ФОКУС ГОРОДА 13:57, 16.04.2021

Символисты на месте лачуги. В Саратове может появиться уникальный музейный комплекс

Время ремонтировать музеи

Есть все основания полагать, что с дома-музея Павла Кузнецова начнется большой ремонт в "семье" Радищевского музея. В этот этот сложный и ресурсоемкий процесс вступят и другие филиалы и корпуса. Напомним, сегодня Радищевский объединяет 10 памятников культурного наследия. Восстановительные работы запланированы в этом и следующем году на трех площадках, еще одна должна вступить в фазу подготовки научно-проектной документации.

План действия четко сформулирован в Концепции развития музея. Сотрудники заручились поддержкой спикера Госдумы Вячеслава Володина и первых лиц Министерства культуры РФ и местных органов власти. Но, конечно, главный залог уверенности в реализации этих планов — энергия и настойчивость их инициаторов.

Заметим, что "ремонтный марафон" должен был начаться еще два года назад — начать его планировали с гимназического корпуса (ул. Первомайская, 75). Реконструкции давно ждали: на втором и третьем этажах здесь бы разместились реставрационные мастерские, хранилища фондов с удобными подъемниками – сердце музейной жизни, концертный и выставочный залы, библиотека. Но "приехало начальство и сделало выводы, что подготовленный в 2002 году проект морально устарел", рассказала директор музея Людмила Калинина. Поэтому в прошлом году документ пришлось дорабатывать, в этом он был согласован, прошел экспертизу, в марте под ним поставили заветную подпись. Подавать заявку на финансирование самих работ в гимназическом корпусе планируется на следующий год. Отметим, что первый за 50 лет капремонт в Хвалынской картинной галерее, который планировался на то же время, успешно завершен.

Фотобанк СарБК

 Центр символизма с кусочком Кучук-Коя

С момента открытия дома Павла Кузнецова прошло всего 20 лет — не так уж много для здания. Директор музея художника Ольга Бельская объяснила: "Ровно двадцать лет назад дом строили к конкретному сроку. Губернатор Дмитрий Аяцков должен был прийти, поздравить и уйти. Поэтому часть вещей делалась впопыхах".

"Самая большая проблема дома Павла Кузнецова — это крыша, — дополняет Людмила Калинина. — Там сложная ситуация и с поднятием грунтовых вод, поэтому будет укрепляться фундамент, а также с инженерными коммуникациями, а именно с отоплением. В последнее время там было очень холодно. За это время неоднократно меняли подоконники, потому что проблема с окнами была и с полами тоже".

Проектно-сметная документация была подготовлена на благотворительные средства, а затем проект был подарен учреждению через "Общество друзей Радищевского музея". Ремонт будет финансироваться Министерством культуры РФ (8 млн рублей). Продолжительность работ – 180 дней.

Ольга Бельская замечает, что ремонт в музее художника "потянул за ниточку" и больной вопрос соседнего здания по улице Валовой, 94. Полуразрушенное аварийное строение больше 10 лет контрастирует с кузнецовским домом.

Фотобанк СарБК

Вопрос с расселением здания оставался в подвешенном состоянии с 2012 года. Изменения начались после вмешательства Володина — было расселено 7 семей. Идея каким-то образом облагородить соседний участок вынашивалась музейщиками давно. Предлагается разобрать здание, а затем с использованием аутентичных кирпичей выстроить картинную галерею и создать из двух зданий (или из трех, если считать флигель) Центр русского символизма. Ведь в объединение художников-символистов "Голубая роза" входили саратовские живописцы Павел Кузнецов, Петр Уткин, скульптор Александр Матвеев, которые вдохновлялись работами нашего же земляка Виктора Борисова-Мусатова.

Радищевский музей обладает самой крупной коллекцией работ Кузнецова, которую, кстати, негде сейчас выставлять. И она может стать еще больше. Столичный коллекционер Валерий Дудаков ранее заявлял, что если в Саратове смогут реализовать идею с Центром символизма, то он передаст в него свою коллекцию.

В предполагаемом музейном комплексе планируется задействовать и внутренний двор – создать там "маленький Кучук-Кой". Это усадьба в Крыму, где творили саратовские художники-символисты (сейчас идет реставрация этого культурно-паркового ансамбля).

"Если это авангардное решение будет согласовано, то это будет удивительный, интереснейший, совершенно новый музей для саратовцев и не только для них", — заинтриговала Людмила Калинина.

Впрочем, для воплощения замыслов нужно найти средства на подготовку проекта галереи, а затем и на его реализацию. Еще одна непростая задача – отселение жильцов из флигеля (а они уходить оттуда вовсе не хотят). В этом здании долгое время была прописана семья Кузнецовых, сейчас там живут не связанные с потомками художника горожане.

Фотобанк СарБК

 Борисов-Мусатов круглый год

Куда более уверенно в "ремонтную сессию" входит двухэтажный дом усадьбы Виктора Борисова-Мусатова (Вольская, 33). Не так давно дом и земля под ним были переданы из муниципальной собственности в федеральную, объект взят на баланс Радищевского музея. "У меня были сомнения, что учредитель согласится передать нам это здание на баланс. Ведь никто не любит брать здания, которые требуют вложений. Хотя сама логика жизни подсказывала, что в нулевые не зря задумали музей-усадьбу", — отмечает директор.

Жильцов дома расселили еще шесть лет назад. Решение вопроса с реставрацией затянулось на годы, а потом ответы пришли один за другим. Теперь у музея-усадьбы есть проект капремонта и реставрации двухэтажного дома, подана заявка на финансирование в следующем году. Напомним, что нынешнее здание музея — это всего лишь флигель усадьбы. Из-за особенностей здания выставлять картины там могут только в теплое время года (на стенах помещается около 50 экспонатов). Основной же, кирпичный дом встречает посетителей на Вольской. Стоимость его восстановления оценена в 34 млн рублей.

"Акцент в усадьбе всегда делался на флигеле, где писались картины, где была мастерская художника. А ведь он был домовладельцем. Благодаря отцу была построена эта усадьба. Заработанные им деньги позволили семье занять вполне приличное положение. Таким образом, совсем скоро мы получим памятник градостроительства, который нам показывает типичную городскую застройку, которой обладал определенный класс. Люди не богатые, но точно и не бедные", — рассказывает директор музея-усадьбы  Элеонора Белонович.

По словам Белонович, в кирпичном доме сохранилась лестница, розетки в гостиных, печные камины, один из которых был приспособлен под работу на газе.

Усадьбе требуется также проект благоустройства территории — двора и сада. "Но мы совершенно точно знаем то, что росло у Мусатова. Это сирень, жасмин, клумбы, был газон и песчаные дорожки. Сад для Мусатова являлся зеленой мастерской. У нас есть 20-летняя традиция пленэров, приходят художники, пишут. Поэтому восстанавливать территорию нужно будет очень деликатно. Чтобы она с одной стороны была комфортной средой, а с другой — сохраняла мусатовский дух", — говорит Белонович.

День открытых дверей в музее-усадьбе, который обычно проводится в день рождения художника (14 апреля), в этом году перенесен на 17 апреля. В этот день здесь начнет работу выставка "Виктор Борисов-Мусатов и саратовские художники-современники". Событие должно было состояться год назад, но из-за коронавирусных ограничений экспозиция была организована лишь в виртуальном формате. На выставке будут представлены такие произведения художника, как "Череп и книга", "Ручеек", "В лодке", "Беседа в Зубриловке", "Дубовые листья". Современники Мусатова — это Гектор Бараки, Василий Коновалов, Дмитрий Щербиновский, Федор Корнеев, Петр Боев, Василий Сергеев.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-04-16/7957.html