ФОКУС ГОРОДА 12:27, 26.08.2021

Дорогие проводы. Товары для погребения поднялись в цене

Гробы дешевле не станут

В одной из саратовских похоронных фирм рассказали, что еще не так давно делали закупку стандартного лакированного гроба по 6,5 тысячи рублей. К сегодняшнему дню его оптовая цена взлетела до 12 тысяч. Металлические кресты раньше фирма приобретала по 1 200, а теперь отдает за них не меньше двух тысяч. "Минимальный рост цен составил 30%, основная часть товаров для погребения подорожала на 50%", - заявили в фирме.

Федеральные эксперты отмечают, что основной скачок цен пришелся на август. Причем, это стало первым значительным повышением за последнее десятилетие. Ранее эти товары дорожали в пределах инфляции.

По данным "Коммерсанта", многие ритуальные агентства в этом месяце получили уведомления от производителей данной продукции о повышении стоимости на 30-60%. Например, по данным издания, деревянный гроб, который в июле стоил 7 тысяч, в августе подорожал до 9 200. Более дорогие варианты выросли в цене с 15 до 20-25 тысяч.

Ценовые изменения коснулись похоронной атрибутики, изготовленной из дерева и металла. И то, и другое сырье подорожало с начала года в 2 раза.

"СарБК" ранее рассказывал, что одним из первых удар принял строительный рынок. Например, цена ориентировочно-стружечной плиты выросла за год более чем в 4 раза, обрезной доски — в 2 раза, вдвое подорожал килограмм гвоздей. По мнению экспертов, в том числе и из-за этого, часть застройщиков вынуждены сворачивать свою деятельность.

Дерево в богатой лесами России стало золотым из-за предстоящего запрета на вывоз необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород (он будет введен с января 2022 года). А пока отечественные игроки наращивают экспорт. Создается дефицит, и это толкает цены вверх. Металл же (в первую очередь алюминий, сталь, чугун, золото) взлетел в цене из-за повышенного спроса на зарубежных сырьевых рынках и увеличения налога на добычу полезных ископаемых для производства удобрений, черных и цветных металлов.

Аналитики замечают, что цены на древесину на многих зарубежных рынках во второй половине лета начали снижаться, но в России подобного сценария до 2022 года они не ждут.

В саратовских ритуальных службах говорят, что не видят каких-то решений по замене материалов для изготовления похоронных товаров. "Деревянные гробы можно было бы заменить на изделия из ЛДСП, фанеры, но они тоже стоят космических денег. Древесно-стружечная плита подорожала с начала года в три раза", — говорит один из представителей рынка.

В похоронном агентстве "Памятник" предполагают, что решение о замене сырья попытались найти производители металлических оградок для могил. В агентстве заметили, что последние образцы оказались очень недолговечны, то есть, быстро заржавели, хотя были покрыты порошковой краской с гарантией до пяти лет. Здесь подозревают, что производители для экономии стали переплавлять для изготовления оградок вторсырье низкого качества.

Фотобанк СарБК

"Никто не хочет терять заработок"

В "Городском специализированном похоронном бюро" рассказывают, что не все поставщики похоронных товаров значительно подняли цены. Партнер бюро, который производит изделия из металла, прибавил к прежнему ценнику только 10%.

"У нас с ним дружеские отношения, он за последние шесть лет всего второй раз понимает цены", — уточнила директор бюро Татьяна Рябинина.

При этом цены для конечного потребителя в бюро поднимать в августе не стали, ограничившись плановым незначительным повышением, которое произошло в начале года.

Так же решили поступить в агентстве "Памятник". Раньше здесь бюджетный вариант гроба стоил 1 600 рублей, а сейчас 1 850. То есть произошло небольшое увеличение ценника.

"К нам в основном обращаются люди, которые хотят сэкономить. Они обзванивают все агентства, узнают цены, сравнивают, а потом вызывают агента и делают заказ", — объяснил директор Сергей Бурусов. Он замечает, что участники рынка придерживаются подобной политики из-за высокой конкуренции на рынке (в Саратове работает больше 20 коммерческих похоронных служб). "Никто не хочет терять заработок. Тот, кто поднимет цены, может потерять заказчиков", — говорит бизнесмен.

Еще в одной организации лакированный гроб с закупочной ценой в 12 тысяч рублей (выросла в 2 раза) продают за 18 тысяч. "Я удерживаю цены потому, что за более высокую цену у меня его никто не купит. А ограду, которую мы закупаем по 3 тысячи, продаем по 4 с половиной. Цены держим, но сил нет это делать", — сетует предприниматель.

Игроки рынка отмечают, что в последнее время заказчики услуг стремятся сократить расходы на погребение. Это происходит из-за общего снижения уровня доходов, последствий пандемии, изменения традиций погребения.

"Из-за коронавируса численность смертей увеличивается. Если раньше в семье был один случай, то сегодня в силу обстоятельств происходит два. Поэтому люди экономят. К тому же, многие стали считать, что нет смысла закатывать пышные похороны и кого-то удивлять. Ведь умершему это не поможет. Раньше была традиция привозить покойника на 3 дня домой. Люди рвали себе душу, сердце. Сейчас более спокойный стал момент проводов, соответственно, расходы снижаются. Не надо таскать по этажам, нанимать дополнительно бригаду и транспорт. Многие моменты выпадают", — рассказывает Татьяна Рябинина.

Минимальная цена похорон в Саратове находится на уровне 24-25 тысяч рублей. В эту сумму входит стоимость гроба, церковной атрибутики, венка, аренды катафалка, работы сопровождающей бригады, оформление документов на захоронение. В агентствах уверяют, что доход компаний от предоставления минимального пакета услуг составляет 3 тысячи.

Фотобанк СарБК

"Они обманывают людей"

Участники рынка заявляют, что мнение о больших доходах ритуальных агентств во время пандемии является ошибочным. Из-за того, что на рынке появилось больше игроков, число заказов у каждой конкретной службы осталось прежним. "Ежемесячное число заказов как раньше, так и сейчас, колеблется от 15 до 30", — сказали в агентстве "Памятник".

Представители рынка заверили, что требования Роспотребнадзора к работе во время пандемии особых трудностей не вызвали. Тем более, что в современных катафалках (сейчас службы оснащены автомобилями зарубежных марок, изготовленными специально для нашей страны, где в отличие от Европы умершего перевозят вместе с близкими, а не в отдельной машине) установлены бактерицидные лампы. Они позволяют проводить обработку салона после каждого захоронения.

При этом, по словам собеседников "СарБК", рынок не избавился от давних проблем. Это деятельность так называемых черных агентов. "Они работают сами по себе. Они принимают заказ и передают его какой-нибудь фирме. Так происходит не только в Саратове, но и во всех городах. То есть мы сдерживаем цены, а эти черные агенты их поднимают, чтобы заполучить себе разницу. По сути, они обманывают людей", - объясняет Сергей Бурусов.

Еще одна актуальная для рынка тема уже стала вечной. Речь идет о взаимодействии похоронных служб с медиками, сотрудниками правоохранительных органов. Те сообщают им о потенциальных клиентах порой раньше, чем о смерти близкого узнают родственники.

"Много похоронных компаний работает с врачами скорой помощи, полицейскими. Поэтому нет добросовестной и качественной конкурентной борьбы. Они ломят цены, потому что им надо платить поставщикам информации", — сказали в одной из ритуальных служб на условиях анонимности.

Эти схемы давно известны. В прошлом году в Госдуму поступил законопроект о реформе в похоронной сфере (за авторством депутата от "Единой России" Антона Жаркова). В нем предлагается похоронным домам заключать с местными властями соглашения на ведение деятельности в указанной сфере, а заказы на организацию похорон принимать исключительно через пункты их приема или диспетчерские центры. При выполнении этих требований компания будет состоять в реестре специальных служб, в другом же случае — попадет в федеральный список недобросовестных игроков рынка. Власти смогут расторгать соглашения с предпринимателями, если те в течение трех лет как минимум трижды привлекались к административной ответственности за нарушения в сфере ритуальных услуг. Законопроект также устанавливает требования к предоставлению мест для захоронений и порядок их учета.

Сергей Бурусов уверен, что законопроект позволит наладить здоровую конкуренцию в сфере ритуальных услуг. Но что-то подсказывает, что пауза в работе парламентариев с документом возникла вовсе не случайно.

Дело в том, что похоронное дело всегда считалось одним из самых непрозрачных и высокодоходных. Очевидно, что изменение правил игры совершенно не входит в планы тех, кто эти доходы получает.

Вот и в Саратове в ритуальные дела давно никто вмешивался, сфера жила по своим законам в тени долгие годы. А в начале года директор муниципального унитарного специализированного предприятия "Ритуал" Михаил Шулекин стал основным свидетелем обвинения по делу экс-прокурора Кировского района Андрея Пригарова о взятке в размере 18 млн рублей за "общее покровительство" похоронному "бизнесу". Официально это не сообщалось. По версии городских властей, поводом для реформы сферы стали результаты проверки городской контрольно-счетной палаты, проведенные еще в 2019 году. Тогда были выявлены двойное трудоустройство сотрудников, незаконное премирование, "серое" распределение участков.

Муниципальное предприятие получило нового директора (им стал Александр Носакивский) и задачи по "обелению" сферы. Тогда планы не показались наблюдателям исключительными, но сегодня в саратовских коммерческих ритуальных компаниях говорят о том, что реформа проходит довольно успешно.

"Порядка стало больше. И место для захоронения люди спокойно выбирают, и деньги с них никто не требует", — заверяют в агентстве "Памятник" 

Саратовцы рассказывали, что раньше поборы за место захоронения могли достигать 100 тысяч рублей. Сегодня в стенах муниципального "Ритуала", действительно, "собственные тарифы" на захоронение не устанавливают. Теперь, как сообщают горожане, в похоронных бригадах жалуются на то, что после преобразований работы прибавилось ("нас сделали копальщиками", говорят они) и выпрашивают деньги у клиентов после похорон.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-08-26/8088.html