ФОКУС ГОРОДА 09:45, 23.06.2022

Отталкиваясь от правил. Смогут ли в Саратове навести порядок с движением электросамокатов

Столкновение пешеходов

Первые сервисы аренды электросамокатов появились в России в 2018 году. С законодательной основой для нового тренда в стране вроде бы тянуть не стали — в 2019 году в Минтрансе РФ стали готовить поправки в ПДД о так называемых средствах индивидуальной мобильности. К ним планировали отнести любое транспортное средство с одним или несколькими колесами или роликами, предназначенное для передвижения одного человека с помощью двигателя. Напомним, что сейчас водителей большинства электросамокатов, моноколес и гироскутеров закон приравнивает к пешеходам.

С тех пор эти поправки рассматривают, пересматривают и вновь предлагают утвердить. В СМИ писали, что последний вариант проекта планировалось принять до весны 2022 года. Но кикшеринг начал еще один сезон с белыми или, скорее, мутными пятнами в законодательстве.

Можно сказать, что сервис так и вырос без должного государственного внимания. Эксперты утверждают, что именно в прошлом году страна пережила электросамокатный бум, какой-то хайп, как выразился руководитель саратовского проекта компании "E-motion" Сергей Беликов. Кажется, что это средство передвижения с удовольствием протестировали пешеходы от 7 до 70 лет.

Действительно, рынок рос с чемпионской скоростью. Если в начале 2020 года в сервисах проката в России было не больше 10 тысяч самокатов, то к середине весны-2021 их число увеличилось до 85 тысяч. Игроки тогда ждали продолжения роста и не ошиблись. Но уже в то время они опасались введения регулирования (а значит и снижения популярности) из-за того, что арендаторы самокатов все чаще стали попадать в аварии.

В общем перечне случаев есть исключительно трагичные - со смертельным исходом и с серьезнейшими последствиями (вплоть до впадения в кому). Врачи замечают, что пилоты электросамокатов получают такие же травмы, как мотоциклисты: переломы лучевых костей, запястий, пальцев, травмы головы и шейного отдела позвоночника.

В Саратовской области с начала года до середины июня произошло 8 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов, где пострадало 4 человека (в том числе двое несовершеннолетних).

Впрочем, официальная статистика ГИБДД не отражает серьезности проблемы. Еще раз обратим внимание, что действующее законодательство приравнивает электросамокаты мощностью до 250 Вт (составляет большинство в парке прокатчиков) к категории "пешеход", поэтому основная часть происшествий с ними не входит в зону внимания инспекторов. Так на днях на саратовской набережной девушка на самокате сбила пенсионерку, пострадавшая была отправлена с травмами в больницу. Но для дорожной инспекции это лишь столкновение двух пешеходов.

Фото СарБК

"Шарахаться из страхов не стоит"

Сергей Беликов рассказывает, что кикшеринг пришел в Россию из стран Европы, США, Китая. Там этот сервис вышел на пик популярности в 2017-2018 годах. "Я жил в то время в Европе. В Париже, Мадриде самокаты просто выкинули в города сотнями. Все катались, всем понравилось. А потом их резко запретили, потому что не договорились, не поняли, как грамотно это организовать — по тротуарам ездить или по дорогам. Мы сейчас об этом же говорим. Так почему же в России в 2020-2021 годах не были учтены те синяки и шишки, которые набили власти европейских городов на три года раньше?" — задается вопросом бизнесмен.

Возможно, этот опыт и был учтен при работе над поправками в ПДД, но документ, как мы говорили, стал вечным законопроектом. Член СПЧ Кирилл Кабанов очень сторожно намекнул изданию "Коммерсантъ", что подобное порой происходит не без участия лоббистов. Кстати, существует еще один проект поправок — от Общественной палаты РФ. Эксперты говорят, что оба документа лежат на полке из-за действующего моратория на внесение поправок в Правила дорожного движения. Их можно только полностью переиздать. Зачем в условиях моратория работали над поправками? Вероятно, затем, чтобы позже найти способ его обойти и внести-таки изменения.

Да и отношение властей к прокату электросамокатов в России можно назвать весьма лояльным. Вот и поправки Минтранса в ПДД были изменены в пользу прокатчиков. Сначала авторы проекта хотели ограничить скорость электросамокатов до 20 километров в час и запретить им двигаться по тротуарам, а затем подняли минимальную скорость до 25 км в час с выездом на дорогу только при отсутствии тротуара и низкой скорости общего потока. Более чем мягким является и возрастные ограничения — для детей младше 7 лет. Нельзя сказать, что и регионы настроены враждебно к электросамокатам. В прошлогоднем июне в Башкирии, Казани, Новосибирске, Воронеже взялись активно искать способы для того, чтобы упорядочить движение самокатчиков, а в Ярославле и Алтайском крае далеко не все высказались в пользу какого-то регулирования, опасаясь, что оно перечеркнет весь смысл дешевого и удобного средства передвижения.

В Саратове в прошлом году власти эту тему не поднимали, а в этом на фоне относительно спокойной ситуации (будто бы в ответ на общие региональные настроения) глава города Михаил Исаев выразил обеспокоенность учащением происшествий с участием водителей электросамокатов и поручил проверить законность их размещения, правила эксплуатации, а также провести рейды. К слову, по данным мэрии, на территории города расположены около 70 точек проката двухколесных средств, причем некоторые, как оказалось, ни с кем не согласованы.

При этом депутат гордумы Виктор Марков в комментарии СарБК предостерег от чрезмерных ограничительных мер: "Это модно и удобно. У меня сотрудники, способные передвигаться на электросамокатах, с удовольствием ими пользуются, чтобы доехать, например, до арбитражного суда. Или я вижу у своего подъезда, что ребята покатались, оставили самокаты, а другой человек вышел и поехал куда-то по делам. С этим сложно бороться, к этому надо приспосабливать законодательство и нашу инфраструктуру. Но какие-то ограничения безусловно нужны. Я мог наблюдать, как люди упали с самокатов на пешеходном переходе. Если бы это было дневное время, а не вечернее, могли бы быть жертвы. Конкретные предложения, может быть, и о средствах защиты, должны дать специалисты. Но шарахаться из страхов не стоит".

Фото СарБК

Сначала велодорожки, потом запреты

В Российской федерации автовладельцев наиболее успешным считают опыт Юго-Восточной Азии. Там электросамокаты давно приравняли к транспортным средствам повышенной опасности, которые надо ставить на обязательный учет. Единого же подхода в мировой практике нет.

Недавно стало известно, что в Совете по правам человека при президенте России разрабатывают предложения для того, чтобы направить их в правительство. Там тоже хотят признать электросамокаты источником повышенной опасности и ввести для них, а также для велосипедов, сегвеев и других подобных транспортных средств обязательное страхование ответственности, а на служебные и арендуемые транспортные средства установить номерные знаки. В СПЧ считают, что вставать за руль электросамокатов можно только с 18 лет и, возможно, при наличии прав особой категории. Там убеждены, что двигаться электросамокаты должны по отдельным полосам, ведь они тяжелее и быстрее, чем велосипеды, для которых предусматриваются выделенные зоны.

Сергей Беликов из "E-motion" на это отвечает: "В Саратове каркаса велодорожек нет. На Волжской только, и то это, оказывается, не велодорожка, а технический проезд для коммунальных служб. На проспекте Столыпина велодорожек нет. Остается только набережная, но и там просто разметку нанесли, и бульвар Рахова. Где людям перемещаться? Сначала надо создать велодорожки, а потом вводить подобные запреты". Не согласен собеседник СарБК и с идеей признания электросамоката средством повышенной опасности: "Самокат не может ехать без толчка ноги. Это говорит о том, что права для его использования не нужны, если самокат недостаточно мощный".

В сегодняшних условиях регионы объявляют ограничения в обход принципиальных, сложных и спорных вопросов, которые могут разрешиться только на федеральном уровне. Где-то для электросамокатов закрывают отдельные улицы, где-то ограничивают скорость их передвижения. В Подмосковье решили выбирать операторов кикшеринга по конкурсу и оценивать у участников инфраструктуру, необходимую для развития сервиса (организация спецпарковок, создание карты площадок). Но и власти региона взяли на себя обязанность помогать бизнесменам (тем более, что к этому призвал глава государства), они обещают на популярных маршрутах снизить бордюрные камни, оборудовать съезды. В некоторых регионах появились соглашения между прокатчиками, мэрией и ГИБДД. Так же решили поступить и в Саратове.

"Если будет соглашение, то можно будет хотя бы через прокатчиков регулировать передвижение на данном средстве. Здесь будет идти речь об ответственности прокатчика. В том числе за скоростной режим. И уже прокатчик будет ответствен за то, что кто-то берет напрокат самокат в состоянии алкогольного опьянения и так далее. Полный инструктаж и сопровождение того лица, которое взяло данное транспортное средство", — заявила после состоявшейся дискуссии, в том числе и в стенах областной думы, депутат Юлия Литневская.

Но вряд ли бизнес будет готов взять на себя полную ответственность за арендатора в условиях дистанционного взаимодействия. "У нас есть инструкция и положение пользователя. При регистрации в приложении пользователь ставит галочку, и это автоматически приравнивается к подписанию договора. В рамках этого договора, на время аренды пользователь становится абсолютным владельцем этого самоката и несет всю ответственность. У нас запрещено пользоваться лицам, не достигшим 18 лет, в алкогольном, наркотическом опьянении, нельзя вставать на самокат вдвоем. Мы понимаем, что не можем проверять каждого", — говорит Сергей Беликов.

Справедливости ради, надо сказать, что компании и раньше, до идей о соглашении, живо реагировали на претензии. Например, первая волна критики была наполнена замечаниями о том, что оставленные после окончания аренды самокаты мешают прохожим, загромождают улицы. Ответом сервиса Urent стало новое требование к арендатору — он должен сделать фото, на котором видно, что самокат в ожидании следующего пилота никому не мешает. А на рост числа аварий с самокатчиками первыми в Саратове ответил сервис "E-motion" — здесь снизили скорость самокатов до 15 км в час в местах, где много прохожих или детей, например, проспект Столыпина, Театральная площадь, парки. Сегодня такие ограничения действуют и у других прокатчиков.

Наверное, после подписания соглашений, появится некий перечень улиц, на которых мэрия введет обязательные ограничения скорости для всех сервисов. Сергей Беликов заверил, что компания всегда взаимодействовала с властями (в плане организации движения, благоустройства, безопасности) и готова продолжать диалог. К слову, в Саратове попробовали затронуть самую сложную его часть — о статусе самоката, но пока только в рамках действующего законодательства. В областном управлении ГИБДД пояснили, что транспортное средство, имеющее мощность от 250 Вт до 4 КВт, приравнивается к мопеду или скутеру, а значит может управляться тем, кто достиг 16-ти лет и имеет водительское удостоверение открытой категории М. И двигаться такие самокаты должны по проезжей части улицы, а не по тротуару. А поскольку рейды инспекторов показали, что прокатчики имеют самокаты мощностью от 350 Вт, то попросили бизнесменов информировать арендаторов о технических характеристиках каждого из прокатных средств передвижения. В ГИБДД предположили, что это может быть всплывающее окно в приложении, а если изменить единое программное обеспечение для нескольких регионов сложно, то это могут быть ярлыки на самокатах, специальные вывески или инструктажи.

"Чтобы все могли видеть эту информацию и чтобы прокатчики не подталкивали людей на совершение административного правонарушения. Незнание закона не освобождает от ответственности", - подчеркнули в областной автоинспекции.

К слову, самокат, который может развивать скорость больше 50 км в час, приравнивается к мотоциклу, но прокатчики уверяют, что такие транспортные средства сдают в аренду частные лица. На площадках сервисных сетей таких самокатов нет.

По той информации, которая доступна на данный момент, в Саратове продолжается работа над проектом соглашений. Значит, у бизнеса остается надежда, что обороты не рухнут в один миг, а у власти появляется возможность отчитаться о принятых мерах. Но о том, что проблема разумно и эффективно разрешена, может сказать только спокойная обстановка на тротуарах и обочинах дорог. Пережить бы нам сезон без трагичных происшествий с модным, удобным средством перемещения.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-06-23/8371.html