ФОКУС ГОРОДА 18:26, 29.12.2021

Полина Московская: "Не буду кривить душой, рассказывая, что бизнес — это легко"

Полина Георгиевна, чем стало для вас утверждение на должность бизнес-омбудсмена? Это очередной этап карьеры, многолетняя цель, возможность для самореализации?

- Это точно не многолетняя цель. Скорее, логичное продолжение того, чем я занималась в Торгово-промышленной палате, новый этап, который потребует решения новых задач, достижения целей.

Бизнес-омбудсмен — это с одной стороны представитель гражданского общества, а с другой — госслужащий. Получается, в самой должности изначально заложен конфликт. Каким образом можно угодить одним, не поссорившись с другими?

- Задача действительно непростая: нужно постараться сохранить баланс. Слышать и понимать бизнес, не ставить перед чиновниками непосильные задачи, а предлагать пути решения. Конечно, необходимо руководствоваться установленными правовыми нормами, но при этом помнить, что есть не только "буква", но и "дух" закона. Если тот или иной нормативно-правовой акт мешает работе бизнеса, его надо менять.

По вашему мнению, имеет ли институт бизнес-омбудсмена вес?

- Эффективность института довольно высокая, конкретных дел и примеров для этого достаточно. Мои коллеги во многих регионах нашей страны действительно горят своим делом. Надеюсь, и у нас будет также, иначе зачем работать. Есть ли вес? Конечно, есть, к уполномоченному прислушиваются. Далеко не каждый чиновник имеет возможность напрямую транслировать вопросы не только к высшим должностным лицам региона, но и страны. Я говорю о финальном докладе федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей, который ежегодно представляется Президенту и формируется при активном участии региональных омбудсменов. Это объемный реестр актуальных проблем бизнеса, он имеет отраслевую направленность и 30 с лишним разделов. Там действительно сосредоточено все самое острое и болевое на данный момент.

Какими рычагами обладает уполномоченный и все ли из них используются?

- Главное, с чем работает омбудсмен — это жалобы бизнесменов. Мы в праве составить запрос в любой государственный орган. Его надо сформулировать максимально четко и грамотно, и чиновник не может проигнорировать и не ответить уполномоченному. В этом заключается одно из отличий его деятельности от работы любой общественной организации, которой отвечать вроде как и надо, но в принципе необязательно. Второе — это участие в контрольно-надзорных мероприятиях. Предприниматель может попросить поддержать его, и тогда омбудсмен или его представитель будет лично присутствовать на проверке. Это позволяет не просто помочь точечно конкретным бизнесменам, но и выявить явные перекосы уже на системном уровне. К сожалению, есть проблемы, которые не решаются годами. Поэтому и надо использовать все рычаги: обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, подать иск о защите прав и законных интересов других лиц, обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов и т.д.

Фото Облдума

Во время своего выступления на заседании областной думы вы заметили, что "уходить от неудобных вопросов на этой должности не представляется возможным". Каких неудобных вопросов ждете на новой должности?

- Сейчас все наиболее острое и "неудобное" сосредоточено вокруг работы бизнеса в период пандемии коронавируса. У нас и до ковида проблем хватало, но новые ограничения настолько больно по всем ударили, что перекрыли всю остальную повестку. Поэтому сейчас главные вопросы – когда отменят QR- коды? Как сохранить работников, коллектив? Свою работу как уполномоченный я с этого начала. В данный момент анализируется опыт регионов, ситуация у нас в области, и обсуждается инициатива о частичной или полной отмене QR-кодов. Нужно ускорить этот процесс, включить в топ вопросов, на которые нужно ответить в максимально сжатые сроки.

На ваш взгляд, сделано ли властью всё для того, чтобы помочь бизнесу не просто выжить, а в идеале еще и заработать в этот период времени?

- Все невозможно сделать, всегда кажется, что можно лучше. Конечно, бизнесу особенно обидно, если где-то поддержка со стороны властей лучше, ограничений меньше и т.д. Но и имеющиеся льготы, и послабления существенно облегчают нагрузку на предпринимателей. Все эти меры нужно сохранить, как минимум, до полной стабилизации обстановки.

Как вы можете оценить желание саратовского бизнеса защищать свои интересы?

- За последние 2 года бизнес очень активизировался в этом плане. Люди поняли, что в одиночку не справиться, нужно объединяться. Буквально в период пандемии появилась гильдия представителей фитнес-индустрии, активно работала гильдия торговых центров, транспортных компаний, рестораторов. Есть оптимисты, которые убеждены, что любой кризис — это точка роста, начало чего-то позитивного. Но хорошо рассуждать так в теории, а когда на твоих глазах страдает дело и ты ничего не можешь сделать, потому что просто закрыт, это сложно пережить. Как в этом увидеть шанс для роста? Как не пасть духом? Сложно. Поэтому я не перестаю хвалить наших предпринимателей. Они — удивительные люди, стойкие, не привыкшие жаловаться.

Фото ТПП Саратовской области

У Саратовской области, согласно рейтингам, неплохо обстоят дела с индексом административного давления на бизнес: сначала мы поднялись с 81 места на 28-е, а затем и вовсе на 17-е. Действительно ли предпринимателей стали значительно меньше "кошмарить"?

- Да, позитивные сдвиги есть и они заметны. Это показатель хорошей совместной работы предыдущего бизнес-омбудсмена, региональных органов власти и федеральных ведомств. С 2022 года индекс административного давления войдет в общий рейтинг Агентства стратегических инициатив, который определяет инвестиционную привлекательность регионов. Поэтому моя задача как уполномоченного, делать все, чтобы этот показатель оставался на приличном уровне.

В остальных рейтингах область часто оказывается если не в аутсайдерах, то во второй половине списка. Население сокращается, уровень жизни падает, зарплаты не успевают расти, закредитованность высокая … Как в такой ситуации решиться на то, чтобы начать свое дело?

- Понятно, что менее рискованно начинать бизнес там, где выше спрос и уровень жизни. Это и называется благоприятными условиями для предпринимательства. Но бизнес закрывается, не успев толком открыться не только в Саратове, поверьте. У нас же есть, чего скрывать, такая местная особенность как "саратовские страдания". И авторы этого явления не всегда бизнесмены, это заслуга скорее некоторых СМИ. Я не сторонник таких пессимистичных взглядов. Но и не буду кривить душой, рассказывая, что бизнес — это легко и чудесно, открывайте, все будет хорошо. Всегда надо сначала трезво оценить свои силы, и, если уж ничего не смутило, то начинать.

Какими будут ваши первые шаги в должности бизнес-омбудсмена?

– У меня не будет задач первой очереди, второй и так далее — все взаимосвязано. Есть жалобы от предпринимателей, это формирует повестку моей работы. Планы и прогнозы делать не могу, дело это неблагодарное, слишком быстро все меняется. В любом случае непростое время мне досталось, скучать не придется.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-12-29/8214.html