ФОКУС ГОРОДА 11:28, 20.09.2022

"Прощание с Матерой" и с ТЮЗом. Георгий Цнобиладзе поставил последний взрослый спектакль в саратовском театре

В центре сюжета  - судьба деревни Матера, расположенной на одноименном острове на Ангаре. Из-за строительства Братской ГЭС власти решили деревню затопить, а всех жителей переселить в город. Живут в Матере преимущественно старики — Дарья (Тамара Цихан), Настасья (Светлана Лаврентьева), Богодул (Владимир Конев), Катерина (Татьяна Лукина), Сима (Тамара Лыкова). Казалось бы, газовая плита куда удобнее, чем печь с дровами, а ванная выигрывает у бани, но деревенские потешаются над городским бытом, переживают, что не смогут к нему привыкнуть и воспринимают скорый отъезд как предательство. Материнская молодежь, Клавка (Жанна Волошина), Андрей (Руслан Дивлятшин) и Петруха (Владимир Егоров), верит, что в городе их ждет лучшая жизнь и куда проще относится к расставанию с малой Родиной.

Валентин Распутин говорил, что душа не может быть необитаемой, и пытался "заселить" души своих современников самыми положительными чувствами. Его творчество называли подвижническим и светоносным, а самого автора — мистическим. Точно таким же, очень светлым и немного мистическим вышел и спектакль ТЮЗа. Матера будто живое существо для своих обитателей. Иначе, как объяснить тот факт, что прощаются они с ней с таким почетом и скорбью? Например, приходят всей гурьбой на покос травы. Деревню затопят, это совсем не обязательно, но, нет, верный своей земле народ предпочитает прибрать ее напоследок. Начисто вымыть свою избу, обложить ее ароматной хвоей и даже побелить дом, словно накануне праздника, хочет и Дарья. Завтра жилище придут сносить, и эту бессмысленную работу любой посчитал бы глупостью, но для Дарьи она равна катарсису. Так ей проще принять неизбежное, проще осознать то, что Матера скоро будет стерта с лица земли и даже кладбище с могилами родственников погрузится под воду.

Фото Михаила Гаврюшова

По случайному стечению обстоятельств за неделю до премьеры в ТЮЗе в Саратове побывали на гастролях артисты иркутского драматического театра имени Охлопкого. На сцене нашего драмтеатра они показали несколько спектаклей, в том числе и "Прощание с Матерой". Иркутяне при подготовке этого спектакля нашли живых очевидцев затопления деревень на Ангаре. Ведь Валентин Распутин по сути описывал один из эпизодов жизни своей родной деревни — прототипом Матеры считают поселок Горный Куй, затопленный в результате строительства Братской ГЭС. Таких "приговоренных" деревень и поселков было много, из них переселили в итоге почти 70 тысяч человек. Бабушки и дедушки в разговорах с режиссером и актерами пускались в тяжелые воспоминания, насыщая мастеров необходимыми эмоциями и красками. В итоге те, кому удалось побывать и на иркутском спектакле, и на тюзовском сошлись во мнении, что первым удалось добиться удивительной аутентичности — было ощущение, что на сцене обычные сибирские старики, а не профессиональные актеры. Зато тюзовцы показали, что такое настоящий русский психологический театр, где содержание важнее формы, а режиссеру не стыдно раствориться в актере.

Фото Михаила Гаврюшова

Георгий Цнобиладзе действительно сделал все, чтобы подсветить каждого из героев, тем более, что ему досталось великолепная "старая гвардия" театра. И если у Распутина, и у иркутского театра в центре повествования Дарья, то у Цнобиладзе нельзя никого выделить, уделено внимание каждому из народных и заслуженных артистов. В помощь здесь лаконичная сценография художника Александра Храмцова и выверенная для миллиметра магия света от Максима Шлыкова. Сбивает с толку разве что авторская речь, которую артисты произносят сами. Каждый раз приходится включаться и перенастраиваться с нее на диалоги и обратно. Но спектакль не обкатан, и у артистов еще будет возможность попробовать решить эту проблему, например, с помощью более четких пауз и интонаций.

Возвращаясь к игре артистов, невозможно не остановиться на потрясающей Светлане Лаврентьевой, которая явно переживает очередной пик творчества. Вдова легенды ТЮЗа Юрия Ошерова на протяжении нескольких лет после смерти мужа редко показывалась на сцене. Затем народная артистка России скромно появилась в премьере "Мы - на острове Сальткрока" , зажгла в "Я, бабушка, Илико и Илларион" , и вот, наконец, украсила собой "Матеру". Светлана Васильевна моментально меняет эмоции, успевает проживать каждую из них, заставляет зрителей следить за ней, затаив дыхание. Настоящая актриса, с такой же большой душой, как и ее талант.

Фото Михаила Гаврюшова

В октябре от Цнобиладзе ждут еще одну премьеру, на сей раз детскую — на Большой сцене ТЮЗа студия Табакова покажет "Маугли". Этот спектакль уже точно станет последним для питерского мастера в нашем городе. Стоит надеяться, что через какое-то время он вернется сюда в качестве хотя бы приглашенного режиссера. Правда, захочет ли он этого после всего пережитого в Саратове, еще не известно. Зато точно ясно, что "Прощание с Матерой" надолго задержится в тюзовском репертуаре. Да, это не про увеселительный поход в театр, где много смеешься, успеваешь поглядывать в телефон и ждешь антракта с буфетом. Но ведь душа обязана трудиться, особенно, если она все-таки обитаема.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-09-20/8437.html