ФОКУС ГОРОДА 09:47, 01.04.2022

Чем ближе, тем спокойнее. Что делать саратовскому туристу в условиях санкций

Дорога домой сложнее

Глава Ростуризма Зарина Догузова заявила в начале недели, что продажа туров по большинству заграничных направлений будет приостановлена, пока все российские туристы не возвратятся домой. Напомним, что в помощи нуждались 100 тысяч соотечественников, которые на момент начала военной операции РФ на Украине оказались за рубежом и не смогли вылететь обратно (отменили рейсы, заблокировали банковские карты платежных систем VISA и Mastercard).

Но и до решения Ростуризма выбор направлений уже был крайне ограничен санкциями. Туроператоры предлагали отправиться в Арабские Эмираты, на Мальдивы, в Турцию (в межсезонье - экскурсионный Стамбул), в Таиланд, Индонезию, Иран. В списке возможностей были также Венесуэла и Индия.

На этой неделе операторы организовывали зарубежное путешествие только при условии прямых регулярных рейсов, которые выполняли иностранные авиакомпании, то есть, старались полностью исключить проблемы с возвращением туристов домой. Но и в этом случае оговаривались, что нынешняя ситуация может преподнести самые неожиданные сюрпризы.

Эксперты саратовского туристического рынка во время открытой лекции о том, как выглядит сегодня турсфера, тоже обращали на это внимание. "На самом деле, попасть можно в любую страну, но порой сложно вернуться обратно, - говорит директор туристической компании "Лагуна Тур" Дмитрий Анпилогов. - Супруга моего товарища уехала по делам в Испанию еще до событий, а потом никак не могла добраться домой. Она ехала на автобусах через всю Европу до Финляндии. А потом из Финляндии на поезде доехала до Питера. А теперь и этот поезд запретили".

Как прозвучало на лекции, для того, что попасть в европейские страны, россияне используют доступные авиационные хабы - Стамбул, Дубай или Белград. Теоретически столица дружественной Сербии могла бы стать конечной целью для туристов, но интерес здесь представляют путешествия по южной горной части страны (или проживание в шале) и отдых на горнолыжных курортах.

До приостановки продаж турфирмы креативили с маршрутами. Например, в Шарм-эль-Шейх летали из Стамбула, а туда добирались из Сочи (это оказывалось дешевле, чем из Москвы).

Информации о возобновлении продажи зарубежных туров в прежнем объеме пока не было. Но появилась информация, что всех туристов удалось вывезти на родину, значит, что это лишь вопрос времени. Впрочем, на фоне прогнозов о жесточайшем кризисе в сфере туризма и о возможном переформатировании отрасли, небольшая пауза уже не кажется существенным изменением обстоятельств.

Фото СарБК

Карты. Самолеты. Спрос

Дмитрий Анпилогов подчеркнул, что кризисы служат ударом для многих отраслей, но пандемия и санкции стали крайне тяжелыми вызовами именно для туриндустрии. Только у "Лагуны Тур" в 2020 году было отменено 800 туров. Их надо было переносить на другие даты, направления или возвращать деньги. Не успели в компании разобраться со всеми старыми "долгами" (100 человек так и не использовали сохраненные на депозите у оператора деньги), как появились новые — еще 200 отмененных, теперь уже из-за санкций, туров.

Между тем, это далеко не главные сегодняшние проблемы отрасли. Куда более остро стоит вопрос с парком российских авиакомпаний. До введения санкций они использовали 1367 машин. Часть из них находилась в лизинге и была зарегистрирована в зарубежных странах (на Багамах и в Ирландии). Эти самолеты потребовали вернуть, а чтобы ускорить процесс, начали отменять регистрацию и арестовывать при вылете в зарубежные страны. Так российская авиаотрасль лишилась 78 самолетов. Остальным бортам (порядка 500 машин марок Airbus и Boeing) были выданы российские сертификаты летной годности, их планируется использовать для рейсов внутри страны. Сложность заключается в том, что в качестве санкции введен запрет на поставку запчастей и техобслуживание самолетов.

"Сейчас разговоры идут, но пока только идут, что два самолета будут летать, а один пойдет на запчасти, - заметила во время открытой лекции директор сети турагентств "Fun & Sun" в Саратове Наталья Власова. - Я по профессии авиастроитель, проходила практику на саратовском авиационном заводе. Тогда такая практика применялась".

Предполагалось, что международные рейсы в дружественные страны будут выполнять собственные воздушные суда российских авиакомпаний и отечественные самолеты "Sukhoi Superjet 100" (всего в парке порядка 150 машин). Но российско-французская компания PowerJet, которая выпускает для них двигатели, приостановила техобслуживание, свернула поставки запчастей, отказалась ремонтировать, возвращать отремонтированные двигатели и предоставлять их в лизинг. В связи с этим, планируется летать на запасах, сделанных до санкций, и наращивать выпуск отечественных самолетов.

Турсфера также может столкнуться со снижением спроса на путешествия. Зарубежный туризм из-за повышения ценника рискует превратиться в удовольствие для избранных. Но и весьма состоятельные туристы не обойдутся без сложностей. Например, как расплачиваться в поездке за товары и услуги в условиях блокировки карт международных платежных систем?

Впрочем, и туры по России вряд ли покажут безумный рост. "Я не могу сказать, что туры на Байкал, в Карелию, Тюмень, Сахалин стоят копейки. Но, наверное, родина и должна быть дорогой", - печально шутит Наталья Власова.

Уже подорожало и "наше все" - отпуск на отечественных курортах Черного моря. Эксперты компании "Содис" заявили "BFM.RU", что отдых в действительно хороших российских отелях летом будет стоить от 100 тысяч рублей на неделю. В условиях неопределенности разнятся даже оценки роста бронирований. Одни эксперты говорят о вялом спросе, другие заявляют о активных продажах туров на отечественные курорты. Сходятся участники рынка в мнении о существенном перераспределении спроса с зарубежных курортов на российское черноморское побережье.

Фото СарБК

"Мы так начинали работать"

Вместе с тем, ведущие саратовской лекции о туризме под санкциями уверяли слушателей о существовании так называемого плана В.

Так, решением проблемы с зарубежными перелетами могут стать чартеры иностранных компаний. "Предположим, мы пустим сюда турецкие авиакопании, чтобы они возили наших туристов чартерными рейсами. Для страны, бюджета, авиакомпаний это будет очень непросто. Но мы говорим сейчас только про туризм", - предположил Дмитрий Анпилогов.

Появилась информация и о планах по расширению производства собственных самолетов. Идет работа по импортозамещению комплектующих для российских Superjet-100 и МС-21. Двигатели будут полностью замещены отечественным ПД-14. Будет организован серийный выпуск Ту-214 и Ил-96 400.

Есть выход и из ситуации с блокировкой банковских карт за рубежом. Если в пандемию туроператоры предлагали так называемые вакцинные зарубежные туры для прививок от коронавируса иностранным препаратом, то сегодня появились "карточные" туры для оформления действующих за рубежом карт VISA и Mastercard. Сделать это предлагается в Узбекистане, Армении, Турции. Но эксперты считают это решение не идеальным, так как оно не исключает трудностей с зачислением средств на такие карты. Надежнее приобрести карту китайской платежной системы Union Pay (используется в 180 странах мира). Многие россияне это поняли и так разогнали спрос на эти карты, что некоторые российские банки заморозили их выпуск. Но возможность такая все же есть. Кроме того, в России можно оформить кобэйджинговую карту МИР-Union Pay с совмещением двух платежных систем. Но эксперты предупреждают, что в зарубежных банках такие карты не слишком популярны. При этом во многих банкоматах Турции уже можно снять наличность с карты российской платежной системы Мир.

Наталья Власова рассказала о других вариантах. Они оптимальны, если у туриста нет валюты (а купить ее в России сейчас невозможно). "Если вы решили поехать, а у вас совсем нет ни евро, ни долларов, некоторые операторы работают на эту тему с принимающими сторонами. Те же Эмираты, Мальдивы. Та сторона заключает контракты с отелями. И ту сумму, которую вы планируете потратить в том или другом отеле, на ужин, на напитки, отправляете оператору и оператор депонирует ее в отеле. Вы тратите столько, сколько вам нужно, а остальная сумма возвращается на руки. У нас это было уже не раз. А второй вариант, когда люди хотят и что-то купить. Также идет разговор с принимающей стороной. Это было раньше, если окунуться 20 лет назад. Мы так начинали работать. Это было нормальной темой".

Эксперт добавила, что в нынешней ситуации наиболее актуальным ставится отдых в формате all inclusive, которые обеспечивает всем необходимым на территории отеля и не требует дополнительных затрат.

То есть, туризм, не смотря на мрачные прогнозы (в конце февраля стоял вопрос о жизнеспособности сферы), намерен выстоять и в этом кризисе. Более того, Дмитрий Анпилогов говорил о открывшихся возможностях для внутреннего туризма. Он напомнил о грантах (от 3 до 10 млн руб.), которые Ростуризм готов предоставить на реализацию проектов - развитие турбаз, автокемпигов, массовых пляжей.

Фото СарБК

Туристической отрасли оказана государственная поддержка в виде продления программы туристического кэшбека, обнулении ставки НДС для гостиниц и других средств размещения на ближайшие 5 лет (ставка НДС составляла 20%). В Ростуризме рассчитывают, что эта мера позволит решить проблему острого дефицита качественных и современных отелей в стране. При этом надо признать, что гостиничный бизнес не сможет обойти трудности сегодняшнего дня — рост цен на продукты, расходные материалы, оборудование, сокращение въездного туризма, снижение платежеспособности населения, уход иностранных сервисов бронирования (говорят, что российские сервисы подняли размер вознаграждения до 22-25%).

В то же время, уход из России booking.com и Airbnb стал благоприятным фактором для турагентств. Дмитрий Анпилогов объясняет, что при закрытии популярных агрегаторов вновь возрастет роль организованного туризма. Эксперты настаивают, что в нынешнее нестабильное время, когда все путешествие или обратный рейс могут быть отменены, именно продукт туроператоров может гарантировать возврат средств, перенос поездки или дорогу домой. К слову, сейчас операторы просят у правительства рассрочку по выполнению своих обязательств, потому что большая часть оплаченных туристам денег (почти 40 млрд руб.) осталась у зарубежных партнеров.

Второй момент заключается в том, что туристы сегодня не могут самостоятельно забронировать авиабилеты за рубеж или иностранный отель, а у турфирм "есть для этого инструменты". Поэтому аналитики рынка предполагают, что кроме путешествий могут быть востребованы услуги, связанные с эмиграцией, обучением за рубежом, длительным проживанием за границей. Вместе с тем, Дмитрий Анпилогов заметил, что это позволит турфирмам лишь выжить, а вовсе не работать и развиваться так, как раньше.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-04-01/8286.html