ФОКУС ГОРОДА 21:34, 16.07.2021

Темы недели: битый депутат, ложная вакцинация, ребенок в пакете

Агрессивная кампания

Только мы посетовали на то, что кандидаты на выборах в Саратовскую городскую думу — люди малоизвестные, а сама кампания проходит почти при нулевом интересе аудитории, как регион был взбудоражен скандалом. На действующего депутата гордумы от КПРФ Сергея Подсевалова, который собирается пробиться и в будущий состав представительного органа, было совершено нападение.

Инцидент произошел больше недели назад, еще 8 июля. Но коммунисты начали бить в набат только в воскресенье, 11-го. С их слов, партийца атаковали двое неизвестных, которые жестоко избили кандидата. К сообщению прилагалась врачебная выписка, где были перечислены травмы, характерные для ударов по лицу. И следовал вывод: нападение имеет политический характер, а Подсевалову хотели таким образом помешать подать документы для участия в выборах.

До этого случая имя Сергея Подсевалова в прессе почти не возникало. В гордуму 24-летний активист пришел только в апреле этого года после кончины Геннадия Турунтаева и проявить себя каким-либо образом не сумел. Разве что на майских выборах Подсевалова незаконно делегировали в члены окружной избирательной комиссии в Марксовском районе, откуда он был изгнан через день, поскольку действующим депутатам там быть не полагается. От самого же КПРФ мы узнали, что потерпевший руководит местным комсомолом, партийной ячейкой в Заводском районе и входит в пул помощников коммунистической "звезды" — Николая Бондаренко.

Дальнейшие события стали развиваться в трех измерениях. КПРФ быстро подняла тему нападения на федеральный уровень, по ней оперативно высказался Геннадий Зюганов, который обвинил в случившемся политических конкурентов и вспомнил "грязные действия родом из 90-х". Коммунисты продолжили гнуть линию "политического нападения". Так, депутат облдумы Александр Анидалов рассказал, что на Подсевалова в полиции якобы оказывали давление, в частности, устроили ему "очную ставку" с обидчиком, на которой депутат услышал новые унижения и угрозы.

Юрист Александр Томпулиди заявил, что будет настаивать на проверке органом дознания "политической" версии преступления: "Они обязаны это сделать с учетом личности потерпевшего, его статуса, общественной деятельности. Не состоит ли предполагаемый подозреваемый в какой-то связи с политическими партиями, движениями, не действовали ли он по наущению каких-то людей".

В то же время в полиции заявили, что к побоям привел "внезапно возникший конфликт" (о его мотивах не сообщается). Уголовное дело возбуждено, подозреваемый задержан. В СМИ попала видеозапись инцидента, на которой видно, что это вовсе не было неожиданное нападение: Подсевалов довольно долго что-то выясняет со своим оппонентом, даже куда его зовет (или посылает?), судя по кивкам головы. "Второго нападавшего" нет и в помине, зато сам коммунист идет в сопровождении некого молодого человека, который за него не особо активно вступается.

Скриншот с видео Рен-ТВ

Наконец, третью версию событий изложили ресурсы, близкие к единороссам. Они заявили, что сам Подсевалов был пьян, сославшись... на нападавшего (причем даже не взяли это заявление в цитату или кавычки). Это якобы и стало предметом конфликта. Эту же трактовку событий подхватили и провластные пропагандистские СМИ на федеральном уровне.

Окончательные выводы в этой истории сделают полиция и суд. Видео говорит о том, что нападение не было спланированным и действительно стало следствием некого конфликта. Была ли в нем какая-то политическая подоплека или это был обычный уличный эпизод из жизни Заводского района? В этом вопросе уже вряд ли кто-то разберется. Зато в чем мы не сомневаемся, так это в том, что каждая из сторон постарается выжать из этой малоприятной истории как можно больше пользы.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

История стара как мир. Накануне выборов обостряются криминальные истории вокруг кандидатов и их штабов. Любая история, которая могла бы произойти и остаться в тени, она так или иначе рассматривается в связи с предстоящими выборами. Условно говоря, ветка упала на машину, а там оказался агитатор или начальник штаба, не дай бог… Не берусь исключить, но знаю, что грамотный политтехнолог постарается привязать любую криминальную или неприятную историю, когда есть пострадавший – у нас любят пострадавших! – к выборной тематике, чтобы привлечь внимание. Тем более, что иных поводов не так много. Там Володин забрал всю повестку, так или иначе, но забрал. Поэтому остальным партиям приходится выдумывать какие-то другие истории.

Второй момент — нет достаточной степени внимательности избирателя к происходящему. Все идет фоном, где-то слышал, кто-то говорил… Поэтому в таких случаях есть риск, что этот криминальный шлейф сыграет кандидату не в плюс, а в минус. Потому что никто не помнит, то ли на него напали, то ли он напал, но что-то такое было нехорошее. К сожалению, так работает массовое сознание, и политтехнологи об этом знают. Этот повод используют часто, но не всегда. Если ведут кампанию на выигрыш, то таких вещей стараются избегать.

Третье правило: любой компромат на выборах будет работать против лидера. Что бы ни случилось с другими кандидатами, кампания может восприниматься не очень чистой. Тут тоже может быть определенный политический интерес, который не даст никаких голосов коммунистам, но покажет, что кампания в Саратове проводится не очень чисто, в том числе были случаи избиения…

Вот такие три факта. Я не могу исключить, хотя и считаю, что это маловероятно, что это нападение именно по политическим мотивам, скорее всего это было использовано, чтобы привлечь внимание. И не исключаю, что это было использовано штабом, чтобы показать, что выборы в Саратовской области проходят не очень чисто.

Нет антитела — есть дело

Слухи о том, что в Саратовской области можно купить сертификат о вакцинации против коронавируса, оформились в конкретные факты и уголовные дела. Берут якобы недорого: согласно релизу ГУ МВД, 3 тысячи рублей за внесение информации о прививке в базу данных без настоящей инъекции. Впрочем, читатели заподозрили тут подвох: уж как-то слишком дешево. Слухи-то говорят и о 10, и о 20 тысячах — для москвичей это небольшая сумма, зато для саратовцев ощутимая, вот и решаются на риск. А вот за 3 тысячи ставить под вопрос свою работу — как-то сомнительно.

О том, что на сертификатах будут делать бизнес, стало понятно сразу, как появились разговоры о принудительной вакцинации. Все, что обязательно и требует каких-либо дополнительных телодвижений, всегда захотят продать или купить. Но до начала "третьей волны" с этим злом не боролись, хотя слухи ходили уже тогда.

По существу дела пока известно очень мало. Под подозрением некое должностное лицо поликлиники, которому заявка на поддельный сертификат поступила из Московской области. В отношении 41-летнего подозреваемого возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК. Ему избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке. Устанавливаются дополнительные эпизоды преступной деятельности, в том числе в пользу граждан из других регионов России.

Оргвыводы последовали незамедлительно: главный врач поликлиники N20 Игорь Смирнов, поначалу отрицавший, что ему хоть что-то об этой истории известно, уволился с должности по собственному желанию после разговора с министром здравоохранения. И хотя в комментарии СМИ он заявил, что он здесь ни при чем и не виноват, после увольнения только усилились подозрения обывателей, что, мол, знал, а может и даже участвовал.

К слову, до этого о торговле сертификатами в регионе заявлял губернатор Валерий Радаев. Он рассказывал о выявленном случае продажи справок о прививках одним из фельдшеров. Так что можно говорить уже о "черном рынке" фиктивной вакцинации в регионе.

Мораль сей басни вполне ясна: покупатели фальшивых справок, думая, что идут простым путем, на самом деле, только усложняют жизнь себе и другим. Ведь выброшенную из-за них вакцину не получат те, кто привиться хочет, а таких, судя по нашим наблюдениям, немало, раз в пункты вакцинации выстраиваются очереди. И, по всей видимости, все покупатели фаталисты: попади они в больницу с ковидом, все тут же и откроется.

Мнение эксперта

Михаил Волков, эксперт Общественной палаты Саратовской области

К ответственности нужно привлекать обоих участников этого процесса. Я действительно слышал на бытовом уровне, что люди покупают такие документы – это не секрет. То, что одного задержали, это не значит, что он – последний. Действительно, это имеет отрицательное значение для вакцинации, когда люди находят какую-то лазейку.

У меня недавно был разговор со старыми врачами, которые в Советском Союзе руководили поликлиниками, отделениями. Спрашиваю: ну, а как было в старые времена — были разные прививки и были люди, которые не хотели прививаться? Они говорят: да, проблема была точно такая же. И если какой-то врач приходил и говорил, что не хочет делать прививку, его не допускали до работы. Он говорил: вы не имеете права. А ему отвечали: а вы не имеете права всех заражать! Тогда была инфекционная настороженность.

Эпидемии были и в России, и в мире, а в последние годы не только в РФ, но и в мире снизилось значение инфекционной и эпидемиологических служб. Даже койки сокращали, потому что да, действительно, стало меньше инфекционных заболеваний. Но сейчас все понимают, что плотность населения растет, и это приводит, в том числе, к образованию новых инфекций и эпидемий. Отсутствие настороженности и значимости эпидемиологов привело к тому, что знания эти распространяются очень несистемно, появляется больше людей, которые на лавочке рассуждают о вирусологии. Надо опираться на науку в этом вопросе.

Темы вакцинации, которые есть в РФ, очень низкие — в 4 раза ниже, чем в развитых странах. А если добавить сюда вот эти случаи покупки сертификатов, получится еще ниже. Это связано в первую очередь с недоверием людей.

Возможность сделать инъекцию появилась давно. У меня идет восьмой месяц, как я сделал первую прививку "Спутником", я отслеживаю антитела, и вот сейчас я узнал, что они упали, и я две недели назад сделал прививку "Ковивак". Инфекционисты считают, что эта комбинация хороша для расширения иммунного ответа. Через неделю планирую сдать на антитела.

Две недели назад я был в плотном контакте с больным, который тогда не знал, что болен, и у меня никаких проблем не возникло. Я считаю, что надо продолжать двигаться в этом направлении, и объяснять людям, потому что есть некоторая зависимость от споров в интернете, а надо слушать только науку.

Притупленный инстинкт

Случаи жестокости в отношении с детьми не так редки в нашем обществе, но к ним невозможно привыкнуть. Очередной такой инцидент произошел в Энгельсе. 9 июля среди строительного мусора у дома №95А по улице Фридриха Энгельса был обнаружен пакет с новорожденным ребенком. К счастью, мальчик оказался жив.

Как сообщили следственные органы, плач младенца услышала прохожая, она нашла пакет, развернула и стала звонить 112. Ребенка забрали медики, отвезли в больницу, и сейчас его жизнь вне опасности.

Женщина (слово "мать" в этом случае применимо с большими оговорками), которая принесла пакет на свалку, попала на камеры видеонаблюдения. В отношении неустановленной на тот момент горожанки возбудили уголовное дело по факту покушения на убийство новорожденного. Спустя несколько дней женщина была задержана. На допросе она рассказала, что ночью у нее начались стремительные роды, а в 5 утра она вынесла завернутого в плед новорожденного в "людное место" (провал в заборе, куда сбрасывают мусор), якобы чтобы там его быстрее нашли.

Женщине 35 лет, и у нее уже есть дети. Вопрос в том, в каких условиях они воспитываются, не являются ли они для своей матери тоже обузой. Наверняка, в каком-нибудь ток-шоу мы услышим о том, как она пришла к такому решению — почему оставила его и только после родов вдруг захотела от него избавиться (тяжелая жизнь? отсутствие поддержки? проблемы личного характера?).

Эта история хотя бы может закончиться справедливо. А вот похожий случай в Энгельсе 2016 года, когда младенца оставили в мусорном баке (тоже "людное место"), так ничем и не завершилась. Ту горе-мать, насколько известно СМИ, так и не нашли.

Энгельсский случай вновь всколыхнул старую дискуссию о бэби-боксах - специальных отделений в роддомах, где матери могли бы оставлять отказников. Впрочем, даже без бэби-бокса можно найти более гуманный способ отказаться от ребенка. А наличие бэби-бокса вовсе не гарантирует, что очередная такая мать не струсит и не понесет ребенка к мусорке.

Мнение эксперта

Татьяна Загородняя, уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области

Я с этой женщиной не буду встречаться 100%. Пусть ею занимаются компетентные органы.

Есть абсолютно законные способы анонимно оставить ребенка. Например, это можно сделать в роддоме. Женщина приходит, рожает и, если не хочет его воспитывать, может абсолютно анонимно оставить ребенка. Еще можно в дом малютки отнести. А здесь это было практически целенаправленное убийство.

Способов много, если ты действительно хочешь, чтоб ребенок остался жить. Но когда человек кладет ребенка в пакет от мусора, это верх… я даже не знаю, верх чего. Даже животным это назвать нельзя, потому что животные в большинстве случаев защищают своих детей.

Все, что можно сделать сейчас для таких мам, делается. Возможность поднять ребенка есть. Есть пособия до 1,5 лет и до семи лет. Можно пойти в центр "Семья" — там есть кризисное отделение для женщин на 30 мам с детьми. Там можно бесплатно какое-то время пожить. Вольский монастырь принимает беременных и женщин, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Есть в Балашове кризисное отделение "С верой в жизнь" при епархии…

В чем проблема? Принеси ты этого ребенка, но не в мусорном пакете бросай на улице. А теперь будет сидеть и долго не увидит своих старших детей. За что она так всех покарала? Я предполагаю, что здоровый человек так поступить не мог бы со своим ребенком.

А по поводу этого малыша – мне несколько человек уже звонили с вопросом, можно ли его забрать.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-07-16/8046.html