ФОКУС ГОРОДА 21:26, 10.06.2022

Темы недели: частный СГЭТ, третий круг Кузнецовой, царские забавы

Для СГЭТ ищут форму

Планы чиновников в отношении общественного транспорта в Саратове продолжают преподносить сюрпризы. На прошлой неделе неожиданно выяснилось, что областные власти забирают у города полномочия, связанные с организацией пассажирских перевозок. А на этой неделе в публичное поле просочились подробности, а вернее смутные очертания будущей судьбы саратовского электротранспорта.

До этого было известно, что к октябрю 2022 года "Саратовгорэлектротранс" перестанет быть муниципальным и станет государственным унитарным предприятием. Однако на обсуждении в областной думе на днях выяснилось, что планы изменились. Замминистра транспорта и дорожного хозяйства области Иван Козаченко сообщил, что форма ГУПа для СГЭТ теперь тоже не актуальна, поскольку не позволит ему участвовать в программах модернизации электротранспорта.

Речь на совещании в думе шла о том, чтобы закрепить на бумаге возможность передачи сети троллейбусных и трамвайных маршрутов в управление концессионера. Причем чиновники всячески уклонялись от прямого ответа на вопрос, собираются ли они отдавать СГЭТ в концессию или нет. По их словам, речь идет только о приведении законодательства в соответствие с федеральным. Мол, надо на всякий пожарный зафиксировать такую возможность. Однако депутатов такие ответы не убедили. Нас - тем более.

Еще больше сумятицы в тему внесло еще одно открытие. Оказывается, еще в апреле тихой сапой было зарегистрировано ООО "Саратовгорэлектротранс", учредителем которого стал минтранс, а руководителем был назначен Иван Болдырев, один из бывших менеджеров Саратовской пригородной пассажирской компании — полугосударственной структуры, отвечающей за курсирование электричек. В самом минтрансе появление частного "клона" МУПП журналистам комментировать отказались. Хотя глава ведомства Алексей Петаев позже заверил, что СГЭТ не будет частным.

Подобная скрытность чиновников спровоцировала возникновение различных версий будущего СГЭТ, одна тревожнее другой. Конечно, особое беспокойство вызывает то, что все изменения и шаги держатся в тайне, значит, вряд ли будут приятны для пассажиров. Властям уже давно не дает покоя этот проблемный актив: больше двух десятилетий шла планомерная оптимизация сети экологичного транспорта, на обслуживание которого требовались большие бюджетные ресурсы. СГЭТ давно стал черной дырой, безвозвратно поглощающей любые бюджетные субсидии. Разворот в сторону его развития произошел всего 2-3 года назад, после того как стало ясно, что на кону миллиарды рублей, которые могут поступить в город по федеральным программам.

Теперь Саратов получает государственные субсидии на реализацию проекта скоростного трамвая, ранее государство помогло в лизинг приобрести для города новые троллейбусы "Адмирал", а Москва спонсировала нас еще не старыми подержанными "рогатыми". В декабре прошлого года сообщалось, что Саратов оказался в числе участников программы обновления электротранспорта, по которой выделяются деньги на обновление рельсов и закупку новых трамвайных вагонов.

По всей видимости, тайные движения вокруг СГЭТ и его организационно-правовой формы связаны именно с условиями дальнейшего финансирования модернизации. МУПы и ГУПы считаются уже отжившими коммунальными "динозаврами", на смену которым должны прийти различные формы государственно-частного партнерства. Будет ли это концессия или что-то другое, скоро увидим. Но можно уже сейчас предположить, что эти изменения будут не слишком популярны в народе. Тем более, опыт концессий в Саратове есть, и для потребителя он всегда означал рост цен на услуги.

Надо сказать, что история с концессией СГЭТ не нова. Еще в 2018 году тогдашний гендиректор предприятия Роберт Виньков утверждал, что без концессии "нам не обойтись". С тех пор прошло 4 года, а электротранспорт в Саратове еще не остановился. И вообще, та встреча Винькова с депутатами гордумы четырехлетней давности была очень интересной. Например, депутат Максим Самсонов уже тогда предлагал передать СГЭТ области, а и. о. председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Сергей Кузнецов, отвечая на вопрос одного из депутатов, утверждал, что пустить троллейбус по мосту Саратов – Энгельс невозможно. А он уже курсирует почти год. В качестве концессионера рассматривалась ПК "Транспортные системы" (производитель "Адмиралов"), но что-то не сложилось, и с конца 2018 года этот вопрос фактически больше не всплывал.

Мнение экспертов

Сообщество "Трамваи и троллейбусы Саратова"

Как показывает опыт других городов, от формы собственности эффективность предприятия не зависит. Есть примеры предприятий с разными формами собственности, которые поддерживают состояние инфраструктуры и подвижного состава на должном уровне. Это могут быть МУПы (например, Краснодар), ГУПы (Санкт-Петербург), концессии (Таганрог) и даже АО (Ярославль).

Но какая бы форма ни была выбрана, откуда бы ни шло финансирование: из городского бюджета, из областного бюджета или из средств концессионера, — главное, чтобы срочно, уже в этом году, а не "в светлом будущем", были приняты меры, необходимые хотя бы для поддержания трамвая. Речь про ремонт наиболее изношенных участков пути и трамвайных вагонов, с тем чтобы вернуть количество вагонов на линии хотя бы на уровень 2017 года.

Что касается троллейбусов, то нужно использовать возможности "Адмиралов", 36 из них имеют УАХ (удлиненный автономный ход. - СарБК) и могут объезжать коммунальные работы по соседним улицам. К сожалению, эти возможности практически не используются.

Стоит отметить, что чем больше износ инфраструктуры СГЭТ, тем больше денег требуется на банальное поддержание его существования, не говоря уже про развитие. Напомним, что с 2016 по 2020, по открытым источникам, величина субсидий от города выросла со 100 до почти 600 млн рублей, при этом пассажиропоток сократился примерно с 40 млн до 25 млн человек в год.

Качели Фемиды

Саратовский областной суд отменил обвинительный приговор экс-замминистра экономического развития Саратовской области Ларисе Кузнецовой. Ее обвиняли в получении взятки на общую сумму 11 млн рублей от предпринимателя, однако она утверждала, что ничего не брала. В качестве соучастника по делу проходил супруг экс-чиновницы Олег Козлов – ему вменили посредничество при получении денег.

В январе Октябрьский районный суд признал обоих виновными в инкриминируемых деяниях. Кузнецову приговорили к 10 годам колонии, но суд учел наличие маленького ребенка и назначил отсрочку. Козлова отправили в колонию строгого режима на 8 лет.

Апелляционная инстанция не нашла в деяниях подсудимых события преступления, отменила приговор и вернула дело прокурору "для устранения процессуальных нарушений". Интересно, что по этому делу принимались два диаметрально противоположных решения: в прошлом году Кузнецову и Козлова полностью оправдали в связи с отсутствием в их действиях события преступления, но по апелляционному представлению прокуратуры облсуд отменил этот приговор и направил дело на новое судебное разбирательство, итогом которого в январе этого года стали реальные сроки.

Такова "механика" российского и, в частности, местного правосудия, настроение у которого очень изменчиво. Сегодня оно может признать человека невиновным и освободить от преследования, а завтра передумает и назначит ему наказание, иногда даже по максимуму. Причем все это происходит на одном и том же материале, который разные судьи трактуют противоположно друг другу. От чего тут зависит поворот дела? От личности и настроения судьи? От напора гособвинителя? От неизвестных нам закулисных указаний? Вроде бы это должно свидетельствовать о состязательности судебного процесса, о том, что в нем ничего не предрешено, но эти выводы почему-то никогда не напрашиваются. И если уже такое происходит с министрами и прочими представителями элиты, то чего уж ждать нам, простым смертным?

Мнение стороны

Елена Сергун, адвокат Ларисы Кузнецовой

Мы полностью согласны с решением апелляционной инстанции. Вернуть дело прокурору – это именно то, о чем я просила в своей апелляционной жалобы. Ветчинин очень подробно изучил дело. Это было заметно во время судебного заседания. И принял единственное, на наш взгляд, правильное решение. Потому что суд не может работать в рамках незаконно собранных доказательств. А они все были собраны за пределами процессуального срока, который составляет 12 месяцев.

Это что касается Кузнецовой. Что касается Козлова, он не мой доверитель, но, все же, уголовное дело в отношении него вообще не было возбуждено. Тем не менее, это не помещало расследованию, судебному следствию с вынесением обвинительного приговора, и суд даже отправил человека отбывать это наказание (после вынесения обвинительного приговора 31 января Олег Козлов был взят под стражу в зале суда. – СарБК). После решения апелляционной инстанции он был из-под стражи освобожден.

Когда дело возвращают прокурору, это значит, что суд сам не может устранить процессуальные нарушения. Я считаю, что дело в отношении Ларисы Кузнецовой должно быть прекращено за отсутствием события преступления, то есть по реабилитирующим основаниям. И мы будем этого добиваться.

У меня под "кампанию с обвинительным уклоном" попали сразу два дела – это Кузнецова и Салеева (бывший председатель комитета по имуществу администрации Саратова. — СарБК), у которых оправдательные приговоры были отменены, и при повторном рассмотрении вынесено обвинительное решение. Отмечу, что ничего нового ни мы, ни обвинение в этих судах не представляли. Просто при повторном рассмотрении все наши замечания отклонялись.

Конечно, мне бы хотелось полного оправдания, но сейчас облсуд в лице судьи Ветчинина поступил безукоризненно. Он не может принять самостоятельно решение в связи с теми многочисленными процессуальными нарушениями, которые там есть, они требуют устранения.

Пётр Первый - суперзвезда

Главным официальным событием недели стало празднование 350-летия со дня рождения Петра Первого. Концерты, шествие, театрализованные костюмированные представления, опера под открытым небом, фейерверк... С таким размахом юбилей императора у нас отмечался впервые. Например, мы точно знаем, что в день 340-летия императора в 2012 году в Саратове праздновали Международный день друзей и День донора крови. Про юбилей Петра – не было ни слова.

Может быть, дата не такая круглая была? Или Петр раньше не был в фаворе у местных властей? Подготовка к кульминации петровских торжеств началась еще три года назад, когда власти задумали изъять у частника землю перед речвокзалом, разбить на ней сквер Петра и установить там памятник императору. В этом году для еще большей убедительности то же место назвали еще и площадью Петра Первого.

Конечно, Петровский праздник проходил по всей России, прежде всего, в регионах, напрямую связанных с его биографией. У других было вроде бы более бюджетно: например, в Липецке, к примеру, устроили флешмоб "Петровские усы". А в Ленобласти вообще "любимая ягода Петра" расцвела. Это они так морошку назвали.

Почему в Саратове вдруг проснулась такая любовь к Петру? Мы уже писали, что император, согласно историческим данным, побывал в нашем городе всего однажды, с 20 по 22 июня 1722 года. И приехал он сюда для инспекции и не для того, чтобы перерезать какую-то красную ленточку. Он остановился здесь, чтобы встретиться с калмыцким ханом Аюкой и заручиться его поддержкой в своих внутренних и внешних государственных делах. Собственно именно визит к хану и зафиксирован историками. Все остальные кочующие по интернету рассказы о приключениях царя в Саратове — не более чем миф.

У Саратова нет никакой "петровской" истории. Заложен он был гораздо раньше Петра, с левого на правый берег перенесен при его батюшке Алексее Михайловиче. Судьбоносные для города административные реформы проходили при других правителях. Так что привязка Петра к местности кажется как минимум натянутой, гиды смогут рассказать о петровском следе в Саратове за минуту.

При этом нельзя сказать, чтобы в истории Саратова был недостаток личностей, которым следовало было воздать почести. Но почему-то мы фиксируемся в основном на визитах государей в наш город. Вот и триумфальную арку, построенную в честь приезда Александра II, на Чернышевского восстанавливают. Видимо, в современной бюрократической системе координат именно "визиты первого лица" считаются главными вехами.

Конечно, в праздничных событиях главным было соблюсти антураж и не вдаваться в детали, а уж тем более не дай бог осмелиться на параллели. Ведь петровское "окно в Европу", которое сегодня всё глуше пытаются заколотить, причем с обеих сторон, как минимум не актуально.

Мнение эксперта

Александр Пантелеев, политолог

Вообще помнить свою историю надо. У народа, который не знает свою историю, нет будущего. А Петр Первый действительно великая фигура в российской истории, и его, на мой взгляд, надо прославлять. Отсюда и памятник ему в Саратове, и площадь, и праздник. С другой стороны – нужно помнить и прославлять и другие личности, которые не меньшую роль сыграли в истории нашего государства. Здесь вопрос стоит скорее в том, а почему именно сейчас-то вдруг вспомнили? Такие празднества, зрелища – они создают у народа ощущение мира и спокойствия, ощущения, что все благополучно и в порядке, ощущение стабильности. Это некое отвлечение внимания от внешнеполитических событий. Вот поэтому у нас праздники появляются и празднуются с таким размахом. Это еще римское правило: хлеба и зрелищ! Зрелище есть – значит, все в порядке.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-06-10/8360.html