ФОКУС ГОРОДА 11:56, 22.04.2022

"Первый Оскар". Заметки киномана

В октябре 1941 года немецкие войска подступали к Москве. Город готовили к обороне, а важные производства и ценных специалистов отправляли в эвакуацию. Студенты-операторы с 5 курса ВГИКа считаются ценными специалистами, но в эвакуацию совершенно не стремятся. Они хотят помогать снимать хронику войны. Старшие коллеги и преподаватели гораздо лучше понимают опасность и берегут парней, как могут, но те рвутся в пекло. Куда в итоге и попадают, и иногда даже успевают его снимать.

Фильм концентрируется на двух операторах. Иван (Тихон Жизневский, сериал "Топи") кажется храбрым, лихим и удалым, но на деле жестокий, зацикленный на себе и бездумно выполняющий приказы. Лев (Антон Момот, сериал "Кухня") – тихий воспитанный мальчик, который способен на милосердие, но главное – на отстаивание своей позиции и собственного взгляда. Именно его кадры самые проникновенные.

kino-teatr.ru

Как будто противопоставления таких парней мало, чтобы создать напряжение, фильм предлагает вам любовный треугольник. Оба оператора любят одну девушку (Дарья Жовнер, "Теснота"), она выбирает Ивана, но вся картина намекает на то, что зря.

Параллельно вам рассказывают и про "Оскар".  Фильм "Разгром немецких войск под Москвой" действительно существует, над ним работало 15 операторов, и он правда выходил в прокат в США под названием "Москва наносит ответный удар". Причем, это не парадная агитка. Там есть место ужасам войны, крови, жертвам, страданиям и разрушениям. Именно правдивыми деталями он берет за душу легендарного голливудского продюсера Дэвида Селзника ("Унесенные ветром", "Кинг-Конг", "Ребекка"). И не только его! Картина идет в прокате США с большим успехом. Селзник хочет добавить к наградам американской киноакадемии "Лучший документальный фильм".

afisha.ru

Но от его идеи не в восторге его тесть и один из основателей этой самой академии Луис Б. Майер (из Metro-Goldwyn-Mayer, чье влияние в Золотой век Голливуда было почти безграничным). Майер хотел видеть в кино консервативные семейные ценности, патриотизм и "страх перед Богом", а не всякие там сцены боев от коммунистов. Селзник не отступал и сумел-таки достучаться до Майера, заставив вспомнить, как его родители ребенком вывезли из Минска из-за погромов. Селзник родился уже в США, но в еврейской семье, эмигрировавшей из Киева. Так что иногда кино позволяет переступить через идеологические разногласия ради более важных вещей.

Это одна нехитрая мысль "Первого Оскара". Вторая — что правда лучше фейков. Лев снимает реальность, а Иван – постановочные кадры про натужно бодрую Красную Армию. Картина не оставляет сомнений в том, на чьей она стороне, и чей материал лучше, кто, собственно, заработал первый "Оскар".

gtrk-kaluga.ru

Режиссер фильма – Сергей Мокрицкий ("Битва за Севастополь", "Черновик"), который вообще-то известный оператор. Поэтому бытовая и техническая стороны дела изображены с любовью. Нечасто увидишь в кадре столько разных камер, пленок, смазок, штативов, объективов. Операторские изыски тоже есть, и они здесь уместны. Например, дрожащая камера в сцене, где мимо героев проезжает немецкий танк, в сочетании с грохотом звуковой дорожки заставит вас вжаться в кресло и затаить дыхание. Военная часть картины заслуживает большого экрана.

А вот всё остальное – не очень. Главные герои словно из некачественного сериала для Первого канала. Они слишком поверхностные, их поведение и трансформации слишком очевидны. Любовный треугольник отдает искусственностью. Он – как постановочные кадры оператора Ивана. Смотрится, может, и нормально, но силы в нём нет. В актерской игре вообще много театральности. За версту видно, что эти люди знают, чем дело кончится. В них нет напряжения и страха за исход войны и Битвы за Москву.

Плюс с третьим актом что-то не так. Словно после кульминации мы резко переходим к развязке, и некоторые линии обрываются на полуслове. Это не идет на пользу и без того не самому ровному ритму картины. Тем не менее, "Первый Оскар" не худшее кино к 9 мая, которое вышло за последние годы. История очень интересная, плюс картина вызывает эмоции не только в задуманных местах, но и благодаря времени, в которое она выходит. 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-04-22/8309.html