ФОКУС ГОРОДА 16:50, 30.09.2022

Великолепная пятерка в ирландском захолустье. Драма открыла новый сезон бродвейским хитом

Вообще "Танцы" в драмтеатре имени Слонова рождались долго и в муках. Появиться они должны были еще в прошлом сезоне, и худрук Григорий Аредаков даже анонсировал имя режиссера. За постановку готов был взяться ученик Леонида Хейфеца и Виктора Рыжакова Никита Бетехтин. Но потом что-то пошло не так, начало репетиций все время откладывалось, а в мае молодой тюменский мастер и вовсе принял решение уехать в эмиграцию. Правда, еще до этого драме удалось договориться с Юлианой Лайковой. Выпускница курса Дмитрия Крымова - это режиссер-оркестр, ведь она в состоянии одинаково хорошо выполнить, как постановку самой пьесы, так и обеспечить ее художественное оформление. В случае с работой, где сразу все пошло не по плану, такая универсальность театру была на руку.

Творение Брайана Фрила рассчитано на блестящий ансамбль актрис. А как иначе, если в пьесе сразу пять героинь и все они главные. Сюжет "Танцев на праздник урожая" строится вокруг воспоминаний Майкла (Александр Островной), который провел свое детство в начале 1930-х в ирландском захолустье с матерью и четырьмя ее сестрами. В доме верховодит старшая из сестер Кейт (Зоя Юдина). Она, честь и совесть семьи, порой так достает нравоучениями сестер, что они все чаще вспоминают детское прозвище Кейт - Гусыня. Еще есть Мегги (Татьяна Родионова) — душа компании, немного взбалмошная, невероятно оптимистичная, смело смотрящая судьбе в лицо. Она одна умеет и хочет играть с маленьким Майком, любит загадывать ему загадки, а еще обладает поразительным умением накормить всю семью, когда готовить почти не из чего.

Фото театра драмы

Вся семья живет на скромную учительскую зарплату Кейт, но кое-какие деньги перепадают от продажи перчаток, которые вяжут Роуз (Александра Коваленко) и Агнес (Дарья Родимова). Они обе — бунтарки, только Агнес бунтует по-тихому, прилежно обстирывая и обслуживая домочадцев, а Роуз бегает на свидания к женатому мужчине. Чопорная католичка Кейт от этого в шоке, она читает Роуз нотации и требует от нее отчета о действиях. Сестры часто ссорятся, и младшая называет старшую "слишком правильной сучкой". На фоне остальных Крис (Екатерина Ледяева) будто полупрозрачная невесомая бабочка. Она порхает по жизни легко и романтично, почти никогда не грустит и не злится. Да, воспитывает сына одна, но отец у него все-таки есть, пусть и не по-книжному героический.

В "Танцах" вообще с мужскими персонажами как-то не задалось. Первый — это как раз отец Майкла Джерри (Александр Фильянов), обычный деревенский простачок, не лишенный, впрочем, авантюрных ноток. Джерри не женился на Крис, оставил ее с сыном, не помогает растить его, и только обещает привести мальчику велосипед. Но как загораются глаза Крис каждый раз, как он приезжает! Этих встреч ждет не только она, но и все сестры, потому что это что-то вроде сериала, где принято обсуждать главных героев и представлять, как на их месте поступил бы ты.

Второй мужчина — старший брат сестер, священник Джек (Виктор Мамонов). Он 20 лет прожил миссионером в Африке, и был выписан на Родину умирать. Джек в основном спит, а когда просыпается, то путает сестер по именам, не помнит некоторые английские слова и зовет их всех погостить в той самой африканской деревушке.

Фото театра драмы

Безработица, гражданская война в Испании, Европа в тревожном ожидании … Все это гнетет обитательниц славного ирландского дома, но они живут в ожидании традиционного праздника — танцев по случаю сбора урожая. Но праздник этот когда еще будет, а танцевать, пусть даже в психотерапевтических целях, можно хоть каждый день. Это и делают сестры, вдруг ни с того, ни с сего, пустившись в пляс. И так им после этого хорошо, и вроде бы даже хочется жить, и вера в светлое будущее становится крепче, и даже застегнутая на все пуговицы Кейт дает волю своим скрытым бесам! Но случится это только однажды, а потом снова тоска, безысходность и 5 женщин, делающих вид, что они вполне счастливы вместе, и глубоко несчастные по одиночке. Ощущение того, что эта семейная история вот-вот сгинет в пучине истории усиливает сценография, где дальний край сцены поднят, а внизу будто пропасть в тумане.

Фото театра драмы

Премьера идет 2,5 часа без антракта. Высидеть их непросто, но потрясающие образы, в первую очередь женские, того стоят. Интересно, как Юлианна Лайкова выбирала актрис на роли, но каждой из них удивительно подходит то, что она играет. Да, Зоя Юдина действительно это холодная Снежная Королева, и Кейт будто писалась под нее. Татьяна Родионова такая же яркая, веселая и неусидчивая, как Маргарет, Дарья Родимова — уютная и надежная, как Агнес, а Екатерина Ледяева — романтичная и трогательная, словно Крис. Вот, кто раскрылся по-новому в "Танцах", так это Александра Коваленко. Ее режиссеры, причем, что мужчины, что женщины, видят прежде всего роковой красоткой и всячески стремятся, если не раздеть на сцене, но обтянуть платьем потуже и поставить на каблуки. Здесь же оказалось, что у Коваленко на самом деле куда больше красок, и она убедительна даже в сапогах на плоском ходу и в обычном платье в пол, хотя фирменный смех с повизгиванием нет-нет да и выдает ту самую секси-Александру.

"Танцы на праздник урожая" не получились легкой прогулкой, но такова уж сама пьеса Брайана Фрила. Она о семейных узах, бытовой рутине, надежде и разочарованиях. Финал, впрочем, остается открытым, и каждый найдет для себя что-то свое: пессимист — неотвратимость конца, оптимист — веру в самое светлое.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-09-30/8449.html