ФОКУС ГОРОДА 13:50, 09.09.2022

"Три тысячи лет желаний". Заметки киномана

Исследовательница мифов и историй, которые люди рассказывают друг другу (Тильда Суинтон, "Доктор Стрэндж", "Хроники Нарнии", "Французский вестник"), приезжает в Стамбул на конференцию. Ее предмет исследований - смысл мифов и легенд в современном мире, где наука ответила на многие вопросы. На базаре она покупает красивую стеклянную бутылочку в качестве сувенира. Как она вскоре выяснит, в ней сидел в заточении джинн (Идрис Эльба, "Тор", "Форсаж: Хоббс и Шоу", "Темная башня").

Как положено всем приличным джиннам, он хочет обрести свободу и готов выполнить три ее заветных желания. Но героиня - исследовательница нарративов, она знает, что в сказках такое хорошим не заканчивается. И вообще, ее вполне устраивает ее жизнь. Так что она отказывается желать, зато с удовольствием послушает рассказы о жизни джинна.

Фото: posletitrov.ru

Это история внутри истории внутри истории. Главная героиня рассказывает нам о том, что с ней, по ее словам, действительно случилось. Но чтобы нам было проще, она делает это в формате сказки. Когда в ее гостиничном номере материализуется джинн, они усаживаются рядышком в белых банных халатах, и он рассказывает ей три истории своего заключения. Первая - про царицу Савскую, вторая - про двор султана Сулеймана и его потомков, третья - про гениальную изобретательницу, о чьей гениальности никто не узнал, потому что она жила в исламской стране и была третьей женой какого-то купца. Кстати, во второй истории одного султана с жесточайшим ПТСР успокаивает историей непонятный старец, который рассказывает ему истории на русском (!).

Фото: kino-teatr.ru

В качестве основы для сценария Джордж Миллер выбрал рассказ Антонии Байетт "Джинн в бутылке из стекла "соловьиный глаз", и результат похож на ее стиль даже больше, чем на стиль Джорджа Мартина (который, разумеется, за долгую карьеру успел снять много всего, кроме "Безумного Макса"). От происходящего веет литературностью и сказками "Тысячи и одной ночи". Истории здесь переплетаются, перекликаются, взаимодействуют друг с другом. Получается эдакий сказочный восточный базар - рядом продают сокровища, ковры, еду, верблюдов, сидят шарлатаны, и не угадаешь, что тебя ждет в соседней лавке. Есть интересные моменты, есть дивной красоты сцены, есть трогательные детали, есть забавные, есть затянутые эпизоды, есть просто стерильно приятные на вид, есть странные и несуразные. Это всё собирается в единое целое идеей человеческих желаний и страстей, которым подвержены и джинны тоже. Главный герой, например, три раза оказывался заключенным в бутылке на века из-за своих чувств к женщинам.

Фото: kino.tricolor.tv

Картину можно смотреть, как нечто философское и найти в ней множество смыслов. А можно как роскошную сказку для взрослых с двумя великолепными актерами в главных ролях. Тильда Суинтон вписывается куда угодно, хоть в Marvel, хоть в арт-хаус, и всегда выглядит убедительно. Идрис Эльба – идеальный кастинг на роль джинна. Только "настоящего" из восточных сказок, а не из диснеевского мультика и не старика Хоттабыча.

При этом в основе своей "Три тысячи лет желаний" - просто долгий разговор двух взрослых людей, за который они оба немножко меняют друг друга. Он одновременно очень камерный - большую часть времени главные герои сидят в одном номере отеля, и "просторный" - повествование свободно перемещается по трем тысячелетиям и по просторам Северной Африки и Ближнего Востока. Фильм периодически страдает от неровного ритма, и вставные истории не всегда затягивают, но если вам нравятся сказки для взрослых или, скажем, "Выживут только любовники", вам стоит приглядеться и к этой истории.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-09-09/8433.html