ФОКУС ГОРОДА 20:59, 29.04.2022

Темы недели: "Россия" и речвокзал, слияние больниц, парад "паровозов"

Из гостиницы на вокзал

Деприватизация продолжает шагать по Саратову уверенной поступью. На уходящей неделе суд оставил за государством право на земли старого аэропорта. Кроме того, обсуждались два новых резонансных иска — об изъятии у частников здания речного вокзала и бывшей гостиницы "Россия".

Оба судебных дела были вполне ожидаемы. О возможной "национализации" гостиницы говорят уже не первый год, но особенно настойчиво эту идею стали продвигать после катастрофического пожара, произошедшего в здании 4 ноября 2021 года.

Напомним, тогда при загадочных обстоятельства вспыхнула крыша здания сразу в нескольких местах. При том, что проход на верхний, четвертый этаж был заблокирован, он был обесточен. После пожара возбуждены два уголовных дела, о появлении каких-либо фигурантов в них пока не объявлялось. Много обсуждалось, что делать с "Россией": сперва власти объявили о планах по сносу, потом под давлением градозащитников отступили. С учетом того, что у здания 14 собственников, заставить их объединиться и восстановить памятник — миссия невыполнимая. Поэтому и было предложено забрать его в госсобственность.

Фото СарБК

С случае с речвокзалом идея витала в воздухе также многие годы. О том, что она может быть реализована, стало понятно, когда председатель Госдумы Вячеслав Володин в прошлом году предложил вернуть вокзалу его прежнее назначение (сейчас его площади занимают множество разных организаций, в том числе заведения общепита). Правда, об изъятии речь тогда еще не шла. Более того, чиновники встречались с предпринимателями и говорили, что, мол, они сами заинтересованы в возврате прежнего профиля.

Впрочем, обе инициативы долгое время оставались на уровне разговоров. Чиновники не предпринимали никаких действий, как будто ожидая сигнала. Обычно они проявляют активность после визитов в регион Володина. Спикер Госдумы побывал в области в апреле дважды. После одного из таких визитов произошло скоропалительное переименование проспекта Кирова в проспект Столыпина. Трудно сказать, связано ли новое название с тем, что ускорилась подача иска об изъятии "России" на углу проспекта и улицы Горького. Многие увидели в развалинах здания на переименованном проспекте злую иронию. А поручение "изъять и отстроить" дал губернатор Валерий Радаев, который не поленился сам дойти до руин (с ноября там ничего не изменилось, так что смотреть было нечего).

Фото: пресс-служба губернатора

Известие о процедуре изъятия речного вокзала попало в СМИ от депутата Госдумы Николая Панкова. Иск был подан через считанные дни после того, перед речвокзалом с помпой открыли памятник Петру Первому, увенчавший сквер имени императора на площади имени императора. В общем, сигналы для действия имелись.

Иск по "России" подал комитет культурного наследия, что говорит о том, что чиновники будут напирать на то, что владельцы не смогли сохранить памятник архитектуры. А вот по речвокзалу Росимущество обратилось не в арбитраж, а в Волжский районный суд. Это здание объектом культурного наследия не является, какие аргументы истец будет приводить в суде — мы еще узнаем.

Перспективы же и того, и другого объекта после деприватизации пока вызывают сомнения. Если уж государство не смогло никак распорядиться с гораздо меньшим по размерам Домом Яхимовича и теперь его продает, то что она будет делать с руинами под названием "Россия"? Их продать можно будет только под снос. Да и какой такой прежний профиль будет у речного вокзала, пока тоже не очень понятно. Речная навигация по Волге не так чтобы очень активна, а местные перевозки и вовсе измеряются двумя дачными маршрутами да несколькими прогулочными теплоходиками. Пассажирам круизных лайнеров вокзал не нужен — им бы успеть по берегу прогуляться, на экскурсию съездить и сувениров купить. Так что главная загадка всей этой кампании — это ее цель.

Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

Я не знаю, какие там основания для изъятия. Ведь у гостиницы "Россия" и у речного вокзала какие-то разные основания, поскольку, если говорить о "России", то там понятно, что собственники надлежащим образом не следили за зданием, и привели его в негодность, и оно теперь представляет общественную опасность. А у речного вокзала другая история. Но, как мне кажется, было бы правильным у собственника такие объекты все-таки выкупать. И даже здание "России", учитывая его состояние. Можно было бы провести оценку этого объекта и, в соответствии с ней, предложить собственникам какие-то деньги, потому что вообще собственность – это у нас гарантированное.
А в отношении речного вокзала, я пока для себя вообще не понимаю, как это возможно, как это юридически сделать и как это юридически обосновать. Срок исковой давности по таким делам составляет три года. Нюанс в чем: если то лицо, у которого забрали собственность, не знал об этом (а в законе указано, что срок исковой давности начинает идти с того момента, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении своего права), то это позволяет чисто гипотетически аргументировать такой иск тем, что мы, мол, не знали, что у нас это имущество из собственности выбыло, и узнали вот только сейчас, три года не прошло, и поэтому просим изъять, потому что попало оно в чужую собственность с нарушениями. Но я очень плохо представляю, как 20 лет можно было не знать о том, что речной вокзал тебе больше не принадлежит... Это юридически сложно представить.
Подводя итог по гостинице "Россия", если говорить со стороны простого саратовца, человека эмоционального, мне больно смотреть, как это все уничтожается, и если собственники вкладываться не будут - а они, судя по всему, не будут, - конечно, лучше у них этот объект забрать. Пусть вложится государство, и пусть это здание ему принадлежит. Но как юрист, я так не считаю. Как юрист, я считаю, что правильнее эти объекты было бы выкупить.

 Панацея оптимизации

За глобальными внешнеполитическими событиями в последнее время мы мало замечаем, что происходит прямо у нас под носом. А происходит у нас "реорганизация" (или "оптимизация"?) и в образовании, и в здравоохранении. Малокомплектные сельские школы объединяют со школами чуть покрупнее, и родители бьют тревогу и сопротивляются, но на них никто не обращает внимание. А реорганизация больниц и поликлиник, похоже, затрагивает интересы чуть большего числа людей, поэтому чиновники вынуждены сами ее объяснять.

Некоторые перемены касаются чисто организационной стороны и, если верить официальной точке зрения, предпринимаются для сокращения расходов на управление. Другие сдвиги — более серьезные, подразумевают сокращение и смену профиля учреждений.

Фото: пресс-служба губернатора

Вслед за детской инфекционной больницей N5 медицинскому университету решили передать и горбольницу N5. По словам зампреда правительства — министра здравоохранения Олега Костина, в этой больнице и так есть кафедры СГМУ, поэтому пациенты от передачи ничего не потеряют, а сами медучреждения приобретут "больший стимул для дальнейшего развития". Что им мешает развиваться сейчас, до передачи, он не уточнил.

С инфекционными больницами и отделениями в общем все понятно. Нужно загрузить новый инфекционный центр в Елшанке – не зря же его два года строили. Но вот с удобством для жителей можно поспорить. Например, пару недель назад жители Энгельса возмущались закрытием инфекционного отделения 2-й горбольницы. Необходимость закрытия им объяснили тем, что по современным стандартам "инфекционка" не может находиться в центре города, а новая больница настолько суперсовременна, что пациентам не захочется из нее уходить. Это да, но ездить из Энгельса в Елшанку на нескольких видах транспорта, например, родственникам к пациентам — это удовольствие из разряда очень сомнительных. Впрочем, о таких мелочах сейчас думают меньше всего.

Фото: пресс-служба губернатора

Из того, что еще у нас реорганизуют в ближайшее время: стоматологии, поликлиники, а здание бывшего 3-го роддома на Рабочей передают областной детской больнице, в том числе и потому, что профиль родовспоможения сейчас не очень востребован. Судя по всему, повышения востребованности роддомов никто особо не ждет.

Оптимизация и объединения продолжаются всю новую историю российской медицины. Оптимизацию связывают с модернизацией и закупкой нового оборудования, хотя это не зависимые друг от друга понятия. Были бы деньги — можно было оборудовать новыми аппаратами и прежние больницы. Но денег нет, а реальную помощь людям подчас заменяются показателями "доступности" и "обеспеченности".

Мнение эксперта

Владимир Есипов, депутат Саратовской облдумы (КПРФ)

Сложно сказать. Оптимизацию в здравоохранении у нас затеяли давно. И мы много раз задавали вопросы чиновникам по этому поводу, но их ответы были не очень убедительными. И до сих пор правительство области продвигает эту линию, но у нас было много совещаний и круглых столов по этому поводу, но ни на одном я не услышал убедительный и точный ответ, что эта оптимизация пойдет на пользу. Как показывает практика, все идет к сокращению и каким-т подгонам к их коэффициентам. Я считаю, что здравоохранение надо развивать так, чтобы было больше медучреждений, а не меньше, чтоб они были в шаговой доступности, а не надо было ехать куда-то через весь город.

Фото: пресс-служба губернатора

Политический субботник

Саратовские власти в это непростое время латают дыры не только в экономике и социалке, но и в политике. В сентябре в регионе намечаются выборы в облдуму, которые никто еще не отменил, но, судя по наблюдающимся тенденциям, желающих пойти на выборы основной политической силе страны приходится наскребать по сусекам.

С марта в области ведется набор кандидатов на предварительное голосование "Единой России". Формально, конечно, электоральный процесс выглядит массовым. На отечественные "праймериз" на данный момент зарегистрировались больше трех сотен потенциальных кандидатов. Даже соблюден принцип демократичности — среди участников сплошь "люди из народа", вернее, руководители различных бюджетных структур. Вот только известных избирателю фамилий там — раз и обчелся.

Около месяца известные политики вообще игнорировали регистрацию. Только во второй половине апреля начался активный приток знакомых имен. Причем на процедуру решили записаться все, кому положено, словно на субботник: и губернатор Валерий Радаев, и председатель правительства Роман Бусаргин, и вице-губернатор Игорь Пивоваров, и глава Саратова Михаил Исаев, и депутаты Госдумы Николай Панков, Александр Стрелюхин, Андрей Воробьев.

Фото: Михаил Исаев / Telegram

Вряд ли кто-то из них задумал сменить свои нынешние должности на места в облдуме. Ни один из перечисленных политиков не сказал, что хотел бы теперь заседать в местном заксобрании, и не объяснил, зачем ему такая смена деятельности. Конечно, они станут так называемыми "паровозами", которые потянут за собой массу никому не известных кандидатов, а потом откажутся от мандатов в их пользу.

Интересно, что осенью прошлого года члены фракции "ЕР" якобы боролись с "паровозами" на законодательном уровне — из структуры областного списка партий исключили общеобластную часть. Теперь перечень должен состоять только из представителей территорий. Это якобы позволит депутатам "лучше работать с избирателями".

Интересно, что и среди самих депутатов активности не наблюдается. В списке участников голосования мы смогли найти имена только восьми из 34 действующих региональных паламентариев от "ЕР". Возможно, именно с низкой активностью связано и то, что регистрацию участников продлили еще на две недели, до 12 мая.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

Давайте начнем с того, что на официальном сайте "ЕР" в разделе "Предварительное голосование" в Саратовской области всех этих фамилий пока нет. Значит, мы не можем судить, по каким округам или (и) региональным группам они в итоге пойдут и пойдут ли вообще. Можно лишь предположить, что они возглавят списки региональных групп (их планируется восемь). То есть будут работать "паровозами" на территориях, где у них более высокий рейтинг. В итоге в думу не пойдут, но возможность получить мандат в случае изменения обстоятельств получат. Цели здесь две. Первая — активизировать работу на местах и организовать своеобразное соревнование между указанными випами за "народную поддержку". Вторая — попытаться увеличить число голосов за партию, но это не получится, так как сегодня у "ЕР" рейтинг существенно выше, чем у любого из вышеуказанных кандидатов. Добавить они смогут разве что очень небольшое число лично знакомых или так или иначе зависимых, что гораздо менее существенно, чем разница поддержки "ЕР" в разных районах.
И последнее — это придание некой интриги, типа поборет ли Радаев Бусаргина или Панкова, ну или сколько в Саратове возьмет список с Исаевым (хотя это рискованно и Михаил Александрович может быть отправлен выбираться за пределы агломерации). Потому, что больше никаких интриг в этих выборах нет.

 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-04-29/8318.html