ФОКУС ГОРОДА 21:55, 17.06.2022

Темы недели: четвертый мининвест, побег из гордумы

Инвестору предложили министерство

В правительстве Саратовской области на этой неделе официально создано министерство инвестиционной политики. Появилось оно почти накануне ПМЭФ и как будто как раз к нему. Правда, укомплектовать новый орган руководством не успели, так что единственным "лицом региона" на мероприятиях был сам врио губернатора Роман Бусаргин.

Мининвест в области реанимируют уже в третий раз. Эта структура в правительстве еще в 2000-х существовала на каких-то птичьих правах и постоянно подвергалась нападкам в плане своей эффективности. И хотя тогдашний министр Александр Жандаров благодарил губернатора Павла Ипатова за то, что он не реагирует на провокации, в августе 2009-го мининвест (его на тот момент уже возглавлял Кирилл Семенов) все-таки распустили, а функции передали в минэкономразвития. Тогдашний депутат облдумы Александр Ландо говорил на каком-то заседании, что, в отличие от минфина, "там вообще ничего не происходит и никаких инвестиций не видно".

Фотобанк СарБК

Спустя полгода произошел неожиданный кульбит: курирующий ведомство Жандаров вдруг заявил, что никакой ликвидации не было. При первом своем появлении вокруг мининвеста с подачи его кураторов крутились такие названия, как Audi, Volkswagen, Honda, LG, Samsung, IKEA, Pepsi, Siemens, Bombardier (из них до Саратова дошел только последний, но и тот вскоре ретировался). С мировыми брендами и компаниями велись переговоры, обсуждалась в том числе реанимация авиастроительной отрасли, но до реализации ни один из этих разговоров не дошел.

Позже возрожденный мининвест возглавила Ирина Блохина. Она, Ипатов и Жандаров (на сей раз возглавивший московское представительство Саратовской области) собирались в Лондон. Правда, конкретные результаты были намного прозаичнее, и о результатах работы приходилось рассказывать, например, на фоне какого-нибудь свинокомплекса.

Фотобанк СарБК

В правительстве Валерия Радаева в 2012 году министерство возглавил бывший член ЛДПР Роман Федосеев. Он пообещал результаты "уже в этом году", однако через год ведомство опять объединили с министерством экономического развития, а сам Федосеев переместился на всё тот же непыльный пост московского представителя, где доныне и находится.

Как видим, предыдущие два губернатора пытались в начале своего пути показать свою прогрессивность и открытость для частного капитала, выделив специальную структуру под инвесторов. Бусаргин тоже пошел по этому пути. Однако со временем результатов от деятельности мининвеста не было, накапливалась критика эффективности этого органа, в результате ведомство снова склеивали с минэкономом. Не получится ли так и в этот раз?

На прошедшем ПМЭФ Саратовская область, по официальным данным, заключила 9 соглашений на общую сумму инвестиций 50 млрд рублей. Впервые на этом мероприятии у области был свой стенд (возможно, сказалось освободившееся место из-за отсутствия европейских компаний и делегаций, да и чего вообще в этом году там не было — вплоть до Киркорова с Вованом и Лексусом). Власти региона заявили, что по "объему и количеству" проектов Саратов обогнал другие регионы ПФО.

Правда, в ковидном 2021 году на ПМЭФ у области были 8 договоров на те же 50 млрд рублей. Причем одно из главных мест в этой статистике занимала все та же группа "Новосталь-М", владеющая металлургическим заводом в Балакове. В число других крупных проектов в этом году вошли логистический центр Wildberries, мукомольный комплекс "Био-Тон" и новый мусоросортировочный завод от регоператора.

Роман Бусаргин / Telegram

По поводу анонсированного проекта ветроэлектростанции от компании "Юнипро" все более чем неясно: во-первых, инвестор обязался только рассмотреть возможность, и во-вторых, делать он это будет до 2035 года. В-третьих, сама компания находится в процессе продажи иностранной доли. В-четвертых, проекты ветроэнергетики в России сейчас заморожены, потому что интерес к ним проявляли только иностранные инвесторы, а для ветряков использовались зарубежные технологии и оборудование.

В общем, как водится, в отчетах картина заметно приукрашена, на самом деле прорывов нет, все более чем стабильно (и на том спасибо). Как не меняется и намерение чиновников стремиться к "количеству и объему", то есть заменять статистикой реальные результаты.

Вообще в идее министерства как такового есть сомнительный посыл о том, что инвестиции — это нечто крупное, что должно прийти к нам извне. А идея привлечения вложений не учитывает создания внутреннего регионального бизнеса, в том числе мелкого, который тоже формирует денежный поток. Инвестор должен быть непременно большим и богатым, вложить миллиарды, дать "количество и объем". Только тогда у нового министерства будет оправдание для своего существования.

Мнения экспертов

Александр Степанов, член Общественной палаты Саратовской области

Министерство инвестиций нужно и необходимо. Я начинал работать в 1996 году министром экономики и инвестиционной политики. И, бывало, проходил мимо инвестора, потому что не было времени этим заниматься. Слишком широкий круг обязанностей. Поэтому такое направление в структуре правительства надо. У нас было оно выделено в отдельное ведомство, и, на мой взгляд, результат был. Строились заводы, в частности, в Балаково – это их заслуга. Сейчас на форуме звучат такие идеи, что мининвест должен заниматься не только текущей деятельностью, но и развитием.

Сергей Лисовский, член общественного совета при министерстве промышленности и энергетики Саратовской области

Я считаю, что министерство инвестиций в структуре правительства Саратовской области нужно. Но очень много зависит от того, кто его возглавит и как будет организовано взаимодействие с другими ведомствами. Инвестиционный процесс таков, что в нем должны все участвовать. А то у нас в истории были случаи, когда один пытался выскочить и портил все дело. Если все условия, о которых я упомянул, будут соблюдены, то создание министерства инвестиций будет целесообразно.

Депутатам надоело в думе

Саратовская городская дума заболела болезнью думы областной. Ее тоже начали покидать депутаты, причем сразу группами. И причины этого ухода не кажутся достаточно вразумительными.

На этой неделе о сложении полномочий объявили трое членов "Единой России" — руководитель "Службы благоустройства города" Александр Белов, гендиректор ООО "Бизнес Агрегатор" Александр Маслов и руководитель филиала Россельхозбанка Алексей Шмелев.

Фотобанк СарБК

Причины, согласно официальным комментариям, следующие: двое, Белов и Шмелев, сослались на желание больше внимания уделять основной работе (благоустройству и банковскому сектору), Маслов объявил о намерении попробовать себя в новом интересующем его направлении в другом регионе. Т.е. представительный орган воспринимается как некое место для приятного времяпрепровождения: зашел, не понравилось, вышел.

Может быть, эти трое не рассчитали, не знали, что столько сил отнимает работа депутата, не высыпались, меньше времени проводили с семьей? В это трудно поверить, особенно в случае с Александром Беловым, который уже не первый созыв в думе и раньше успешно совмещал заседания с управлением коммунальными предприятиями. Кстати, "Служба благоустройства" ведь теперь отвечает не за весь город, а за один район, так что работы, по идее, должно было наоборот убавиться.

Александр Белов. Фотобанк СарБК

Новые народные избранники не смогли усидеть в своих креслах и года. Они могут себе это позволить, пользуясь взаимным отсутствием интереса между ними и избирателем. Мы даже не знаем, что они говорят или думают, какие темы отстаивают — на обсуждения городских вопросов в думу прессу до сих пор не пускают, ссылаясь на уже не действующие ковидные ограничения.

Смысл представительного органа как такового потерян, потому что "представители" не чувствуют себя ничем обязанными электорату и готовы по первому звонку бросить ничего не значащую должность ради "нового интересующего направления".

А самое главное — средства, затраченные на агитацию, подготовку к выборам, распечатку тонн бумаги — улетают в трубу. Таким образом, выборы становятся разновидностью довольно дорогостоящего туризма: сходил, посмотрел, пофотографировался, освободил место для следующего. Для замены ушедших депутатов придется проводить довыборы, что, учитывая популярный ныне трехдневный формат голосования, может влететь в копеечку и самим кандидатам, и бюджету.

Мнения экспертов

Дмитрий Олейник, политолог

Быть муниципальным депутатов в Саратове сегодня неинтересно, особенно для руководителя. Ограничений и требований много, полномочий и возможностей почти нет. Голосования проводятся в соответствии с партийной повесткой и дисциплиной. Понятно, что прежнего интереса у руководителей к такой нагрузке нет и они пытаются от нее освободиться. Время теперь подходящее, до 22 июня могут быть назначены дополнительные выборы в освобождающихся округах, так что исход части депутатов понятен и своевременен. Хорошо, что практически не придется тратить дополнительных средств на избрание новых в сентябре, так как выборы будут совмещенными.

Александр Пантелеев, политолог

По закону гордума – это представительный орган, который должен решать проблемы города. Но по сути она их не решает. Решает их в основном администрация, а гордума просто «проштамповывает» эти решения. Но своей какой-то инициативы она не имеет. Раньше и в городскую, и в областную думу шли люди, чтобы решать какие-то свои проблемы. Я хочу обратить, что двое ушедших – это достаточно состоятельные люди. Я так думаю, они просто поняли, что могут решить какие-то свои вопросы и без гордумы, и решили сэкономить энергию. В какой-то степени это даже хорошо, что гордума перестала быть органом для решения проблем отдельных ее представителей.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-06-17/8364.html