ФОКУС ГОРОДА 21:18, 12.11.2021

Темы недели: хаос и QR, судьба "России", победа Мазиной

Коды без расшифровки

Как и опасались многие, введение QR-кодов в Саратове привело к хаосу, от которого воют не только жители, но и бизнес.

С 8 ноября вход во многие популярные объекты, начиная с парикмахерских, фитнес-клубов и заканчивая торгово-развлекательными центрами, стал невозможен без документа о вакцинации (или перенесенном заболевании) и паспорта, подтверждающего личность. Причем, днем позже Роспотребнадзор очень настоятельно рекомендовал не превращать эту меру безопасности в профанацию. Но как этого не сделать, никто не объяснил.

Бизнес очень просил власти об отмене локдауна. Власти пошли предпринимателям "навстречу": сделали так, что ответственность за антиковидные меры легла на плечи частника. В результате бизнес получил слабый поток клиентов, зато шквал критики и негатива. По сути, государство стравило граждан между собой — не все же ему одному отдуваться.

Рамочные нормативные акты правительства, принятые как всегда в режиме аврала вечером пятницы, естественно, не учитывали всего разнообразия жизни и ситуаций. В понедельник ТЦ должны были уже выставить блокпосты. Причем, например, никто не подумал о гражданах, которые идут делать прививку в мобильный пункт вакцинации, или о тех, кто идет просто забрать заказ из центра выдачи, или хотел посетить продуктовый супермаркет, который де-юре не требует QR-кода.

В результате отлаживать логистику в ТЦ пришлось уже по ходу действия пьесы. Много потраченных нервов, конфликтных ситуаций, ущерб для имиджа и репутации. А главное — очень много не готовых к новому пропускному режиму граждан. Даже если ты забыл дома паспорт, с QR-кодом тебя не пускали. Из-за отсеивания посетителей ТЦ, кафе, фитнес-клубы все равно стояли почти пустые.

Власти не удосужились даже объяснить бизнесу законные основания, на которых они, например, должны требовать у человека показать паспорт. В результате на входах в заведения теперь часто разгораются юридические и философские споры, а если они заходят слишком далеко, приходится вызывать дополнительную охрану. К слову, по поводу паспортов не уверены даже государевы люди: одни говорят, что такое право у бизнеса есть в условиях режима повышенной готовности (он действует в регионе с начала пандемии), другие — что такие права и обязанности все-таки есть только у правоохранительных органов.

Не говорим уже о том, что, как и с масками и прививками, с QR-кодами в обществе тоже не задалось, и к антимасочникам и антиваксерам примкнули "антикуарники". Люди вспомнили по свои конституционные права на свободу перемещения (лучше бы они думали про основной закон страны, когда его переписывали, как неудавшееся сочинение), напрочь забывая про другие строки Конституции — например, о праве на жизнь (ст. 20) и охрану здоровья (ст. 41).

Есть и клинические случаи, когда QR-код считают едва ли не клеймом дьявола. Тут можно посоветовать выдохнуть: QR – просто последовательность точек, в которой зашифрована ссылка на страницу в интернете.

Закончилось тем, что к концу недели бизнес уже не считал "кодирование" хорошей идеей. Например, владелец сети фитнес-клубов Вячеслав Максюта в сердцах так и написал: "лучше б не открывали".

Мы желаем всем нашим читателям по возможности избегать конфликтов на почве прививок, QR и всего прочего — спокойствие и здоровье все-таки дороже. Тем более, что власти, похоже, довольны собой и собираются распространить QR даже на транспорт.

Если же подытоживать локдаун, на который нас отправили на прошлой неделе, то тут, судя по официальным данным, произошло чудо. Не потребовалось ждать даже инкубационного периода (две недели) — галопирующий рост случаев ковида в регионе замедлился, а доля свободных коек в ковид-госпиталях выросла с 6% до 18%. Число госпитализируемых сократилось с более чем 400 до менее чем 300 в сутки. Будем надеяться, что природа у этого чуда не только статистическая.

Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

Исходя из постановления, которое действует с 8 ноября, то сотрудник организации, магазина какого-нибудь, должен – дословно — проверять действующий QR-код и просматривать удостоверение личности. Но в данном случае удостоверение личности не только паспорт, а любой документ. У прокуратуры наверняка есть какое-то свое правовое обоснование, почему человек вправе не показывать его, но в законе нет конкретики, что является личными данными и нет исчерпывающего списка, кому гражданин обязан предъявлять и кто обязан требовать у него документ. Толковать в этой части законодательство можно сколько угодно.
Например, кассир не является правоохранителем, но когда человек покупает алкоголь, кассир должен удостовериться, что покупателю есть 18 лет. Получается, что закон дает право обычному кассиру проверять эти данные. Или если взять режимный объект: исходя из контекста, если есть пропуск, но нет фотографии на пропуске, ЧОПовец вправе убедиться, что это тот самый человек. Фактически государство говорит, что предъявлять документы человек должен не только госорганам, а эта обязанность есть у него и в гражданском обороте.

На мой взгляд, у нас федеральная законодательная база детально не проработана, и каждая местная власть старается, кто во что горазд. Например, у нас в Саратовской области они указали, что только ответственный сотрудник той или иной организации может проверять QR-код. Но если супермаркет охранят ЧОП, а ЧОПовец – сотрудник ЧОПа, а не супермаркета, он, получается, не вправе проверять документы…
В других странах в ТЦ стоят сотрудники полиции и проверяют коды. Например, в Стамбуле полицейские стоят с планшетами. Они сканируют код, и планшет показывает, что ты – это ты. Там не надо никаких удостоверений личности для подтверждения. Я, когда приезжал в Турцию, загружал на сайте посольства данные своего кода, и это было достаточно. На ЭКСПО в Дубае, например, российский код принимали, и у них не было считывающего устройства. Я просто показал свой код и меня пропустили.

То, что у нас – код и еще удостоверение – это из серии, почему у нашего гражданина два паспорта – внутренний и заграничный. Почему нельзя сделать один, который соответствовал бы всем требованиям. А это идет из глубокого "совка", когда государство контролировало выезд каждого гражданина за границу. Вот сейчас фактически то же самое. Я это называю "излишняя ГУЛАГовость" — слишком сильно кто-то собирается граждан контролировать.

Если ты устанавливаешь систему пропуска, наверное, найдется какой-то умник, который что-то подделает. Но это будет не массово. Подделка кодов массовой быть не может – это абсурд. Вот мы сейчас говорим о поддельных справках о вакцинации. Но она же реально не поддельная, а настоящая. Тебе просто не колют вакцину, а все остальное сделали, как положено. Вопрос в том, что нужно исключить возможность сделать фиктивную прививку, а не получить фиктивную справку. Мы знаем, что куча врачей это делает. А где посадки этих врачей? Потому что именно это является опасным. Но государство ведет себя очень пассивно в этом отношении.

Я думаю, что излишняя скрупулезность в проверке документов только мешает. Если выполнять дословно, что прописано в постановлении вице-губернатора Саратовской области, то учитывая трафик на входе в ТЦ, это будет здоровая очередь, а здоровая очередь принесет гораздо больше вреда для людей, в том числе в виде заражений. Вот об этом он не подумал. Или не подумал указать, чтобы в продуктовых магазинах в выходные дни работали 100% касс, а в будни – 80%. Кассы не работают – образуются очереди, очереди – это повышенная опасность заражений. Вот об этом наши чиновники не думают.

Последний день "России"?

Здание бывшей гостиницы "Россия" на проспекте Кирова в Саратове, как и ожидалось, не будут восстанавливать. Его разберут до основанья, а затем... воссоздадут. Другими словами, это будет уже новое здание из современных строительных материалов, хотя и с некоторыми архитектурными излишествами, сделанными в подражание объекту культурного наследия...

Пожары в заброшенных домах — явление в Саратове настолько частое, что уже не вызывает и тени удивления. Так же никто не поражается, когда на месте сгоревшего здания вскоре появляются современные дома, коммерческая недвижимость или стоянки. Пожар ускоряет процесс разрушения дома и делает фактически невозможным и нецелесообразным его восстановление.

Собственно "Россия" уже тоже горела раньше, в середине 90-х. Произошедшее ночью 4 ноября стало трагической развязкой в более чем полуторавековой истории здания. Пожар как будто кто-то режиссировал: концовка выдалась эффектной, и даже в мрачном символизме ей не откажешь ("Россия" горела на фоне трехцветных флагов, установленных на проспекте Кирова ко Дню народного единства).

Огонь охватил здание по всему периметру. Уничтожена крыша — последняя защита умирающего здания от влаги и льда. От него остался фактически один уцелевший фасад, не так давно укрепленный в рамках противоаварийных мер.

Обстоятельства случившегося не оставляют сомнений в том, что пожар стал следствием поджога. Внутри здания давно не было проводки и других возможных источников возгорания, там даже почти не было лестниц, по которым можно было бы подняться наверх. Входы оказались заварены, что усложнило тушение пожара. При этом огонь подозрительно быстро охватил здание на площади в 1,7 тысячи кв. метров. Ну и конечно, трудно поверить в совпадение по времени: "Россия" вспыхнула глухой ночью в праздничный день. Официальные органы пока не торопятся с выводами.

Зато очень быстро оказалось готово заключение, подготовленное фирмой "Каркас". Глубокие исследования не проведены, но на основании "визуального осмотра" уцелевшие конструкции приговорены к сносу. При этом объект культурного наследия должен быть воссоздан — это "принципиальная позиция" мэрии, заявил глава города Михаил Исаев (на самом деле, это попросту требование закона).

Где была принципиальность чиновников все эти годы, когда брошенное здание разваливалось? Причем происходило это не на задворках, а в пяти минутах ходьбы от правительства и мэрии, на главной, "визитной" пешеходной улице города. Теперь на этом месте будут пустырь и уродливый строительный забор с обнаженными торцами и задворками соседних зданий. В таком состоянии это место, судя по всему, тоже будет пребывать долгие годы.

Здание на пересечении проспекта Кирова и Горького (в 19-м веке – Немецкой и Александровской) впервые упоминается краеведами в 1853 году. Это был двухэтажный особняк Македонского, а после его смерти здание перешло к купцу Барсукову, который открыл в нем гостиницу. С 1889 года гостиницей владел Зейферт, именно его имя и носит дом в реестре памятников. Зейферт оформил новый фасад здания и построил третий этаж. На башне гостиницы появилась монограмма владельца с переплетающимися буквами И и З, на металлическом флюгере — надпись "Россия". В начале 20-го века был надстроен четвертый этаж – видимо гостиница приносила большую прибыль и требовала расширения.

Сейчас гостиницы для Саратова не актуальны — нет деловой активности, нет туристов. Пример — не только "Россия", но и "Европа" на другой стороне проспекта, которая тоже уже горела, а сейчас разворовывается охотниками за металлом. Или гостиница "Московская" — хотя ту, по крайней мере, по данным градозащитников, все-таки собираются приспособить под некое новое учреждение.

Фотобанк СарБК

Если посмотреть на центр города, то такие заброшенные и приходящие в ветхость здания встретятся на каждом шагу. И в нынешних условиях всех их может рано или поздно постигнуть судьба "России".

Мнение эксперта

Денис Жабкин, краевед, член градозащитного совета при Саратовской областной думе

Ценность любого памятника в его подлинности. Соответственно, чем больше элементов подлинных – стен, балконов, лестниц – тем объект более ценный. Поэтому нужно стремиться максимально сохранить то, что мы имеем и то, что можно сохранить. Обследование этого памятника должно быть полноценным. По моему мнению, для обследования такого большого объекта – его стен, фундамента, перекрытий – недостаточно только визуального осмотра, нужно инструментальное обследование.
Как я вижу, в ситуации с бывшей гостиницей "Россия" хотят пойти по такому пути, что хотят как можно быстрее и проще написать заключение. Естественно, проще и дешевле будет разобрать все до основания и воссоздавать уже новодел. Но в этом случае объект утратит свою ценность. Для примера: я стою у воссозданного здания, и если это родная стена, то это та самая стена. которую мы видим на старинных фотографиях и открытках, до нее Маяковский дотрагивался – он жил в этой гостинице в 1914 году, во время одного из визитов в Саратов… А если это новодел, то эти кирпичи появились в наше время, они такие же, как те, из которых строят современные многоэтажки и офисные здания, Маяковский к ним никакого отношения уже не имеет.

Что касается самого пожара, то я думаю, это поджог: загорелось на четвертом этаже, куда доступа никто не имел, с двух сторон, по всей площади… В здании нет ни электричества, ни коммуникаций, да еще и в такую прохладную погоду.... Самовозгорание исключено. Сейчас начинают во всем винить собственников. Тем более, что в Нижнем Новгороде, откуда один из собственников, был похожий случай: там тоже была своя гостиница, она сгорела, на ее месте выстроили дом… Градозащитники боролись-боролись за этот объект, но денег в него никто вкладывать не хотел.
Но то, что и здесь подобная ситуация, — это пока просто домыслы.

Экс-министру нашли оправдание

Бывшего министра здравоохранения Саратовской области Наталью Мазину сегодня оправдали по делу о злоупотреблении должностными полномочиями. Очередной громкий оправдательный приговор по коррупционному делу — даже в отсутствие Федора Телегина, с которым многие сравнивали повышение "градуса милосердия" местной Фемиды.

Фото: srd.ru

Расследование и суд длиной почти в два года завершились для стороны следствия и обвинения провалом. Напомним, дело касалось поставки аппаратов УЗИ для детских поликлиник на сумму больше 53 млн рублей. Мазина своей подписью завизировала документы об оплате оборудования, а оно, по версии следственных органов, оказалось не соответствующим документации госконтракта. Если еще точнее, в ней были установлены датчики, которые якобы не были сертифицированы в России. То есть, подчеркнем, аппараты были в рабочем состоянии, просто что-то не сошлось в документах.

Мазина вину в злодеянии не признавала. И вот экспертиза полностью разрушила всю канву обвинения. Датчики были установлены какие надо, сказали эксперты, единственная проблема была в необновленном программном обеспечении. То есть не подтвердились даже расхождения на бумаге. За Мазиной признали право на реабилитацию.

"Выявленные в ходе приемки УЗИ-аппаратов нарушения условий контракта не препятствовали в их приемке: отсутствовали отрицательные экспертные заключения, членами приемочных комиссий выявленные недостатки существенными не признавались. Всеми приемочными комиссиями были приняты решения о приемке", — сообщили в пресс-службе суда.

Таким образом, суд заодно признал, что у следствия не было никаких поводов арестовывать сомнительные аппараты. На время разбирательств они пылились на складе, вместо того чтобы лечить маленьких пациентов.

Конечно, в деле еще возможны повороты. Как показывает практика, разные инстанции в последнее время стали нередко приходить к противоположным выводам по спорным делам. Так что будем следить за судами дальше.

За последние пару лет в регионе было с десяток уголовных дел в отношении высокопоставленных лиц с сомнительной доказательной базой. Первой ласточкой был экс-начальник УБЭиПК ГУ МВД Дмитрий Елизаров, обвиненный в получении особо крупных взяток и оправданный судами всех трех инстанций. Дело строилось на показаниях одного свидетеля, и суд пришел к выводу, что отправлять человека за решетку только на основании этих доводов не стоит. Экс-руководитель ГУ МЧС Игорь Качев, обвиненный в злоупотреблении полномочий, попал в колонию со второй попытки. Сначала суды двух инстанций его оправдали, но кассация постановила пересмотреть дело. Как итог – 2 года колонии-поселения.

Фотобанк СарБК

Обвиненные в получении особо крупной взятки экс-председатель комитета по имуществу Саратова Елена Салеева и ее бывший подчиненный Андрей Краснов тоже сначала испытали радость от оправдания, а затем горечь от отмены этого приговора. Примерно такая же участь постигла и экс-замминистра экономического развития области Ларису Кузнецову, которой тоже инкриминировали взяточничество.

Не подтвердилось злоупотребление полномочиями у бывшего министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Соколова. Рассыпалось в суде дело о мошенничестве в отношении бывшего депутата облдумы и гендиректора "Автокомбината-2" Андрея Беликова (обжаловано прокуратурой). Не дошли до суда громкие дела в отношении бывшего председателя Общественной палаты Александра Ландо и экс-министра образования области Марины Епифановой. Давно ничего не слышно об обвинениях в адрес бывшего министра транспорта области Николая Чурикова...

Мнение эксперта

Андрей Морозов, адвокат Натальи Мазиной

Следствие настаивало, что фигурирующие в деле аппараты УЗИ не соответствуют регистрационному удостоверению, а если они не соответствуют, их запрещено использовать на территории РФ. Следствие опиралось на одну экспертизу, которая два года назад установила, что они якобы не соответствуют регудостоверению. Сейчас было проведено еще две экспертизы. Они подтвердили, что аппараты соответствуют регистрационному удостоверению и их можно и нужно использовать. Одна из них прошла год назад, другая – 3-4 месяца назад. Уже было очевидно, что аппараты соответствуют регудостоверению. Дело должно было быть прекращено.

Что очень важно, суд полностью оправдал Мазину и после оправдательного приговора огласил частное определение. Он указал, что Мазина не причиняла ущерб бюджету в 53 миллиона, а, наоборот, следствие и надзирающие органы в течение двух лет не давали пользоваться этими аппаратами, они были опечатаны и арестованы. И получается, что в течение двух лет отличные аппараты, которые исследуют детей – это детские УЗИ – они не использовались только из-за того, что следствие совершило ошибку. Это первое. А второе: в частном определении указано, что следствие многократно называло фирму-поставщика недобросовестной. Однако судом установлено, что фирма сделала все верно, и она не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. И все это расследование могло ударить по деловой репутации организации без оснований. Суд обращает таким образом внимание прокурора области на допущенные нарушения.
Вообще в деле две истории: вторая из них – это экспертизы и то, что аппараты соответствуют регудостоверению, а первая и самая главная – даже если бы они не соответствовали регудостоверению, министр не несет ответственность за недоброкачественный товар поставщика. От этого никто не застрахован. Например, жена купила бракованный холодильник, но она же не виновата, что оплатила некачественный товар – она не знала об этом. Логика примерно такая. Тут гражданские отношения, надо расторгать договор, возвращать деньги. Все это следствие и прокуратура с первых дней знали. Почему они не прекратили уголовное дело, почему они вообще его возбудили, а не остановились на уровне проверки — это к ним вопрос.
Суд разъяснил моему доверителю право на реабилитацию, но говорить о ней до вступления приговора в законную силу не имеет смысла. Нас, я думаю, ждет еще апелляция.

 

 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-11-12/8164.html