ФОКУС ГОРОДА 10:43, 04.05.2021

Цеха заволокло туманом. Завод РМК три месяца находится в подвешенном состоянии

Замороженный актив

Месяц назад заводу-банкроту был назначен новый конкурсный управляющий. Им стал член Союза арбитражных управляющих "Возрождение" (Москва) Дмитрий Перепечев. Арбитражный суд Саратовской области принял решение о его назначении 26 марта. К этому времени предприятие уже находилось в простое в течение двух месяцев. Все ожидали, что период безвременья прекратится. Ведь появился новый руководитель, который, как минимум, сможет принять и оформить заказы. А это первое, чего ждут работники бывшего гиганта-производителя металлоконструкций.

Но вот прошел месяц, а ситуация не только не выправилась, но и не прояснилась. Так, переоформление работников на "клон" предприятия, АО "Саратовский завод "РМК" (создано двумя учредителями, ООО "Регион" и ООО "Промышленные технологии") до сих пор не началось, несмотря на данные самарцами обещания. Рабочие признаются, что все больше и больше в этом сомневаются.

Зарплаты трудовой коллектив не видел с февраля — после того, как по решению арбитражного суда области был отстранен от исполнения обязанностей предыдущий управляющий Александр Конев. Тогда же выполнение заказов приостановилось, предприятие встало.

Напомним, ГК "Регион" впервые пришла на саратовское предприятие в 2017 году в качестве "инвестора", но тогда сотрудничество между ними не сложилось. В прошлом году "Регион", будучи в числе рядовых кредиторов, добивался остановки завода, а впоследствии выкупил долг предприятия перед Сбербанком, став залоговым кредитором (т. е. претендующим за имущество должника), и создал новое юрлицо РМК. В конце января этого года борьба за завод перешла в силовую стадию — выезды с предприятия были блокированы самарским ЧОПом "Кедр-Защита". Самарцы выступили инициаторами отстранения конкурсного управляющего Александра Конева, которому удавалось поддерживать производство на предприятии и выплату текущих заработков сотрудникам.

Без права на заказы

В обязанности нового конкурсного в первую очередь входит инвентаризация имущества завода – это необходимо для его окончательной передачи "Региону". О возобновлении производства речи не идет — оно было остановлено также по решению суда. Это было одной из причин подачи жалобы на прежнего управляющего Конева. ГК "Регион" обратилась в арбитражный суд с заявлением о том, что, не остановив производство, Конев не выполнил свои функции. В итоге конкурсный был отстранен. Хотя именно в период его работы коллектив стабильно получал зарплату.

Последний заказ, который был реализован на заводе, поступил в конце декабря — начале января. Практически в то же время работники получили свои последние деньги. Работники вспоминают, что в начале февраля им выдали аванс (его еще успел оформить прежний руководитель), после этого выплаты прекратились. От "Региона" каких-либо объявлений на этот счет не поступало. Судя по всему, шагов по сохранению ценнейшего опытного коллектива новый "собственник" не предпринимает.

По плану, после инвентаризации сотрудники должны быть уволены из разоренного юрлица, а управляющий приступить к погашению долгов из тех средств, которые "Регион" перечислил на счет завода. Речь идет о сумме в 200 млн рублей. Долги по заработной плате находятся в первой очереди на погашение, так что работники должны получить свои кровные. Что же касается остальных кредиторов, включая налоговую службу, то перспективы исполнения их требований как минимум туманны. При этом известно, что УФНС области настроена активно работать с недоимками и вряд ли смирится с неплатежами.

Один из кредиторов завода Александр Кондратенко обращался в суд с требованием признать недействительным протокол о признании торгов от 10 декабря 2020 года по продаже имущества АО несостоявшимися и назначить новую процедуру. Но 28 апреля областной арбитраж в удовлетворении этих требований отказал. У заявителя сохраняется право оспорить это решение в вышестоящих инстанциях. Таким образом, процедура выглядит простой только на первый взгляд. Она может затянуться, и работники опасаются, что в случае отмены торгов денежные средства, которые "Регион" перечислил на счета РМК, будут отозваны.

"СарБК" обратился с вопросами к самому Дмитрию Перепечеву по поводу дальнейших действий в рамках процедуры банкротства и перспектив предприятия. Помощники юриста взяли вопросы у редакции в письменном виде, но в течение двух недель ответы на них так и не поступили.

"Хотелось бы еще поработать"

Рабочие относятся к ситуации на предприятии по-разному. "СарБК" на протяжении всех этих месяцев следит за происходящим и общается с трудовым коллективом. И если изначально для многих ситуация была неприятной, но не вызывала беспокойства, то сейчас все большее количество работников бьет тревогу. Они признаются, что хотели бы еще поработать на благо предприятия, которому отдали годы и десятилетия, но оно не функционирует, и на это "просто больно смотреть".

"На заводе появился новый управляющий, какие-то процедуры проходят. Но пока мы не работаем. Мне начальник не звонил, когда вернемся на работу, я не знаю", — коротко ответила инженер по метрологии Галина Баранова.

"Два с половиной месяца люди не работают. Уволить их не могут, потому что управляющего не было. Сейчас он появился, но сначала он должен принять имущество завода. Сколько это продлится, никто не знает. Люди ничего не получают, потому что для этого надо знать, кто будет платить. Одного уже нет, другой еще не принял дела. Деньги, которые оплатил "Регион" и положил на счет завода, заморожены. Мы не ходим на завод, поэтому информации мало.
Хотелось бы, конечно, поработать еще на заводе. Но сейчас идут суды по поводу признания торгов недействительными, не знаю, сколько это еще продлится.
Так получается, что губернатор хочет, чтобы завод работал, Торгово-промышленная палата хочет, чтобы работал, областная прокуратура тоже хочет. Но ничего не происходит.
Оформиться к самарцам мы не можем. Для этого нужно, чтобы было решение управляющего о том, чтобы начать на заводе хозяйственную деятельность. А чтобы это было, управляющий должен вступить в полную силу. И тогда управляющий уволит нас с завода, а "Регион" будет с нами беседовать", — обрисовал ситуацию руководитель технических служб "АП РМК" Александр Змеев.

Работник предположил, что 2,5-3 месяца простоя – не предел для той ситуации, в которой оказалось предприятие. Производство может не возобновиться и через полгода, и через год… Чем дольше оно стоит, тем больше ресурсов и времени потребует его возобновление.

Возвращение может осложнить и непростая ситуация на рынке: цены на металл существенно выросли, что привело к затишью и, как следствие, снижению объемов торговых операций. Что будет через полгода, можно только гадать. Еще один вопрос — захотят ли контрагенты возвращаться к предприятию, которое в последние годы фигурировало в экономических и силовых спорах и могло растерять в них существенную часть своего производственного потенциала? Когда закончится безвременье на одном из крупнейших саратовских заводов — этот вопрос остается открытым.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-05-05/7977.html