ФОКУС ГОРОДА 17:28, 06.01.2022

"Не смотрите наверх". Заметки киномана

Дженнифер Лоуренс играет соискательницу докторской степени по астрономии. Во время стандартной работы с телескопом она обнаруживает новую комету и называет её в честь себя. Но когда они с преподавателем (Леонардо ДиКаприо) рассчитывают траекторию, становится ясно, что через полгода она врежется в Землю. Глыба длиной 10 километров — это гораздо хуже, чем то, что уничтожило динозавров. Если ничего не предпринять, не выживет никто и нигде. Даже тараканы.

imag.one

Они мчатся к президенту в надежде, что сейчас она (Мерил Стрип пародирует Трампа) соберет команду отважных ученых и военных, чтобы всех спасти, как в голливудском кино. Но президенту нет дела до конца света! У нее скандал на личном фронте, довыборы в Конгресс и прочие более важные вещи.

Шокированные ученые несут информацию прессе (Кейт Бланшетт играет ведущую утреннего шоу). Но им не верят! А если и верят, точно не воспринимают угрозу достаточно серьезно! А потом ещё и создатель суперумных телефонов и всяких разных алгоритмов (Марк Райленс, "Первому игроку приготовиться", "Дюнкерк", намекает на всех техбро сразу) видит в комете коммерческий потенциал. И вот, пока все ругаются между собой, комета летит.

cinetexts.ru

Сценарист и режиссер этой картины — Адам МакКей. Он начинал с комедий, вроде "Копов в глубоком запасе", но в последние годы сосредоточился исключительно на плохих политиках и богачах. Он снял "Власть" — едкий байопик про серого кардинала при Джордже Буше-младшем. А до этого — "Игру на понижение", которая с переменным успехом объясняла экономический кризис 2008 года. Теперь у него руки дошли до метафоричной сатиры на тему глобального потепления и изменения климата, где будут и глупые безответственные лидеры, и их друзья — безответственные ультракапиталисты, и местами это правда будет смешно.

Но больше страшно — слишком уж реалистично выглядит реакция американских властей. А других фильм не покажет. Это один из самых явных недостатков "Не смотрите наверх" — он зациклен на США. Иногда мелькают картинки Будд и бегемотиков, и даже упоминают космодром Байконур, но события вне Америки никого в фильме особо не волнуют. Было бы крайне наивно думать, что лидеры недемократических стран среагировали бы лучше, — пандемия нам показала, чего они правда стоят. Но тем не менее, если это ирония, она плохо считывается.

wtftime.ru

Выбор кометы в качестве метафоры надвигающейся катастрофы тоже не самый удачный. В том, что летит комета, никто не виноват. А вот в изменении климата виновато человечество и особенно наши лидеры и элиты. Но как и с кометой, у них есть средства, чтобы это остановить. Вина за то, что они их не используют, лежит полностью на них. Портрет власти, которая абсолютно не готова нести ответственность за людей, потому что она обслуживает не их, а себя и элиты, вышел выразительный. Сами персонажи несколько картонные, но хорошие актеры вдыхают в них ровно столько жизни, сколько нужно, чтобы в них поверить.

kg-portal.ru

Центральные персонажи тоже держатся на актерской игре, а не на хорошем сценарии. Фильм идет 2 часа 18 минут, но полноценными людьми они выглядят только под конец. Хотя тут столько проходных и повторяющихся сцен, что 20 минут запросто можно выкинуть. Периодически действие просто застывает, что не всегда совпадает с бессильным ожиданием катастрофы у героев.

А бессильное ожидание Дженнифер Лоуренс передает отлично. Она не даст вам сделать вид, что это просто фильм, и что проблема, на которую он так очевидно намекает, выдуманная. Если вы попытаетесь это сделать, над вами посмеются прямо внутри самой картины.

"Не смотрите вверх" — сатира, которая местами перетекает в гневную тираду и крик отчаянья. Его цель — не продемонстрировать чудеса киноискусства, а заставить задуматься. Поэтому в кинематографическом плане он неоднократно стреляет себе в ногу. Но если для того, чтобы мы перестали отрицать проблемы нашего общества, нужна не самая лучшая в мире сатира с армией голливудских звезд, то Адам МакКей все сделал правильно.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-01-06/8216.html