ФОКУС ГОРОДА 12:08, 02.03.2022

Санкции набивают цену. Чем обернется для экономики зависимость от импорта

"Все в растерянности находятся"

Очередной экономический кризис обычно сравнивают с условиями предыдущего. Так иногда делают и сегодня, но только для того, чтобы подчеркнуть всю сложность ситуации. Никогда Россия не подвергалась столь жестким санкциям (уже проводятся параллели с введенными ограничениями против Ирана и Северной Кореи) и никогда рубль не падал так низко. В минувший понедельник курс доллара на торгах на Московской бирже достиг исторического максимума - 109,185 рублей за доллар.

Прогнозы о повышении цен подтвердились на следующий же день после начала военной операции РФ на Украине. Первой подорожала электроника и бытовая техника в сети DNS. Позже ритейлер обещал пересмотреть новые ценники. Впрочем, другие участники рынка вовсе не исключали повышения цен на следующие партии техники. Правда, с оговоркой что они вообще поступят в страну. Схема грузоперевозок, как импортных, так и экспортных товаров, рассыпалась в первые же дни. По пути в Россию остановились закупленные комбайны, нефтегазовое оборудование, химическая продукция, контейнеры с овощами, фруктами, алкоголем, пальмовым маслом, рыбой. Останавливаются перевозки не только из США, но и из Канады, Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Перевозчики боятся заезжать на территорию России и опасаются, что сами угодят под санкции.

Но и российские посредники между производителем и продавцом останавливают отгрузки новых партий товара. Об этом рассказал один из саратовских бизнесменов, который занимается торговлей автомобильными запчастями. Поставщики прямо говорят о том, что после этой паузы запчасти будут продаваться из-за падения курса рубля по новой цене. Кто-то меняет и условия закупок, например, запрещает отсрочку по оплате.

К слову, остановлены поставки и новых автомобилей. Ряд автопроизводителей отказал дилерам в продукции. Одновременно автобренды подняли ценники на свои машины из-за снижения курса рубля и военной операции на Украине. Речь идет о компаниях Citroen, Mazda, Hyundai, Infiniti, Opel, Peugeot, Renault, Mercedes-Benz, Kia, Toyota, Lexus и «АвтоВАЗ». До этого цены в феврале уже поднимались дважды.

Существуют поводы для ожидания роста цен и на другие товары. Например, в день начала военных действий до рекордного значения выросли цены на алюминий и никель, значительно подорожали и другие цветные металлы. Растут цены на нефть, газ, золото. В прошедший понедельник до 13-летнего максимума подорожала пшеница.

Эксперты прогнозируют непременный рост цен на продукты питания. Для него отводят от двух недель до двух месяцев. При этом четыре ритейлера ограничили наценки на социально значимые продукты на уровне 5%.

В Саратовской области для того, чтобы "не допустить необоснованного и резкого скачка цен", создан оперативный штаб по мониторингу вопросов жизнедеятельности региона. Здесь планируют ежедневно мониторить цены на продукты и товары первой необходимости. Представители штаба будут отслеживать 40 позиций, а также наблюдать за стоимостью ГСМ в объектах торговли и ценами на строительные материалы и бытовые товары. "С учетом введения запрета на поставки оборудования со стороны ряда государств, поставлена задача переориентировать закупки на отечественных поставщиков", - указал в своем Телеграм-канале председатель облправительства Роман Бусаргин, будто бы у нас есть богатый выбор отечественных производителей оборудования.

Фото: Телеграм-канал Романа Бусаргина

Глава гильдии торговых центров ТПП Саратовской области Юлия Макаревич замечает, что пока цены в ритейле остаются на прежнем уровне. "Пока все еще в растерянности находятся, без понимания о том, насколько долго это все продлится. На мой взгляд, фаза реакции пока не наступила".

"Удар нанесен очень сильный"

Саратовские власти в очередной раз выдают рекомендации, оторванные от действительности. Была бы у нас стоящая альтернатива импортному оборудованию, угроза роста цен из-за каждого обвала рубля не стояла бы так остро. И прекращение поставок товаров производственного назначения из развитых стран не рождало бы опасения по поводу устойчивости отечественной экономики.

Экс-министр промышленности Саратовской области Сергей Лисовский смог назвать не слишком много положительных результатов процесса импортозамещения (направление получило статус государственной задачи после введения санкций в 2014 году). Это увеличение производства зерноуборочных комбайнов на предприятии "Ростсельмаш", наращивание выпуска знаменитых "кировцев" на "Петербургском тракторном заводе", разработка и выпуск нового семейства коммерческих грузовиков "Газель" NEXT NN (эти машины называют действительно российскими).

При этом продукция другого автомобильного производства - "Автоваза" имеет массу импортных электронных компонентов, важнейшие из которых производятся в Тайване. Это государство ввело санкции против России, которые будут действовать и в отношении тольятинского завода, не смотря на то, что акционеры и руководство предприятия являются иностранными гражданами. "Тяжко представлять, что будет с этой отраслью. Я не говорю про импортозамещение в оборонной промышленности, потому что там по другому нельзя. Хотя мы и в ОПК до сих пор используем ряд комплектующих импортного производства", - уточняет собеседник "СарБК".

Более чем формальным процесс импортозамещения вышел в авиастроительной отрасли. "Самолет Sukhoi Superjet считается отечественным, но это далеко не наш самолет. Там все основные системы — импортные. И если нам отрежут их поставки, то мы останемся ни с чем. А долгожданного МС-21 до сих пор нет. Удар нанесен очень сильный по авиации", - констатирует Сергей Лисовский. Airbus и Boeing заявили о прекращении поддержки и обслуживания своих самолетов в России. А ведь именно этими машинами осуществлялась львиная доля авиаперевозок в стране.

news.myseldon.com

Нерадостный итог импортозамещения и в сельском хозяйстве. При видимых успехах не решены острые проблемы зависимости от закупки иностранных семян, химикатов, техники, племенных животных.

В зарубежных поставках нуждается и химическая промышленность (хотя отрасль в последние годы развивалась). В частности, саратовским предприятиям необходим качественный латекс и другие компоненты, альтернативы которым нет. Экс-министр промышленности соглашается с тем, что часто решение об использовании импортных комплектующих или сырья принималось в соответствии с процессом мирового разделения труда. Так поступают и другие страны. "Этот принцип может применяться, если нет угрозы санкций. При этом есть еще вопросы безопасности. Я не говорю о безопасности военной, здесь очевидно, что надо производить все самим. Я говорю о безопасности, скажем, продовольственной или безопасности воздушных перевозок. Вот сейчас наша авиация сядет на мель".

Сергей Лисовский считает, что зависимость от курса доллара и зарубежных поставок за время действия программы импортозамещения можно было существенно снизить. "Но надо было развиваться вовсе не теми темпами, которые мы видели в последние годы. Что такое темпы развития в последние годы? Я беру официальные данные Счетной палаты России. Это 1% в год. Это статистическая погрешность. У нас была стагнация, а не развитие. В условиях мирового развития — это деградация. Для того, чтобы успешно шел процесс импортозамещения, надо было обеспечивать высокие темпы развития".

Собеседник "СарБК" считает, что понимание задачи у руководства страны есть — в России готовится программа развития электронной промышленности. Но для того, чтобы поднять эту базовую для большинства видов производства отрасль, "быстрых решений не существует". Нужна школа, кадры, научная основа, финансовые вливания. "Заимствовать" же технологии в нынешней ситуации будет очень сложно. "Такой метод использует весь мир. И не надо стесняться в этом признаться. Что делать из этого секрет, я сам участвовал в таких делах. СССР закупал через третьи страны продукцию, а потом воспроизводил у себя. Общеизвестна позиция Китая, который разными путями добывал технологии. Но учтите, что мы сейчас во всем мире выглядим соответствующим образом. Поэтому любое наше движение в эту сторону будет решительно пресекаться", - считает экс-министр.

На вопрос о перспективах восстановления экономики Сергей Лисовский ответил: "Мы еще не прошли нижнюю точку падения. Экономика инерционна. Даже если остановятся репрессивные меры против нас, но те меры, которые были приняты ранее, будут работать на удушение нашей экономики еще долгое время. А уж восстанавливать их придется еще дольше. Поэтому спрогнозировать сейчас восстановление, когда ситуация только ухудшается, практически невозможно".

Таблетка из Китая

Аналитики "РБК" составили перечень товаров, которые сильнее всего реагировали на падение курса рубля во время предыдущих кризисов.

Так, после технического дефолта в августе 1998 года больше всего подрожали черный чай (+169%), апельсины (167%), таблетки но-шпа, галазолин (153%), подержанный импортный автомобиль (143%), шлифованный рис (135%), сливочное масло (134%).

newsland24.ru

После падения биржи в октябре 2008 года наиболее заметный рост произошел на таблетки нитроглицерина, йод (+25%), отечественный аспирин (24%), анальгин (21%), электроэнергию в квартирах (24%), цветной телевизор (24%).

После падения курса рубля в декабре 2014 года сильнее всего подорожал виноград (+69%), чеснок (65%), бананы (59%), медицинский ртутный термометр (57%), замороженные овощи (38%), валокордин (38%), отечественный анальгин (35%).

В результате падения рубля в апреле 2018 года более всего подорожала капуста (+61%), лимоны (25%), газовое моторное топливо (16%), сахар-песок (14%), бензин марки АИ-92 (9,5%) и марки АИ-95% (8,8%).

После обвала рубля в марте 2020 года в результате развала сделки ОПЕК+, падения цен на нефть и начавшейся пандемии коронавируса особенно выросли цены на лимоны (+79%), лук репчатый (43%), яблоки (20%), гречку (18%), анальгин отечественный (11%), апельсины (19%) рис шлифованный (10%).

Как видно из перечня, нередко наиболее подорожавшими продуктами становились лекарственные препараты. Саратовский бизнесмен Михаил Волков считает, что сегодня предпосылок к росту цен на лекарства нет. "На сегодняшний день оснований для повышения цен на лекарства нет, а что будет завтра, никто в мире не знает. Сейчас все отпускают по действующим ценам. Аптеки, как известно, зависят от оптовых поставщиков, а они зависят от производителя. Поэтому когда начинают спрашивать про цены в аптеках, я говорю: "Ребята, вы ищите там, где потеряли, а не там, где светло"".

Поводом для уверенности может выступать государственное регулирование цен на лекарственные препараты и снижение зависимости отечественного фармрынка от курса доллара. "Мощность фармацевтических производств в стране значительно выросла за последние годы, поэтому зависимость от импортных препаратов снизилась", - заверил бизнесмен. На вопрос о том, сможем ли мы справиться с возможным прекращением поставок препаратов из США и стран Европы, он ответил: "Многие препараты производятся в разных странах. То есть, действующее вещество под разными названиями выпускается в США, Европе, а при этом одновременно производятся в различных других странах, в том числе, Индии, Китае".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-03-02/8264.html