экономят, это сразу бросается в глаза. Не надо быть опытным театралом, чтобы отличить новые декорации от используемых по сотому разу, и дорогой костюм от дешевого. На пресс-конференции Игорь Баголей не назвал бюджет мюзикла, но признался, что несколько раз его пришлось корректировать в сторону увеличения.  Но это того стоило и в прямом, и в переносном смысле. ТЮЗ по-настоящему зажег, показал самый грандиозный спектакль на саратовской сцене за последний десяток лет. Он не просто яркий и громкий, а еще и не пустой.

Постановщики не удержались от заигрываний с современностью. Вот в руках графа появляется модная зажигалка, здесь допрос Жанны снимают на смартфон, а на площади на виселице болтается труп с надписью "Пиндос". Но это не вызывает противоречий, тем более, что актеры стремятся к постоянному интерактиву со зрителями. Например, перед антрактом вы не увидите привычно опускающегося занавеса. Зрители уходят размяться и отдохнуть, пока погибших французских солдатов сбрасывают в братскую могилу, а Жанна окровавленными руками надевает корону на голову Карлу.

О мюзикле "Жаворонок, или  Жанна Д.Арк" будут говорить, на него будут приглашать и спрашивать лишний билетик, ему суждено стать лауреатом театральных премий и с успехом прокатиться по гастролям (коронавирус, отпусти). Возрастной ценз 16+ позволяет привести на него старших школьников, и, кажется, это лучшее, что можно было придумать для поколения "Инстаграма", "Тик-тока" и"Клабхауса".

Ходят слухи, что Александр Созонов может стать новым главным режиссером саратовского ТЮЗа. Это место остается вакантным после ухода с поста Алексея Логачева. При молодом режиссере театр будто ожил - обзавелся интересными постановками, обновил частично труппу. Если так случится, что главрежем назначат Созонова, то скучать в ТЮЗе точно не придется.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-03-10/7923.html