ФОКУС ГОРОДА 13:55, 08.07.2022

"Булки" с Кристиной Асмус. Заметки киномана

Простая и доверчивая девушка Таня (Кристина Асмус, "Текст", сериал "Интерны") живет в Подмосковье, которое почему-то выглядит не как настоящее Подмосковье, а как глубокая провинция, вроде… ну например, наших с вами родных просторов, только со старыми "газелями". Она печёт хлеб на работе и пирожки в свободное время, потому что искренне любит это дело. У неё свадьба на днях, но она не хочет пышных празднований, она хочет на Бали!

Жених старательно бросается словами из стереотипов о стартаперах, которые героиня также старательно не понимает. Но после свадьбы выясняется, что это такой местный аферист из Tinder. Он выманил у ее мамы деньги на Бали, но никакой тур не бронировал. Он купил себе айфон, и прямо в день бракосочетания пошёл пропивать оставшееся с дружками.

Героиня с горя тоже напивается, а потом обнаруживает себя на… Шри-Ланке. Без денег, багажа, телефона и паспорта. Но это не трагедия и не триллер, поэтому она не окажется в подпольном борделе. Она будет на тропическом острове печь булки.

Это фильм из серии "не ожидайте ничего особенного, и вы его не получите". Такие отечественные комедии делают недорого и без особого расчета на прибыль в кинотеатрах (хотя на нынешнем безрыбье их может ждать приятный сюрприз). Непритязательно в "Булках" примерно всё: стереотипные персонажи, плоские или устаревшие шутки, банальные сюжетные повороты, идеи и представления героев о мире, как будто они навечно застряли во "ВКонтакте" образца 2015 года. Можно это счесть за ориентацию на "простой народ" (тм), а можно за "и так схавают".

Очень заметно, что сценарий о приключениях тридцатилетней девушки писали двое мужчин и снимал тоже мужчина (Олег Асадулин, "Стендап под прикрытием", "Презумпция виновности"). Худший ночной кошмар женщины, путешествующей в одиночку, — оказаться без денег, телефона, документов и знания языка в стране, где тебе совершенно не к кому обратиться. Более уязвимое положение трудно придумать. Но в фильме вы ни разу не почувствуете, что главной героине грозит чудовищная опасность. Даже когда ее приютят три мужчины, которые живут в хижине на пляже и якобы развивают свою школу сёрфинга. В реальности для девушки с внешностью и телосложением старшеклассницы (а то и младше) это тоже огромный риск, но героиня о таком ни разу не задумывается. Это вписывается в ее паттерны поведения, но фильму совершенно не интересно, почему она такая.

Почему она воображаемая среднестатистическая россиянка, которая хочет замуж настолько сильно, что в упор не видит, что жених ей врет и вытягивает из неё деньги? Почему она игнорирует наблюдения якобы лучшей подруги? Почему у неё только одна подруга, не считая коллег с хлебокомбината сильно старше неё? Почему, когда она видит, что жених ее обманул, она пьяная бронирует тур, а не звонит им или маме? Которая в фильме присутствует, кажется, только затем, чтобы кушать лапшу, которую ей на уши вешает горе-зять. Где там папа, в конце концов? Всё это очень легко додумать, и за этим скрывается бездна отчаяния и беспросветности, но "Булкам" туда абсолютно не интересно заглядывать.

При том, что самая живая линия в картине — общение героини с внутренним критиком. Это она сама в пуховике, но с манерой общения карикатурной учительницы, которая объясняет свою жестокость и полное отсутствие эмпатии заботой о детях. В этом есть что-то от сериала "Настя, соберись!", и именно в этих отношениях с героиней происходит самое интересное.

Остальные состоят из клише романтических комедий двадцатилетней давности. Из трёх товарищей в шалаше всегда уважительно и по-доброму к героине относится один (Марк Богатырёв). Разумеется, с ним-то у неё никакой романтики не запланировано. Второй — весьма расистский стереотип об индусе в стиле "Теории большого взрыва" (Васант Балан): она ему по умолчанию нравится, но отношений он строить не умеет. А третий (Борис Дергачев) с самого начала ей хамит, ведёт себя по-свински и пытается ее выжить из шалаша. Хотя отлично знает, что ей некуда идти. Все хорошее он делает только что без присказки "На, подавись!", а при любом конфликте (где она первая и единственная извиняется) так несоразмерно реагирует, что можете даже не сомневаться — это и есть герой ее романа!

Финал тут, разумеется, счастливый (хотя и затянутый), но если создателям вдруг захочется сделать продолжение, история про развод, делёж детей и примирение под лозунгом "спасибо, что не бьет" пишется сама собой. Правда это ещё больше похоже на скрытую трагедию, чем "Булки".

Но пляжи на Шри-Ланке и правда очень красивые.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-07-08/8386.html