ФОКУС ГОРОДА 14:17, 11.05.2021

Восемь судеб, одна Победа. Театр драмы выпустил антивоенный спектакль с годичной "выдержкой"

Эту пьесу написала саратовский драматург Ксения Степанычева. В театре драмы уже ставили спектакли по трем ее произведениям – "2x2=5", "Частная жизнь", "Розовый бантик". Но известна Степанычева далеко за пределами Саратова. Достаточно сказать, что Станислав Говорухин снял по ее сценарию фильмы "В стиле Jazz" и "Weekend". Произведения Степанычевой регулярно получают литературные премии, спектакли по ним ставят в театрах по всей стране.

Вот и пьесу "Дни Победы" до саратовской драмы уже успели сыграть в театрах Магнитогорска, Сарапула и Пскова. Этому произведению 10 лет, но оценили его не сразу. Автор признается, что сама идея создать пьесу из монологов людей, переживших войну, родилась после разговора с бабушкой: "Бабушка Тоня дождалась с войны дедушку Борю, он бы летчиком. Как-то я записала ее воспоминания о том, как она узнала, как встретила весть о победе 9 мая 1945 года.  Потом поняла, что можно собрать и другие воспоминания, и что одного Дня Победы мне не хватит. Нужно объемно показать всю военную историю этих людей с начала и до конца. В результате получилось 44 листа плотного текста. Это самое большое мое произведение".

Бабушка Тоня стала одним из прототипов героев спектакля (ее сыграла Татьяна Родионова). Все факты реальны, однако не все истории переданы слово в слово, есть в постановке и собирательные образы. На сбор материала и разговоры с ветеранами и тружениками тыла у драматурга ушло несколько лет. Главная сложность состояла в том, что Ксения Степанычева говорила с уже пожилыми людьми и при этом вынашивала идею создать пьесу, где героям на момент объявления о капитуляции Германии от 16 до 26 лет.  "Второй задачей было не ударить в грязь лицом в плане достоверности, - отмечает писательница. – Например, когда я поговорила с ветераном-подводником, то потом не сразу же села за текст, а перечитала массу воспоминаний военных подводников, изучила устройство советских подводных лодок, все термины и называния".

Степанычева всегда благосклонно относилась к вмешательству театральных режиссеров в ее тексты. "Дни Победы" она называет живой и подвижной конструкцией, позволяя постановщикам редактуру текста и вольности в подаче материала. В одном из театров сценой сделали весь зрительный зал, рассадив актеров между зрителями. Артисты читали свои монологи и рассаживались обратно по местам. Таким образом, истории молодых людей военных лет вплели в современность.

Актер драмы Виктор Мамонов, выступивший в "Днях Победы" режиссером, не стал мудрить. Ту самую связующую ниточку между разными эпохами протянули, попросив присылать саратовцев фотографии своих родственников, прошедших войну. Слайд из архивных карточек символично зафиналил постановку. Мамонов не стал привязываться и к молодости героев пьесы. И если Александр Островной, Илья Ульянчев и Дмитрий Кривоносов максимально близки своим персонажам по возрасту, то в других случаях это принято за условность. И, честно говоря, такое детальное совпадение здесь ни к чему. Взрослый и фактурный Андрей Казаков удивительно проникновенно передает историю 22-летнего связиста Серёги, который всю войну провел в сталинском лагере как враг народа "за связь с гражданкой иностранного государства". А Лариса Уварова, которая годится в бабушки жене военного моряка Рае, проживает на сцене ужасы блокадного Ленинграда так живо, что невозможно удержаться от слез.

Современные фильмы, книги, спектакли о Великой Отечественной зачастую наполнены ложным пафосом, лубочными клиповыми картинками, заезженными штампами. Ксении Степанычевой и театру драмы этого, к счастью, удалось избежать, создав постановку о войне без самой войны. Без стрельбы, погони, падающих под пулями тел, без крови и немцев … Просто восемь монологов, восемь историй о подвигах на войне и в тылу, восемь жизней, которые сложились благополучно, несмотря на весь пережитый ужас. Драматург считает свою пьесу антивоенной, говорит, что это ее вклад в то, чтобы милитаристских настроений, фраз "Можем повторить" и надписей на машинах "На Берлин" становилось все меньше. Саратовский театр в этом деле писательницу точно не подвел.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-05-11/7979.html