ФОКУС ГОРОДА 17:30, 11.06.2021

Темы недели: свобода Беликова, неволя Качева, потоп, столица майонеза

Два приговора

Волжский районный суд в начале недели огласил новое решение по уголовному делу экс-начальника областного ГУ МЧС Игоря Качева — близкого родственника губернатора Валерия Радаева. Если год назад бывшего чиновника оправдали (облсуд это решение подтвердил, а кассация — отменила), то теперь решение оказалось прямо противоположным. Подсудимый получил два года в колонии-поселении — это близко к тому, что просила для него прокуратура.

Что же изменилось с прошлого года, спросим мы? Появились новые обстоятельства или улики? Нет, ведь дело не возвращали на доследование. Весь секрет только в трактовке собранного следователями материала.

Игорь Качев, фотобанк СарБК

Качева, напомним, обвиняли в том, что он принял три пожарные машины после ремонта и дал согласие на оплату работ подрядчику, но на самом деле технику не починили. Поэтому бывшему чиновнику вменяли ущерб бюджету РФ в сумме 6,2 млн рублей. Сначала суды сочли недоказанным факт, что Качев знал о неустраненных неполадках машин.

Интересно, что на этот раз суд ограничился лишь коротким сообщением об обвинении и приговоре, тогда как в прошлом году подробно разъяснял мотивы принятого оправдательного решения. По совпадению, о новом приговоре Качеву стало известно в тот же день, что и о торжественных проводах председателя областного суда Федора Телегина. Верим, что это совпадение, но оно как будто подтвердило опасения адвокатов по поводу того, что "оттепель" в саратовском правосудии закончилась.

Как будто доказывая, что это совсем не так, Ленинский районный суд на этой неделе полностью оправдал бывшего депутата областной думы, гендиректора "Автокомбината-2" Андрея Беликова.

Игорь Качев, фотобанк СарБК

Это дело тянулось так долго (около пяти лет), что многие уже забыли, а что, собственно, предъявляли транспортному боссу. По версии следствия, с марта 2016 по декабрь 2017 года Беликов неправомерно обратил в пользу предприятия деньги, полученные в качестве субсидий за перевозку льготников. При этом он обманул работавших на него индивидуальных предпринимателей и юрлиц: заключил фиктивные договоры на перевозку льготников, умолчав о точной сумме, которую будет оставлять себе "Автокомбинат" (15 млн рублей). Кроме того, Беликов якобы собирал с ИП деньги за право работать на маршрутах.

Перспективы дела и так были туманными — в апреле прошлого года суд уже вернул его прокурору. Кроме того, полным фиаско для следствия закончилось связанное с беликовским дело бывшего председателя Общественной палаты Александра Ландо (тот якобы оказывал протекцию "Автокомбинату" при распределении маршрутов за щедрое вознаграждение). Напомним, его 3 раза возбуждали и столько же — прекращали.

Александр Ландо, фото: облсуд

Как бы то ни было, за время уголовного преследования и разбирательств "Автокомбинат-2", ранее владевший самыми лакомыми маршрутами в Саратове, сошел со сцены, а также отказался от межмуниципальных маршрутов. В отношении предприятия подан иск о банкротстве. Впрочем, некоторые полагают, что Беликов вовсе не утратил своего влияния на рынок перевозок. Нынешние саратовские автобусные предприятия связаны с ними через семью и деловых партнеров.

 Мнение эксперта

Александр Никитин, руководитель правозащитного центра "Солиданость"

Когда речь касается дел с представителями либо нынешней, либо бывшей элиты, здесь к обычным правовым отношениям наслаивается более сложные отношения, связанные с расстановкой общественно-политических и экономических сил в области. Потому что мы всегда думаем, что за кем-то кто-то стоит, таких людей кто-то хочет либо защитить, либо осудить. Это борьба кланов, а не чистое правосудие. Что касается Беликова, то мне очень трудно судить, возможно, той информации, которой я обладаю, не достаточно, но мне обвинения казались убедительными. Что касается Качева, то я мыслю следующим образом: если человек проработал крупным чиновником, который распоряжается большими деньгами, то через три года его можно смело сажать, не собирая никаких доказательств. Поэтому я считаю, что наказание заслужено.

 Подмоченная репутация

Чрезвычайная ситуация в Саратове может возникнуть на ровном месте. Это хорошо известно всем, кто тут живет. То земля уходит из-под ног, то сверху летят деревья и кирпичи. А самый обычный летний дождь может внезапно превратить городские улицы в каналы, ручьи и водопады.

На этой неделе после 15-минутного ливня некоторые участки городских улиц стали непроходимыми потоками. Город встал в пробках, из-за переливов, ДТП и аварий остановилось движение четырех трамвайных маршрутов. Особенно сильный удар пришелся на Заводской район — в лужах в буквальном смысле утопали автомобили. Могли произойти и трагедии — на улице Томской в затопленной "Волге" оказались заблокированы двое пожилых людей. Спасибо двум очевидцам, которые помогли попавшим в ловушку согражданам выбраться на сушу.

Администрация комментировала, что на Томской, как и в других проблемных местах, ливневая канализация имеется, но оказалась забитой. Сильные дожди случаются не часто, поэтому, видимо, городской "Водосток" не считает нужным предварительно прочищать канавы. Они выезжают на место, только когда вода уже пришла и стоит. А если и тут не торопиться, то она сама утечет куда-нибудь, и можно спокойно бить баклуши до следующего удара стихии.

Саратов бурно развивается и хорошеет при Вячеславе Володине. У нас готовятся строить скоростной трамвай, ремонтируют тротуары, благоустраивают парки. Вот только если все это в какой-то момент затапливает бурой жижей, все усилия по созданию комфортной городской среды идут насмарку. И даже самое современное благоустройство не радует, когда оно под водой. Так что невольно в голову приходит мысль: может быть, вместо того, чтобы перекладывать и так не самые плохие тротуары в центре, часть средств стоило отщипнуть и направить на прокладку ливневок? По какой-то причине эта статья городского хозяйства по-прежнему остается "бедным родственником" при распределении бюджетных средств. Но это и понятно — ливневок не видно, пока нет дождя. А электорат должен видеть, как власть о нем заботится.

Фотобанк СарБК

 Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

Очевидно, что власть не справилась. Причина — нет ливневок. У нас вбухиваются огромные деньги в благоустройство, переоборудование дорог. Дорожное покрытие устанавливают, но никто не предусматривает ливневые канализации. И от таких ливней асфальт приходит в негодность, и через пару лет в него снова надо будет вкладывать бюджет. Не то, чтобы власти не справились… Это следствие. Первопричина – никто не думал на будущее, а должны были. В других городах это продумывают. Например, в Белгороде нет такой проблемы, и в Казани нет. В Казани все оборудовано ливневками. Я назвал бы эти города выдающимися в плане благоустройства, а равняться надо на лучших, потому что это не Питер, не Москва – это периферия, регионы. И там такой проблемы нет. Если могут у них, то могут и у нас. А если не могут у нас, то либо не хотят, либо не хватает чего-то. И насчет экономии. Это как сделать дорогу, но не положить бордюрный камень. Он тоже оберегает дорогу от разрушения и прихода в негодность. И у ливневки такая ж функция. Одно без другого невозможно. Это должно быть неотъемлемой частью дорожного покрытия и экономиться на них нельзя.

Сами с соусами

Опасения по поводу того, что Саратовская область потеряет свою масложировую промышленность после краха "Солнечных продуктов", не оправдались. Новый собственник, группа компаний "Русагро", как и обещал, перевел из Москвы на "Аткарский маслоэкстракционный завод" свои мощности по производству майонеза.

Фото: пресс-служба губернатора Саратовской области

Мощность нового завода составляет 120 тыс. тонн в год, объем инвестиций – 2 млрд рублей, но председатель совета директоров ГК "Русагро" Вадим Мошкович заявил, что предприятие планируется развивать — мощность будет увеличена на 30% и созданы линии по выпуску новой продукции – фритюрного и бутилированного масла.

Напомним, крупнейший в России майонезный завод нам обещали еще в 2019 году. Соглашение о намерениях было подписано в правительстве области. Тогда говорилось о 6 млрд рублей инвестиций, 350 рабочих местах и 250 млн налоговых отчислений.

Декабрь 2019-го года, подписание договора о намерениях

Для области это безусловно позитивная новость. Собственник не только скупил разоренные активы, но и укрупняет их и стягивает в регион новые экономические силы и связи. Так что любителям местного провансаля беспокоиться не о чем. Он по-прежнему будет на полках, причем судя по планам производителя, расширит свое присутствие в других регионах. Саратовская область станет одним из центров майонезной промышленности.

 Мнение эксперта

Андрей Верников, руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ "УНИВЕР Капитал"

Майонез популярен в России из-за доступной цены и длительных сроков хранения. Из-за последнего он удобен крупным торговым сетям. Кроме того, есть давние традиции его потребления. Из минусов отмечу небольшие объемы экспорта – около 9% и главным образом в страны СНГ. Потребление майонеза не растет -  производителям сложно удерживать доступную цену при росте цен на сырье. Думаю, объемы потребления будут стагнировать до 2025 года. Любому новому игроку на этом рынке придется конкурировать с мощными брендами. Мне кажется, что перевод производства майонеза из Москвы ГК "Русагро" позволит снизить себестоимость производства.

Учитывая это, планы нового завода производить 16% майонеза вполне реальны, так же, как и планы расширить производство.
Примерно 72% семей тратят 50% бюджета на продукты, а сейчас в мире произошел резкий скачок цен. Внутренние цены на продовольствие пока не догнали цены на мировых рынках и государство будет их сдерживать, поэтому речи о суперприбыли не идет.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-06-11/8016.html