ФОКУС ГОРОДА 10:59, 28.01.2022

"Аллея кошмаров" и толпа звезд. Заметки киномана

В самом конце 1930-х таинственный молчаливый мужчина (Брэдли Купер, "Звезда родилась", "Мальчишник в Вегасе") устраивается подсобным рабочим в бродячий цирк. Он втирается в доверие к "ясновидящей" (Тони Коллетт, "Шестое чувство", "Достать ножи") и её мужу, и они рассказывают, как с помощью вербального кода и ассистентки можно "читать мысли" зрителей, узнавать их прошлое и общаться с умершими. Его предупреждают, что не надо изображать экстрасенса, — ни к чему хорошему это не приведет. Если зрители после представления подходят с просьбой продолжить общение с душами, лучше признаться, что это просто цирковой номер. Разумеется, герой не слушает. Он уговаривает девушку, которая ему нравится (Руни Мара, "Девушка с татуировкой дракона", "Кэрол"), уйти из цирка и делать своё шоу, где он будет прорицателем.

kinoafisha.info

Гильермо дель Торо во всех своих фильмах намекал, что самые страшные чудовища — это люди. (Ну, может, кроме "Тихоокеанского рубежа"). И вот он наконец решился сделать картину вообще без сверхъестественного. "Аллея кошмаров" не более страшная, чем "Форма воды". Тут есть заспиртованные уродливые младенцы в банках и несчастный "человек-зверь", но вам расскажут, как они получились. Как обычно у дель Торо, они на экране не чтобы напугать, а чтобы старательно символизировать, намекать, служить метафорой и создавать атмосферу. А атмосфера и визуальная часть здесь — самое интересное.

Это нуар, где грязный и дешевый придорожный карнавал первой части сменяется мрачными лощеными интерьерами богатых людей во второй. Стильное освещение, элегантные мизансцены и декорации и Кейт Бланшетт, созданная для роли femme fatale, прилагаются. Среди современных попыток сделать нуар это не лучшая и не худшая. Она выглядит так, как принято снимать такие вещи. Здесь нет переосмысления, как в сериале "Перри Мэйсон", нуарную структуру не переносят в какое-нибудь будущее, как в "Воспоминаниях" с Хью Джекманом. Это просто ещё один нуар с действием ровно в ту эпоху, в которую снимали нуар.

kinoafisha.info

Спрашивается, зачем смотреть подделку, если можно посмотреть настоящий фильм 40-х? "Аллея кошмаров" — это ремейк одноименной картины 1947 года (Книжка тоже существует). Там не все так ровно и гладко с сюжетом, как здесь, зато настоящее напряжение, саспенс и эмоции. Самая выигрышная черта фильма дель Торо по сравнению с ним — что он цветной. (Хотя нуар-то как раз эффектнее в черно-белом).

Новая "Аллея кошмаров" тягучая, плавная и бесконечно холодная. Знаменитые актеры играют всё, что положено и как положено, но Кейт Бланшетт похожа на мраморную статую, Руни Мара нечего делать, Брэдли Купер рассекает, как айсберг в океане, а у всех остальных совсем уж маленькие роли. Уиллема Дефо и Тони Коллетт не хватает, чтобы это оживить.

В истории есть мысль, есть мотивы и мотивации, есть логика, но маловато души. Это неплохой фильм, его можно посмотреть, если не жаль два с половиной часа жизни. Но если вы следите за этим режиссером, вы знаете, что он может лучше. Понятно, что если Гильермо дель Торо всегда будет выдавать одинаковые сказки и страшилки, его обвинят в самоповторе, как Уэса Андерсона. Здорово, что он пытается взглянуть на изнанку своих чудес. Но там, где в "Багровом пике" виднелась улыбка автора за каждой готической деталью, здесь пустота и усталость. Что тоже по-своему метафорично: человек из шоу-бизнеса, известный игрой с потусторонним, решает снять кино про человека из шоу-бизнеса, который получает по заслугам за то, что заигрался в потустороннее. Красиво рифмуется, но можно было просто в отпуск уйти.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-01-28/8233.html