ФОКУС ГОРОДА 14:28, 23.03.2022

Раз, два, три — опять на восток посмотри. В оперном — возрождение балета "Бахчисарайский фонтан"

Ко всем трем постановкам подошли с умом, даже, можно сказать, расчетливо. Бахчисарайский фонтан, еще один балет "Тысяча и одна ночь"  и оперетта "Баядера" не случайно объединены общей восточной тематикой. В театре утверждают, что у нового балета совершенно новая сценография, которая ничем не повторяет предыдущие, но внимательный зритель заметит, что, как минимум, задний фон со сверкающими будто звездами на темном небе появляется на сцене во всех трех спектаклях. Возможно, есть и еще много общих элементов, но это совсем не зазорно — в условиях вечной экономии, а теперь еще санкций и роста цен на все подряд еще и не то придумаешь.

Музыку для "Бахчисарайского фонтана" по одноименной поэме Александра Пушкина в начале 1930-х написал композитор Борис Асафьев. Он считается идеологом направления хореодрама или драматический балет, в котором элементы актерской игры превалируют над чисто балетными средствами. Большое внимание хореодрама уделяет жестам и мимике. Нет, мастерство исполнителей здесь все так же важно, другое дело, что уже не сюжет является поводом продемонстрировать танцевальные этюды, а, напротив, танец стал передавать все хитросплетения сюжета. У Пушкина поэма полна недомолвок и вопросов, читателю приходится самому додумывать историю. Когда готовился первый показ спектакля в России, драматург Николай Волков и балетмейстер Ростислав Захаров решили ее детализировать, добавив несколько сцен, которые удивительно органично вписались в произведение классика.

Эта премьера — совсем не первый показ "Бахчисарайского фонтана" в саратовском театре. В 1979-м балет появился в афише оперного в хореографии Артура Пантыкина. Тогда балетмейстер сумел, сохраняя традиции, осовременить пластический рисунок постановки. Спектакль просуществовал в репертуаре довольно долго, но потом был снят. Его возобновлением руководил Игорь Стецюр-Мова, перед которым сейчас была поставлена та же задача, что когда-то перед Пантыкиным: взяв за основу идеальную хореографию своего предшественника, ему нужно было сделать балет таким, чтобы зрителю хотелось прийти на него не единожды.

Если в Саратове есть новый балет, то главную мужскую партию (или одну из) танцует Алексей Михеев. Это непреложное правило не было нарушено и на в этот раз. Михеев по-прежнему практически один за всех - по мастерству с этим премьером в театре никто сравниться не может. Большие надежды возлагают на нескольких пришедших  в театр в межсезонье танцовщиков, в частности на выпускника академии Вагановой Сергея Букатина, который танцевал партию Вацлава во втором составе. Правда, если бравый поляк в исполнении Михеева — это образец мужественности и брутальности, то у Букатина он вышел по-юношески скромным и нерешительным. Сделаем скидку на возраст и неопытность: двадцатилетнему исполнителю стоит дать время заматереть и "обрасти броней", чтобы он смог конкурировать с таким большим мастером, как Михеев.

Вообще "Бахчисарайский фонтан" многое роднит с "Тысячей и одной ночью". Это не только один и тот же танцовщик в главной мужской партии, но, например, великолепный Алексей Родионов. Шутка ли, в следующем году он отметит тридцатилетие работы в Саратовском театре оперы и балета. Да, это не ошибка, на работу в труппу он пришел в 1993 году. Родионов — пример того, как хорошо делать свою работу, когда ты не являешься ведущим солистом. Мастеровитый, непривычно мускулистый для балета, с полный отсутствием волос на голове он лучше других выполняет запрос за брутальность. В "Ноче" Родионов раб, с которым Нурида изменила шаху, в "Фонтане" - военачальник Нурали. Оба образа вышли запоминающимися, публика на поклоне по делу осыпала исполнителя аплодисментами и криками "браво".

Ну, и, конечно, и там, и там есть противостояние на сцене героинь Юлии Танюхиной и Натальи Колосовой. Они невероятно хороши именно в паре — обе высокие, сухие, прыгучие, невероятно музыкальные и характерные. И если Танюхина в "Фонтане" танцует партию Марии и визуально близка к балетной статуэтной классике, то Колосова уже привычно облачена в шаровары и сверкающий лиф. Постановщика и костюмеров можно понять — грешно скрывать такую красоту под метрами ткани. Оторваться от солистки просто невозможно, девушке с такой изящной и спортивной фигурой позавидует любая фитоняшка.

Колосова здесь — это Зарема, жена, назначенная ханом любимой. Гордая и невероятно преданная Гирею, она является к плененной Марии, и в порыве ревности убивает ее, подписывая и себе самой смертный приговор. Хана, из-за которого ушли из жизни две красавицы, танцует Петр Бочков. Делает он это несколько роботизированно по сравнению с Михеевым и Родионовым, но его Гирея это не портит, а, напротив, придает ему определенный шарм.

Публике и эта восточная история, что называется, зашла, и пока национальный колорит не приелся. Но стоит ли рисковать, создавая очередную историю с шароварами, кинжалами и арабской вязью? Ответ на этот вопрос знают лишь верстальщики репертуарного плана саратовского театра оперы и балета. Пребывание артистов на 2-й Дачной, судя по всему, затянется, а значит публику, возможно, пора начать заманивать чем-то новым.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-03-23/8276.html