Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Сила любви. В "Теремке" показали кукольный спектакль для взрослых

  • 10:45, 19 мая 2022
  • Комментариев[0]

Что мы знаем об Илье Муромце? Былинный богатырь, один из знаменитой тройки на картине Виктора Васнецова, герой эпосов. Еще знаем, что сидел он на печи ровно 30 лет и 3 года, а потом встал на ноги, как ни в чем ни бывало, и ну давай подвиги совершать. Версий, почему так произошло, есть несколько. Историю о богатыре разобрали на мельчайшие детали, какой-то умный и страшный диагноз поставили ему даже современные психиатры. В саратовском театре кукол "Теремок" в медицинские дела Муромца не вдавались, а задумались над тем, в каком окружении рос будущий герой земли русской, кем были его родители, и каким образом мальчик из обычной крестьянской семьи смог стать легендарным богатырем.

Сила любви. В "Теремке" показали кукольный спектакль для взрослых

Режиссер Алексей Усов перед началом спектакля "Илья Муромец" сказал, что его создатели приняли для себя на веру то, что это реальный исторический персонаж. Затем они перечитали массу литературы о герое и принялись фантазировать о его детстве и юности. Так уж вышло, что об этих этапах жизни  богатыря мало, что известно.

Родился он в селе Корачарове под Муромом. Его родители, Иван (Артем Картавцев) и Ефросинья (Анастасия Кайро), души в сыне не чаяли, называли его солнцем. Но вот прошел год, второй, а Илюша (Антон Козлов) так и не пошел - в руках сила есть, а ноги висят, как плети. На отца временами нападало уныние, потому что он ждал помощника, а здесь сидит малец на печи и совершенно не понятно, встанет или нет. Мать без устали читала сыну сказки. Говорила, что он от них становится сильнее и счастливее. Муж ругал ее, но тоже не переставал верить в чудо.

Фрагменты из детства Илюши всплывают флешбеками между сюжетов о знаменитых былинных подвигах богатыря. Вот он побеждает страшного Соловья-разбойника, затем встречается со богатырем Святогором, который даже во сне мощнее самого сильного человека, и, наконец, приезжает к князю Владимиру. Всюду его сопровождает верный друг — конь Бурушка (Оксана Черепанова). Он быстрый, сильный, преданный, Муромец советуется с ним, а конь принимает участие во всех баталиях наравне с богатырем.

Есть все-таки в русской народной тематике что-то магическое. Былины, герои, подвиги, этническая музыка в современной обработке, кусочек поля ржи на сцене, актеры в потрясающих народных костюмах … Даже странненький Человек-птица (Дмитрий Ковдя)! Он то ли рассказчик, то ли юродивый, то ли талантливый изобретатель, а, скорее всего, все вместе. И вот погружаешься ты в этот былинный водоворот и будто срабатывает генетическая память, сердце размягчается и на душе становится хорошо. Приятно, что вкус и чувство меры постановщику и художникам не отказали — в самом этом "русском духе" нет ни грамма ложного пафоса, нет попытки сделать что-то скрепное или ура-патриотическое.

Интересен сам формат постановки. Если вы до сих пор думаете, что театр кукол — это только ширма и куклы на веревочках за ней, то вам пора прийти в "Теремок". Часть спектаклей действительно выглядят так, но в остальных актеры работают на сцене в живом плане. То есть выходят на сцену в гриме и костюмах так же, как и в драматических театрах. Они и играют, и танцуют, но еще и куклами управляют.

В "Илье Муромце", к примеру, богатырь предстал и в человеческом обличье, и в виде куклы на тростях. В качестве солдатиков у будущего героя были маленькие фигурки богатырей и захватчиков-монголов.

А еще были рыбы, птицы, невероятной красоты Бурушка — и все это из дерева. Спецэффектов добавили с помощью фигур Соловья-разбойника и Святогора. Разбойника представили в виде большого лица, который будто собран из кусочков пазла и приходит в движение при разговоре и свисте.

Могучий старец Святогор на протяжении всей постановки украшает сцену в виде бюста-скультуры вроде тех, что были у майя. Каково же удивление, когда оказывается, что стоит он не для красоты, а тоже умеет разговаривать и двигаться. В сочетании с дымом, светом и звуком выглядит все это волшебно.

Так что же подняло на ноги Илья Муромца? Без чуда здесь не обошлось, но его не случилось бы, не будь любви. Мудрые и бесконечно любящие родители богатыря сделали все, чтобы он чувствовал себя настоящим героем даже тогда, когда и шагу не мог ступить. Символично то, как он сделал эти первые шаги — оперевшись, словно на костыли, на фигуры отца и матери. Это очень понравилось бы психологам, которые любят называть родителей тайной опорой в жизни ребенка.

Вообще "Илья Муромец" - намного больше, чем просто очередная постановка в "Теремке". Это настоящий сеанс семейной психотерапии, который стоит рекомендовать подросткам и их родителям. Здесь о том, что никогда никто не будет любить тебя и верить в тебя больше, чем родители. А еще о том, что дети не рождаются на свет, чтобы быть помощниками, быть удобными и послушными. Они приходят для того, чтобы стать счастливыми, и светить как солнце, согревая все вокруг.

(Фото Алексея Борисова и Эдуарда Манукяна)

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 17.06.2022, 10:07 "В одном маленьком, но очень гордом театре ...". ТЮЗ закрыл сезон дважды грузинской премьерой

    На днях будет ровно год, как Георгий Цнобиладзе стал главным режиссером саратовского театра юного зрителя имени Киселева. Назначение ученика Льва Додина пришлось на непростое время - часть труппы тогда конфликтовала с новым директором Игорем Баголеем, писала жалобы в минкультуры и влиятельным саратовцам. Но Цнобиладзе каким-то образом удалось утихомирить и объединить творческую часть ТЮЗа, и мятежей с тех пор не возникало. Наверняка, все это потребовало немалых усилий, плюс работа над текущим репертуаром занимает тоже много времени. В итоге до своей первой премьеры именно в статусе главрежа мастер добрался только сейчас ("Пиковую даму" он ставил еще в качестве приглашенного режиссера). Георгий Цнобиладзе из Санкт-Петербурга, но грузинских корней не скроешь, а потому выбор произведения Нодара Думбадзе в качестве основы для постановки кажется очень логичным.

  • 28.04.2022, 10:53 Бунт, подростки, рок-н-ролл. В ТЮЗе собрали гаражную группу и помогли повзрослеть девочке Свете

    Редко в какой семье подростковый возраст у ребенка проходит гладко. Девушки и юноши протестуют по-разному: одни просто ругаются с родителями, другие уходят из дома, третьи - ныряют с головой в омут первой любви. Света, героиня спектакля "Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю", сорвала джек-пот. Историю непростого периода из жизни школьницы показали в саратовском ТЮЗе имени Киселева. Сведись все к рефлексии, возможно, премьера получилась бы скучной, но постановщики и актеры сумели превратить пьесу современного драматурга Светланы Баженовой в драматический рок-концерт.

  • 15.04.2022, 10:05 Доигрались до Чехова. В драме — стильная студенческая "Чайка"

    Премьера пьесы "Чайка" в 1896 году в петербургском Александринском театре провалилась. Да-да, та самая классическая вещь Антона Павловича Чехова, которую сейчас играют во всех театрах мира, в начале не понравилась ни публике, ни критикам. Не спасло положение даже тоже, что Нину Заречную исполняла сама Вера Коммисаржевская. Все актеры кроме нее играли мучительно и откровенно плохо, зрители все время шикали, а редкие попытки аплодисментов прерывались злобными криками "Автора!". Присутствовавший тогда в театре Чехов не смог досидеть до конца постановки, а на следующий день и вовсе уехал из города. Однако уже спустя два года Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко поставили в МХТ такую "Чайку", которая произвела фурор. С тех пор в грандиозности пьесы никто не позволял себе усомниться. Сыграть в спектакле по ней - настоящая удача для любого актера, и на этот раз она благоволила выпускному курсу народного артиста России и худрука драмтеатра имени Слонова Григория Аредакова. Премьеру показали на Большой сцене драмы.

  • 12.04.2022, 17:18 Абьюз по Достоевскому. Кроткая жена и деспотичный муж на сцене драмтеатра

    Героев многих классических произведений отечественной и мировой литературы так и хочется отправить на семейную терапию. Кажется, обратись они к психологу, удалось избежать бы многих трагедий или, как минимум, необдуманных поступков. Но что говорить о 19 веке, если даже в современной России поход к "мозгоправу" многие откладывают годами, а потом не рассказывают об этом, как о чем-то постыдном. Вот и главным персонажам пьесы "Кроткая" Федора Достоевского помощь профессионала явно не помешала бы. Разобраться в хитросплетениях их отношений попытались в саратовском драмтеатре имени Слонова - на днях здесь состоялась премьера по одному из последних произведений русского классика.

  • 29.03.2022, 16:20 Африканский "детектив". "Теремок" презентует сказку Киплинга и развенчивает кукольные мифы

    Когда оказываешься в театре кукол во взрослом возрасте, начинаешь иначе наблюдать за представлением. В детстве кажется, что куклы магическим образом сами двигаются за ширмой, сами разговаривают, сами грустят и радуются. А потом оказывается вдруг, что у любого волшебства есть вполне себе определенные творцы, и что не всегда постановка - это нечто обезличенное. На днях в саратовском театре "Теремок" прошла премьера спектакля "Слоненок", где актеры перевоплощаются в героев одноименной сказки Редьярда Киплинга, не скрываясь при этом от публики.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x