ФОКУС ГОРОДА 14:20, 22.12.2021

Скромно и со вкусом оливье. Саратовцы не отказываются от корпоративов, но экономят

Квесты, снежки и ЗОЖ

В середине декабря аналитики выстроили российские регионы по числу рабочих коллективов, не планирующих предновогодние вечеринки. По данным совместного исследования hh.ru и Зарплата.ру, в Челябинской области не рассчитывали на корпоратив 28% сотрудников предприятий и организаций, на Кубани от праздника отказалась четверть коллективов, в Кировской и Новосибирской областях — 20%. В Татарстане Новый год не станут встречать с коллегами 15% работающих, а в Иркутской — только 7%.

Саратов на этом фоне выглядит вроде бы не так уж уныло: корпоратив не хотели проводить 16% компаний региона. Чаще всего отрицательный ответ давали специалисты по управлению персоналом, представители транспортно-логистической сферы и добычи сырья. В пользу предновогодней вечеринки чаще всего выступали маркетологи и юристы.

Исследователи отметили, что традиции встречать Новый год в коллективах поддерживают больше 40% предприятий и организаций Саратовской области, 44% устраивают декабрьские вечеринки изредка, 15% никогда не проводят корпоративы.
Как и в других регионах, в Саратовской области от праздника отказываются из-за сложной эпидемиологической обстановки (у нас — 57%) и отсутствия бюджета на застолья и развлечения (30%).

Из опрошенных "СарБК" компаний, примерно в половине заявили, что не станут устраивать праздник. Большинство сослалось на финансовые трудности, некоторые обвинили коронавирус.

Фото: pxhere.com

Впрочем, в стране есть немало примеров адаптированных к ситуации праздничных сценариев. Часть российских компаний, как и в прошлом году, выбирают онлайн-формат праздника. Некоторые проводят корпоративы в гибридном варианте, когда сотрудники центрального офиса веселятся в режиме офлайн, а отдаленных — в онлайн (эксперты утверждают, что такой вариант обходится дороже классического банкета). Популярны выезды на природу, чтобы поиграть в снежки, слепить снеговика, построить снежную крепость, устроить ярмарочные гулянья.

Еще одним востребованным вариантом являются онлайн-квесты, виртуальные прогулки (для 100 человек путешествие по Москве, Питеру, Торжку обойдется в 300 тысяч рублей, зарубежный вояж, как и в реальности, дороже — 400 тысяч).

Ну а для снижения затрат компании сокращают меню или устраивают вечеринки в офисе с доставкой блюд. В этом году наблюдается рост доли вечеринок в рамках ЗОЖ (каждый пятый заказ для корпоратива в сервисе Catery является безалкогольным).
Российские эксперты ожидают, что общее число новогодних вечеринок в коллективах в этом году станет больше, чем в прошлом.

"Хотят, но боятся"

Представители саратовского ивент-рынка отмечают, что новогодний праздничный марафон стартовал у нас позже, чем в других регионах. Первые вечеринки в Саратове прошли в пятницу, 17 декабря. Тогда ведущая праздников Лариса Шевцова сказала: "Казань, Москва, Краснодар, города в северной части страны уже веселятся. У них вовсю идут новогодние корпоративы, а мы никак не раскачаемся".

Организаторы праздников не видят в Саратове высокого спроса на новогодние вечеринки. Почти все опрошенные эксперты говорят об отказах бронирования или стремлении снизить ценник праздника. Не помогло заведениям и правительство области: оно отказалось отменять на новогодние праздники запрет на работу общепита с 23 до 6 часов, как сделали в некоторых регионах. Вход в заведения по-прежнему должен осуществляться по QR-кодам, что заранее отсеивает некоторых участников.

Фото: pxhere.com

"Крупные компании не взяли на себя ответственность и отказались устраивать корпоративы в нынешней эпидемиологической обстановке. Там или совсем не будет празднования, или на улице будут установлены фотозоны и руководство будет думать, что оно вроде как что-то устроило. Но люди соскучились по праздникам, поэтому они отделами по 10-12 человек пойдут в рестораны. Если вы сейчас попробуете обзвонить крупные рестораны с вместимостью по 100-150 человек, то обнаружите, что все места на 24-25 декабря заняты. Эти рестораны наняли ведущих, артистов, организовали развлекательную программу. Это будет сборная солянка, когда в одном зале соберется несколько компаний", — рассказала Лариса Шевцова.

В саратовском кафе "Крутон" утверждают, что спрос на новогодние банкеты в этом году ниже, чем в прошлом: "Заняты и подтверждены топовые даты — 24, 28, 29 декабря. А что касается остальных дат, то, как говорится, такое себе. Люди сначала заказывают, потом отказываются. Все из-за ковида".

В кафе Neon также заявляют о том, что сталкиваются с отменой заказанных для коллективов столиков: "Посетители хотят, но боятся заражения. Потом кто-то приходит, а кто-то заболевает".

Теряют заработок и ведущие праздников. Лариса Шевцова признается, что сейчас рушатся договоренности, о которых речь шла еще в сентябре.

Елена Лобанова, директор саратовского филиала международного ивент-агентства Questoria и соорганизатор сети квестов Lockation, тоже рассказывает, что в этом году наблюдает самую низкую активность саратовцев. Она связывает это с тем, что время принятия решений пришлось на локдаун:

«Компании не хотят забронировать, оставить предоплату и в случае дальнейших ограничений остаться ни с чем. Поэтому многие даже не затеваются»
.

Не до Гэтсби

Судя по словам саратовских экспертов, регион не поддержал российские тренды на проведение корпоративов. В этом году часть российских компаний решила повторить опыт с проведением праздника в режиме онлайн. Доля таких вечеринок снизилась, но среди крупных компаний, работающих на удаленке, этот формат остался вполне рабочим.

Елена Лобанова говорит, что в этом году в Саратове нет высокого спроса ни на онлайн-формат праздника, ни на интеллектуальную его составляющую: "У нас спрашивали про квесты, но потом отказались. Кто-то рассматривал, но в итоге решили просто посидеть своим коллективом без каких-то интеллектуальных или творческих подходов. Более банально, к сожалению. Даже в прошлом году, когда были существенные ограничения, у нас были запросы, и мы переводили квест в онлайн. В прошлом году активность была выше".

Фотобанк СарБК

Вряд ли в Саратове найдется пример новогоднего корпоратива на свежем воздухе с традиционными зимними забавами. Хотя некоторые компании решили провести праздник на загородных турбазах. Решение принималось в условиях подъема заболеваемости коронавирусом, поэтому это стало своеобразной защитой от внезапного закрытия кафе и ресторанов в городе.

"Свежий воздух там только для проверяющих. Там такие же банкетные залы, как в городе, и люди также сидят за столами", — объясняет Лариса Шевцова.

Елена Лобанова считает, что желанию провести праздник на природе помешал бесснежный ноябрь: "К нам обращались с просьбой провести корпоратив на улице. И мы всегда за природу. Но из-за непонятной погоды многие отказались от этой идеи".

Организаторы праздников отмечают, что в этом году российские компании часто желают провести предновогодний вечер в стиле "Великого Гэтсби". А модная несколько лет назад тема 90-х или советского прошлого теряет популярность. Но в Саратове тренд этого года не востребован. Лариса Шевцова замечает, что сейчас часто сотрудники доплачивают за новогоднюю вечеринку. Поэтому требование дресс-кода (в этом случае богатые вечерние платья) может быть не понято коллективом. Да и интерьеры в золотом блеске с фонтанами шампанского могут быть доступны очень немногим.

"В моей практике всего четыре тематических корпоратива. На одном из них мы устраивали киновечеринку. У нас более популярны тема стиляг или советского прошлого. Вообще, такие праздники чаще устраивают в узких компаниях, где все хорошо знают друг друга и изначально поддерживают идею", — отмечает эксперт.

Снегурочка по 700

Что касается ценников нынешних корпоративов, в кафе "Миндаль" рассказали, что банкетное новогоднее меню составлено из расчета 2 тысячи рублей на одного человека. Здесь отмечают, что сумма может быть уменьшена по желанию заказчика.

В кафе "Крутон" отмечают, что в прошлом году удавалось накрывать хорошие столы из расчета 1,5 тысячи на человека, а в этом году "не получается". Здесь тоже изначально предлагают поужинать каждому на 2 тысячи. Но удешевление меню происходит очень часто.

В Neon порой сумма снижалась до 1 тысячи на человека. Праздничная программа для компании из 30 человек обычно требует доплаты в размере 500 рублей за человека, а иногда и больше.

Елена Лобанова объясняет: "Если летом развлекательная программа требует от 500 до 700 рублей на человека, то сейчас ценник немного выше — от 700 до 900 рублей. В эту сумму входят танцы, фотографии, диджей с оборудованием, активности, в которых участвует каждый человек, плюс индивидуальный реквизит для участников. У нас много всего уходит. Кроме одного-двух ведущих, работают еще 5-6 ассистентов. На каждые 10 человек требуется ассистент".

Фотобанк СарБК

Ведущая праздников Лариса Шевцова считает, что рынок в этом году упал: "Раньше всегда были большие программы на Новый год. Руководство хотело поощрить сотрудников, сделать им что-то приятное. Работу артистов оплачивали в размере 50-70 тысяч. А в этом году, когда предлагаешь привлечь артистов и называешь сумму в 5 тысяч рублей, то видишь удивленные глаза. Такое впечатление, что ты им предлагаешь 50 тысяч. Покупательская способность снизилась, руководство старается минимизировать затраты, сделать все очень скромно, Главное, чтобы весело было. Хотя бы остается позиция, чтобы было весело".

По словам ведущей, в этом году снизился и размер оплаты Дедов Морозов и Снегурочек. Раньше за роль внучки зимнего волшебника можно было получить 4 тысячи рублей, в прошлом году эта сумма снизилась до 1 тысячи, а в этом году есть предложения за 700 рублей.

«Это демпинг, праздник обесценился. Это не работа ради денег, а работа ради удовольствия. На этом сейчас не заработаешь»
, — констатирует собеседница "СарБК".

В последнее время сервисы предлагают участникам рынка подобных услуг предложения о новом заработке — в такси, в доставке, на фондовом рынке. По словам Ларисы Шевцовой, около 60% ведущих сегодня "сидят на двух стульях", то есть зарабатывают в других сферах, чтобы прокормить семьи.

"Мы сейчас не отказываемся ни от чего. И если предлагают благотворительные мероприятия в детских домах, для пожилых, с удовольствием едем. Потому что это какая-то реализация. Душа просит творить", — сказала Шевцова.

При этом, по данным того же hh.ru, работы для традиционных новогодних дуэтов прибавилось. Количество размещенных на портале вакансий Дедов Морозов и Снегурочек выросло на 85%. Увеличение спроса на индивидуальные выезды новогодних персонажей может быть связано с непростой эпидситуацией, полагает руководитель пресс-службы hh.ru Повожье Александра Севостьянова.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-12-22/8201.html