По сюжету из-за вспышки на Солнце Земля превратилась в пустыню. Главный герой — инженер и программист, так что он более-менее неплохо устроился в новых условиях. У него есть источник энергии, робот-помощник и собака. Плохо у него только с едой и с солнечной радиацией. Он медленно от неё умирает, и ему не на кого оставить собаку. Другим людям он и в прежней жизни не доверял, а уж теперь тем более. Поэтому он делает нового робота, более человекообразного. И к трем законам робототехники имени (точнее, авторства) Айзека Азимова он добавляет четвертый — забота о собаке превыше всего!
Внезапно на его место обитания надвигается жуткий шторм, и он решает ехать в заранее подготовленном фургоне в Сан-Франциско. На этом месте "Пиноккио" смешивается с историей про путешествие странной семейки через всю Америку, и всё это на фоне апокалипсиса!
Если вам кажется, что вы где-то видели нечто похожее, это потому что все сюжетные ходы здесь узнаваемы. Но это не критично — в центре не картины разрушения, а портрет "отца" и его отношения с "сыном".
Том Хэнкс в последние годы выдает много "добрых отцовских" образов: "Грейхаунд", "Прекрасный день по соседству", "Чудо на Гудзоне", отчасти даже "Секретное досье" и "Шпионский мост". Это плавно сливается с его собственным имиджем — у него одна из лучших репутаций в Голливуде. Так вот, в "Финче" он с этим амплуа играет. Это снова отцовская фигура, такая вся народная американская, которая напевает бумерские песенки себе под нос. Но заглавный герой не слишком приятный человек. Он раздражителен, нетерпелив и периодически срывается на всех. Со своей боязнью людей и совершить ошибку он тот ещё невротик. Понятно, что выживание на выжженной планете наложило отпечаток, но судя по его рассказам, он и до него был не самым приятным парнем.
И вот он создает своего металлического сына. Эдакого робота-подростка а-ля "Чаппи" Нила Бломкампа, который растет не по годам, а по часам. Сын невольно заставляет его смотреть в лицо приближающейся смерти, да так пристально, что в Финче даже сквозит некая зависть к тому, кто останется жить после него. Это усиливает раздражение, которое и так вызывает его "отпрыск". Робот неловкий, периодически говорит глупости и опасно экспериментирует. Финч прикладывает усилия, чтобы быть терпеливым, но чаще выдает перлы в духе: "Я знаю, что ты вчера родился, но пора уже повзрослеть!" Ему гораздо проще любить собаку, чем "ребенка".
При желании в этом можно разглядеть поколенческий конфликт миллениалов и зумеров с их родителями, которые пребывают в шоке от ценностей друг друга. Ещё стыдливую вспышку на Солнце заменить на глобальное потепление, и это был бы повод родителям задуматься, какую Землю они оставляют своим стремительно взрослеющим детям.
"Финч" — камерное кино на 1,5 актера. Половина уходит Калебу Лэндри Джонсу за создание робота при помощи технологии захвата движения. Но режиссер Мигель Сапочник (который до этого снимал в основном сериалы, но какие! "Игра престолов", "Настоящий детектив", "Видоизмененный углерод") разбавляет драму экшном — то бурями, то погонями. Оператор Джо Уиллемс (приложивший руку почти ко всем "Голодным играм") выдает меланхолично прекрасные картины опустевших городов и засыпанных песком дорог. Добавьте к этому безотказный прием — симпатичную собаку в опасности, и если вы в настроении, довольно предсказуемая история вызовет у вас больше эмоций, чем дорогущий блокбастер с толпой звезд. И даже из дома выходить не надо!