ФОКУС ГОРОДА 12:23, 16.04.2021

"Чернобыль". Заметки киномана

Козловский играет пожарного, который работает на ЧАЭС. Как обычно, он весь такой свободолюбивый, всегда в центре внимания, любит хорошие вещи и умеет их доставать в условиях позднего СССР. Он встречает бывшую (Оксана Акиньшина, "Спутник", "Высоцкий. Спасибо, что живой") и начинает активно к ней приставать. Она просит оставить её в покое, а он это раз за разом игнорирует. В одной из первых сцен он останавливает машину посреди дороги перед её автобусом, влетает в салон и говорит: "Или ты пойдешь со мной, или эти граждане никуда не поедут!" И вот это, по задумке создателей, начало великой любви. Или продолжение, потому что 10 лет назад герой с героиней уже встречался. Потом он самоустранился из её жизни так хорошо, что понятия не имел о её беременности. Зато как эффектно — внезапно обнаружить, что у тебя есть десятилетний сын-тезка!

Правда, с ответственностью и постоянством у центрального персонажа не очень. Он уговаривает девушку освободить себе день, чтобы они могли пообщаться втроем с сыном. А потом пропадает на две недели. В это время он увольняется с ЧАЭС и собирается уезжать в Киев. В общем, он бы ещё героине нервы трепал и трепал, но случается Та-Самая-Катастрофа, и ему придется всех спасать чуть ли не единолично!

begeton.com

Что Козловский любит себя снимать — не проблема. Не он первый и не он последний такой актер-режиссер. Конечно, есть более успешные примеры (скажем, Клинт Иствуд), но есть и менее (не будем тыкать пальцем). Проблема в том, что непонятно, что фильмом хотели сказать? Что из Чернобыльской катастрофы выйдет отличная замена Титанику? Разумеется, выйдет. Персонаж "жена пожарного" появляется едва ли не в каждой картине про неё. Но в "Титанике" Кэмерона любовная история важна не меньше корабля. Героине и её мотивации уделено примерно столько же времени, сколько и герою. И их отношениям выделено время! А "Чернобыль" — фильм про героя с большой буквы Г, у которого на втором плане есть любовная линия и малознакомый сын для выжимания слез из потребителя. Ну вдруг им не хватит аварии и понимания, что большая часть героев умрет мучительной смертью.

kino.filmz.ru

В начале у Акиньшиной и Козловского получается неплохая завязка для нездоровых отношений. Акиньшина замечательно разыгрывает женщину, которая вроде как сильная и говорит главному герою "нет", пока её взгляды, улыбки и все невербальные сигналы кричат "да". Но дальше она там нужна для мотивации, а не сама по себе. Её чувства и мысли на тему его поступков никого не волнуют. Потому что это кино не про любовь двоих равно важных людей на фоне самой жуткой аварии в СССР, а про Данилу Козловского на фоне самой жуткой аварии в СССР. Но, опять же, и что фильм этим хочет сказать?

Про причины аварии он говорить не хочет. Уже во второй половине сидя где-то под реактором в горячей воде главный герой спрашивает у инженера, почему это всё случилось. Тот отвечает: "Из-за людей". "Каких?" — вопрошает Козловский. "Да какая разница?" Ммм. Ну окэй...

kg-portal.ru

А ещё какой-то важный ликвидатор, чьего имени вы не запомните, говорит классическому партийному чиновнику из всех последних фильмов про СССР, мол, пойду на ковер к большим шишкам и в лицо им выскажу, что система прогнила, и хватит уже дыры в ней "десятком русских парней затыкать". Хоть бы "советских" сказал что ли… ЧАЭС-то в четырех часах от Киева, а не от Москвы. Партийный чиновник ему говорит, что ненавидит таких мамкиных борцунов, потому что государство, как радиация, повсюду! А ликвидатор отвечает, мол, нет. Государство — родитель! И у вас оно — паршивый батя уровня героя Козловского, который пытается отдариться дорогой камерой за десять лет отсутствия.

games.mail.ru

На этом оппозиционный посыл и анализ причин заканчивается. Понятно, что фильм "Чернобыль" не совсем честно сравнивать с мини-сериалом "Чернобыль" Крейга Мейзина для HBO. Это телеформат против кино и пять серий против двух часов (из которых минут 40 можно выкинуть). Но если вам интересна авария, а не актер в главной роли, вам по-прежнему туда. Там вам расскажут, кто виноват, и с достоверностью не хуже, чем тут (потому что тут тоже условностей хватает), и советский быт любовно воспроизвели.

Сказать, что этот "Чернобыль" совсем уж плох, нельзя. Тут тоже с бытом всё нормально. Им прямо-таки упиваются в некоторых местах. Саундтрек с надрывными скрипочками, женским хором и "песнями китов" из утробы АЭС выжимает из вас эмоции там, где не могут непроприсанные второстепенные персонажи. Операторская работа Ксении Середы отличная. Это не отстраненный взгляд сериала, а эмоции и саспенс. Приветы Крейгу Мейзину и режиссеру Йохану Ренку (договоримся считать это приветами) и "Сталкеру" считываются. Диалоги несколько книжные, но не хуже, чем в других отечественных блокбастерах. Видно, что создатели старались! И сам Козловский тоже! Но получился голливудский "недо-Титаник на ЧАЭС с Брюсом Уиллисом, который всех спас, но не совсем". По крайней мере, напряжение вышло отличное. Действительно до конца не понятно, захочет Козловский убить собственного героя на экране или нет?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-04-16/7956.html