ФОКУС ГОРОДА 13:02, 10.12.2021

Принцесса Диана и Рождество в фильме "Спенсер". Заметки киномана

В роли Дианы — Кристен Стюарт, и "Спенсер" можно использовать, чтобы изменить ваше мнение об актерских талантах Беллы из "Сумерек" (если её другие работы ещё этого не сделали). Она здесь действительно отлично играет.

В канун Рождества (в картине не указано, но, скорее всего, 1991 года) принцесса Уэльская едет в Сандрингемский дворец, где королевская семья традиционно собирается на праздники. Она едет туда на машине одна. (С этого места вам должно стать понятно, что не надо ждать документальности). Диана теряется по дороге, хотя, как услужливо напоминают другие герои фильма, она родилась и выросла в тех местах. 

Но это опять-таки не про исторические события, это метафора её  внутреннего состояния. Принцесса знает, что её муж подарил любовнице точно такое же жемчужное ожерелье, как и ей. Все (читай "королевская семья и часть слуг, которые на их стороне") ожидают, что она это просто проглотит и будет вести себя прилично и делать вид, что ничего не происходит. Потому что в королевской семье такие правила игры. Но Диана так несчастна и выбита из колеи, что не хочет и не может больше играть по правилам.

cinemax.ru

Это фильм режиссера Пабло Ларраина (сериал "История Лиззи"), и он перекликается с его картиной про только что овдовевшую Жаклин Кеннеди — "Джеки". И здесь возникает похожая проблема — когда зрители слышат "кино про принцессу Диану", они ждут обычный байопик, какую-нибудь "Диану" 2013 года с Наоми Уоттс или сериал "Корона". Но "Спенсер" ближе к арт-хаусу, чем к коммерческому кино. У Ларраина своеобразная неспешная манера изложения, он шикарно создает тревожную и удушающую атмосферу (а саундтрек Джонни Гринвуда вперемешку с классическими композициями её эффектно усиливает)

Его интересуют не факты, а внутренний мир героини. Поэтому история показана только с точки зрения Дианы. Она видит себя жертвой, а окружающих делит на плохих и хороших. Королевская семья и старшие слуги против принцев Уильяма и Гарри, её горничной (Салли Хокинс, "Форма воды", "Паддингтон") и шеф-повара. Плохие персонажи заставляют её чувствовать себя в золотой клетке, а на хороших нельзя положиться до конца. От этого она постоянно фантазирует о самоповреждении, а иногда и воплощает фантазии в реальность. (Осторожно! В фильме присутствует изображение самоповреждения и расстройства пищевого поведения!)

artfile.ru

Периодически ей мерещится Анна Болейн, её дальняя прародительница. Диана теряет голову потому, что гнетущая атмосфера в королевской семье доводит её до психического расстройства. Это неприкрытая параллель с королевой, которая лишилась головы буквально. Взгляд режиссера и сценариста Стивена Найта ("Пряности и страсти") всегда сочувствующий, в отличие, скажем, от фильма "Королева", а местами даже и сериала "Корона". Но они её показывают ровно такой, какой её пытались выставить в этом конфликте сторонники британской королевской семьи: психически нестабильная, думающая исключительно о себе, непоследовательная, чрезмерно чувствительная, и живущая фантазиями о заговорах и врагах за углом.

soyuz.ru

От очернения образа покойной принцессы картину спасает игра Кристен Стюарт. Она не хуже Эммы Коррин передает её трогательную уязвимость и искренность вместе с кокетством. Она сознательно переигрывает нервозность и тревожность Дианы, но при этом умудряется передать трагедию на полном серьезе. Она так умело балансирует между преувеличением и реализмом, что её принцесса вызывает больше сочувствия, чем королевская семья. Хотя если подумать, вы бы не хотели такую гостью на Новый год. Она демонстративно страдает и не хочет слушать ничьи утешения, постоянно опаздывает, заставляет всех ждать и вообще делает странные вещи.

Интересным образом, это отвечает на вопрос, зачем нужен очередной фильм про принцессу Диану и британскую королевскую семью. "Спенсер" никогда не пытается быть объективным и изобразить чувства другой стороны конфликта. Зато фильм Ларраина выводит историю конкретной женщины на более высокий уровень обобщения, превращает её в архетип: женщина заперта в несчастливом браке и в одном доме с семьей супруга, которая ее ненавидит. Если убрать дворец и платья, на её месте могло бы оказаться много женщин, а может, и мужчин. "Спенсер" ближе к "Кукольному домику" Ибсена, чем к "Короне". Это не очень полезно для кассовых сборов, но в долгосрочной перспективе это преимущество.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-12-10/8188.html