ФОКУС ГОРОДА 15:40, 05.10.2021

Хозе предпочитает блондинок. В оперном – премьера оперы Бизе без предрассудков

Практически все арии и музыка из произведения гениального Жоржа Бизе простому обывателю известны с детства. Можно даже не быть поклонником классической музыки. Здесь и ария Кармен, и марш тореодора, и куплеты Эскамильо. Даже если ты не знаешь, что такое "Хабанера", то стоит только ей зазвучать, как тут же подпеваешь "У любви как у пташки крылья, ее нельзя никак поймать …". Когда классика настолько по-хорошему попсовая, то каждая ее следующая постановка ставит вызов перед режиссером. Шутка ли, но только в саратовском театре оперы и балета "Кармен" выпускали десятки раз. При этом последний спектакль датируется аж 1987 годом, так что молодому зрителю даже сравнить нынешнюю постановку не с чем.

Режиссеру в такой ситуации остается выбрать один из двух вариантов: или строго соответствовать классическому прочтению, или выйти из зоны комфорта, "оторвавшись" как следует. Вадим Милков-Товтоногов предпочел первый путь.

Он уже знаком с саратовским театром. Здесь больше 10 лет назад он ставил оперы "Садко" и "Орестея". Причем, "Садко" долгое время называли самым дорогостоящим спектаклем. Здорово работать, когда есть финансы и возможности сцены располагают к грандиозным экспериментам. А вот как поступить, если ты опять в Саратове, но с деньгами сейчас не все так хорошо, да и новая площадка сильно уступает предыдущей?

Постановщик постарался выжать максимум из возможного. Сторожевой пост, таверна, привал в горах и городская площадь силами московского художника Елены Мельниковой выглядят довольно аскетично. Шика-блеска порой действительно не хватает, но с другой стороны на небольшой сцене велик риск переборщить с внешними эффектами. Что касается самой трактовки текста новеллы Проспера Мориме, то Милков-Товстоногов слово в слово прошелся по классике, позволив себе "похулиганить" лишь в образах героев. Кармен у него блондинка.

Вернее, блондинки, ведь исполнительниц главной женской партии здесь две – Катерина Федотова и Ольга Дё. Но если уж в британском театре Анну Каренину играет темнокожая актриса, а Фея-Крестная силами Билли Портера в новой  "Золушке" вышла гендерно-нейтральной, то кто мы такие, чтобы запрещать быть цыганке светловолосой. Да и надо уметь или, по крайне мере, пытаться мыслить шире.  

У Ольги Дё свободолюбивая цыганка получилась интеллигентно-страстной и в меру разбитной. Ее Кармен самую малость не хватило раскованности, но это вполне можно списать на первый выход на сцену в этой роли, ведь спектакль обычно обкатывается до идеального состояния не меньше года.

Катерина Федотова – новое лицо театра оперы и балета. Эта высокая, красивая и стильная блондинка приехала в Саратов из Владивостока. Она поступила в магистратуру консерватории и на работу в оперный театр. Дебют и сразу в роли Кармен – о таком мечтают многие солистки.

В своем "Инстаграме" Федотова восторженно высказывалась о премьере, партнерах по сцене и зрителях, а публика, как на спектакле, так и в соцсети осыпала ее комплиментами.

То, что труппа театр оперы и балета в межсезонье обновилась, до сих пор вызывает восторг. Кроме Катерины Федотовой в состав солистов была принята и одна из триумфаторов последнего Конкурса конкурсов Кристина Казарян. Она должна была выйти в "Кармен" в партии Микаэлы, но в последний момент приболела. В итоге два премьерных вечера подряд невесту Хозе пела Анна Шахова. Делала она это настолько трогательно и романтично, что порой хотелось крикнуть сержанту "Ну что же ты, смотри какая девушка рядом!".

По причине болезни второго артиста пришлось дважды подряд выйти на сцену и Аббосхону Рахматуллаеву.В театре его называют героем, потому что партия Хозе и так считается суперсложной, а уж исполнить ее на высоком уровне несколько раз к ряду могут и вовсе немногие профессионалы.

Вообще появление в труппе этого тенора – это, пожалуй, лучшее, что случилось с театром за последние несколько лет. Сейчас Рахматуллаев поет главные партии в пяти спектаклях, и дальше, видимо, эта цифра будет только расти. Есть здесь и другие теноры, например, вернувшийся Илья Говзич или Павел Корчагин, но Рахматуллаев очевидно мастеровитее остальных. Часто обладатели самого высокого мужского тембра поют натужно, из последних сил, без ощущения легкости. У этого исполнителя таких проблем нет, да и внешне он удивительно фактурный. Правда, в случае с Хозе и Рахматуллаевым переплелось сразу все. Получилось, что партию испанца исполняет на французском языке с переходом на русский в перерывах между ариями оперный певец со среднеазиатскими корнями. Но это опять же отсылка к устоявшимся стереотипам и предрассудкам.

Отдельное удовольствие наблюдать постановку, где исполнители в целом по возрасту соответствуют своим персонажам. Можно сколько угодно говорить, что хороший артист вне времени и вспоминать, как раньше Джульетт играли практически до гробовой доски, но глаза не обманешь. Если героиня по сюжету должна щеголять в мини-шортиках и манить мужчин обнаженными плечами, то пусть уж эти плечики с коленками будут непенсионного возраста. Ревнители эйджизма и поклонники бодипозитива, конечно, не обрадуются, но зато восторжествует здравый смысл.

В этом сезоне в театре оперы и балета обещают вернуть на сцену некоторые спектакли, которых зрители не видели с момента переезда артистов в Ленинский район. Их будут адаптировать для камерной обстановки, а декорации отреставрируют или создадут новые. Так что репертуар саратовского оперного не только прирастает новыми постановками, но и пополняется долгожданными камбеками. Публика уже "распробовала" Новую сцену – на спектаклях зал заполнен до предела даже при условии коронавирусных ограничений. Так что успейте успеть, классика сейчас ближе, чем когда-либо.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-10-05/8129.html