ФОКУС ГОРОДА 10:28, 05.10.2022

Поднять лежачего. Новая процедура получения инвалидности приводит саратовцев в недоумение

"С ума они там что ли сошли!"

Те самые нововведения, которые должны были совершить революцию в процедуре оформления инвалидности, были презентованы широкой общественности заместителем министра труда РФ Алексеем Вовченко на горячей линии "Российской газеты". Гость рассказал о новом порядке признания гражданина инвалидом, и журналисты подытожили: теперь получить группу можно даже не выходя из дома.

Те, кому предстояло оформить или переоформить инвалидность, вдохновились позитивной новостью и не ожидали никакого подвоха. Из прямой речи чиновника следовало, что с 1 июля этого года законодательство устанавливает право выбора между очной и заочной формой процедуры освидетельствования. И эта новая заочная форма назначения инвалидности не требует участия заявителя — степень нарушения здоровья устанавливается по результатам медицинских обследований. Отсюда и возник слоган — группа инвалидности не выходя из дома.

На деле же оказалось все наоборот. Процедура оформления инвалидности в связи с изменениями в нормативных актах подняла с кровати даже лежачих тяжелобольных.

Марина уже два с половиной месяца пытается переоформить инвалидность для своей мамы, которая два года назад перенесла обширный инсульт. Опыт первичного освидетельствования (сразу после сосудистой катастрофы) не обещал большой суеты. Два года назад на дом по очереди приезжали четыре специалиста — терапевт, хирург, невролог, психиатр и медсестра с прибором для снятия ЭКГ. Освидетельствование тогда проходило заочно в связи с пандемией коронавируса.

В нынешнем же июле в поликлинике ошарашили списком обследований и специалистов, осмотр которых надо пройти. Больная в возрасте 82-х лет, которая не ходит, не говорит и не понимает речь, должна пройти МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головы и шеи, сделать ЭКГ, сдать анализы крови и мочи, в том числе биохимические и коагулограмму, пройти осмотр у терапевта, хирурга, кардиолога, уролога, отоларинголога, офтальмолога, психиатра, психолога, невролога.

После этого в семье начались подсчеты сметы на подготовку к переосвидетельствованию. В поликлинике можно сделать УЗИ в рамках ОМС, но услуга по перевозке лежачих больных по одному адресу стоит 4 тысячи рублей. Чтобы сделать МРТ, надо обращаться в коммерческую клинику, это стоит почти 3,5 тысячи и еще 1,5 тысячи надо заплатить перевозчикам за дополнительный адрес, если организовать оба обследования в один день.

Хирург, невролог, терапевт обещали прийти из поликлиники, кардиолог тоже вроде обещала сделать заключение по документам, но офтальмолога в районном учреждении нет в принципе, значит, и этот осмотр будет платным. Чтобы не мучить человека, который уже еле лежит, можно пригласить врача на дом, но тогда ценник на прием возрастает с 1 до 3,5 тысячи, да и не очень охотно офтальмологи из платных клиник соглашаются приезжать по вызову. Отдельная поездка в кабинет к офтальмологу и вовсе выйдет в 5 тысяч. Самый экономный вариант подготовки (все обследования и специалисты в один день) выходил в 10 тысяч. Для сравнения, ежемесячная денежная выплата инвалиду I группы в этом году составляет 4 430 рублей 70 копеек.

Собеседница СарБК рассказала, что врач поликлиники на слова о том, что перевозить лежачего тяжелобольного сложно, дорого и негуманно, ответила: "Не будет обследования, не будет и инвалидности". Затем Марина среди печальных расчетов и сомнений в том, что лежачему больному необходимо доказывать свою обездвиженность с помощью МРТ, позвонила в районное бюро медико-социальной экспертизы. Специалист выслушал вопрос, поинтересовался тем, кто выдал такой список обследований и тихо, но в сердцах, произнес: "С ума они там что ли сошли!"

Не первое и не последнее

Итак, что же произошло и какие именно изменения были внесены в законодательство об оформлении инвалидности?

Вообще в последнее время отдельные детали процедуры освидетельствования менялись довольно часто. Так, в 2020 году из-за пандемии коронавируса был введен временный порядок признания лица инвалидом, после этого ранее установленная инвалидность продлевалась автоматически, а первичное освидетельствование проводилось исключительно в заочной форме. На сегодняшний день этот порядок уже отменен.

В июне 2021 года совместным приказом Минтруда и Минздрава был утвержден новый перечень обследований с учетом того или иного заболевания. Эксперты рассказывают, что он долго обсуждался, менялся и был призван обеспечить максимальную объективность экспертной оценки (список обследований вырос в 2,5 раза). Ну, а с июля этого года был введен новый порядок оформления инвалидности. Тот самый, который обозреватели назвали революционным. Впрочем, в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области считают, что "концептуально новый порядок не сильно отличается от предыдущих правил". Заместитель директора по экспертной работе Ольга Кузина рассказала, что решение о направлении на медико-социальную экспертизу по-прежнему принимаются в медицинской организации, а самостоятельно обратиться за освидетельствованием в бюро теперь нельзя. Не принимаются направления и от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, соцзащиту. Если медицинская организация отказывается направлять документы на оформление инвалидности, то пациент вправе обжаловать это решение.

Еще одно изменение касается формата проведения экспертной оценки. Новый порядок устанавливает очную (с присутствием человека) и заочную форму освидетельствования (без осмотров, только на основании собранных медицинской организацией документов). Впрочем, новой эту форму назвать нельзя, бюро так работали в разгар пандемии, тогда был освоен и электронный вид направлений (сейчас 95% направлений поступают в бюро в форме электронного документа). Но теперь гражданин может выбирать — быть или не быть, то есть присутствовать или не присутствовать на экспертизе.

Выходит, что новый перечень необходимых обследований выверен до миллиметра (он может показаться избыточным, но полностью отвечает требованиям объективной оценки), и новый порядок, кажется, способен избавить от лишней суеты (после признания инвалидности теперь не надо даже ходить в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, все данные передаются автоматически). Но почему вся подготовительная часть для заявителей выглядит так, будто к законодательству приложило руку лобби частной медицины, а обследования становятся испытанием для инвалидов и их родственников?

Кажется, что разработчики нововведений не выглядывали из окна своего кабинета или имели в виду оборудование столичных поликлиник. Но в провинциальных рядовых медучреждениях по месту жительства не делают МРТ, КТ и прочие дорогостоящие процедуры, а фактический набор специалистов сильно отличается от идеального штатного расписания. Авторы изменений разве не слышали о проблеме дефицита врачей? Исключительно грамотный, исчерпывающий новый перечень обследований, который вроде призван обеспечить максимально объективную оценку, совершенно оторван от жизни. А в итоге эту объективность обеспечивают сами инвалиды за счет собственных средств.

В саратовском отделении всероссийского общества глухих рассказали: "Раньше очень точно определять степень потери слуха не заставляли. А теперь очень требовательно относятся к этому вопросу. Сами понимаете, платить деньги, если человек хотя бы чуть-чуть слышит или притворяется глухим, как они так считают... В результате обязали проходить серьезное исследование, которое независимо от поведения определяет состояние здоровья пациента. Человека практически погружают в сон на два часа. Стоимость такой процедуры — восемь с половиной тысяч рублей. Они делают скидку по ОМС, но человеку все равно надо заплатить две с половиной тысячи рублей. Ну, а другие обследования мы делаем редко и только в том случае, если есть сопутствующие заболевания".

Председатель саратовской областной организации Всероссийского общества инвалидов Александр Низовцев дает свой ответ на вопрос о дороговизне и избыточности перечня обследований: "Ситуация действительно, стала неординарной из-за того, что вся ответственность за подачу документов в бюро медико-социальной экспертизы лежит на медиках. Она и раньше в основном на них лежала. Дело в том, что может быть возврат документов на дополнительное обследование и они так перестраховываются от этого, вводят обследования, которые не всегда нужны. Но я считаю, что все процедуры должны проводиться в рамках ОМС, а когда больной лежачий, то на дому. Бывает, что человеку и дают возможность бесплатно пройти обследование, но, например, через 2 месяца. Поэтому люди, чтобы соблюсти сроки, разворачиваются и идут в платную клинику. А в отдаленных районах коммерческих клиник вообще нет, поэтому приходится ездить на многочисленные обследования".

Председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации онкологических пациентов Наталья Биюн рассказала: "У наших подопечных диагноз понятен. Поэтому никаких серьезных проблем с оформлением инвалидности не возникает. Если первая группа инвалидности по онкозаболеванию, что же обследовать человека? Надо другого уже ждать. Обследуй, не обследуй… Но к нашим лежачим больным врачи выезжают на дом".

Собеседница СарБК рассказала, что много жалоб в связи с освидетельствованием поступало лет пять назад. Больные жаловались, что им отказывают в направлении на медико-социальную экспертизу, назначают группу инвалидности ниже предполагаемой, не прописывают те меры реабилитации, которые нужны, жаловались на большие очереди на освидетельствование. "Но мы нашли общий язык со специалистами бюро, и они нам идут навстречу", - заверила Наталья Биюн.

В Саратовской общественной организации инвалидов-чернобыльцев "Саратовский правозащитный центр "Солидарность" ответили, что члены общества не испытали трудностей по переоформлению группы по новым правилам, потому что имеют бессрочные свидетельства, но изменениями не удивлены: "Это не первое и не последнее изменение законодательства, связанного с инвалидностью и назначением пенсий и пособий по инвалидности. Государство целенаправленно освобождает себя от обязанности заботиться о лицах, которые социально неполноценны и с трудом адаптируются. Существует цель — перекладывать обязанности о поддержке этих людей с государства на семью".

Фото СарБК

"Бывает, что и осмотра достаточно"

По мнению Александра Низовцева, причина сложностей с освидетельствованием заключается и в неосведомленности заявителей о деталях новых правил и о своих правах. Сотрудники бюро проводят разъяснительную работу, но консультации требуются чуть ли не каждому претенденту на группу инвалидности.

Важно знать, что существует общий перечень рекомендуемых обследований, но объем процедур и осмотров в каждом конкретном случае определяет лечащий врач. Ему надо задавать все возникающие вопросы, в том числе о том, зачем мучить лежачего тяжелобольного МРТ, КТ и УЗИ при очевидных проблемах со здоровьем.

"Бывает и так, что клинического осмотра достаточно. Если пациент перенес инсульт, там плегия, то есть полное отсутствие движений конечностей, и это, наверное, сопровождается какими-то интеллектуальными, речевыми нарушениями. Задача медорганизации заключается в том, чтобы подробно описать неврологический статус, мышечную силу. Да, конечно, осмотр офтальмолога, наверное, подтвердит гипертоническую ангиопатию, ретинопатию, если это сахарный диабет, ее стадию, но основополагающим, влияющим на принятие решения является двигательный дефицит неврологический", - рассуждает Ольга Кузина.

Директор Центра адаптации и реабилитации инвалидов Екатерина Пяткина также рекомендует всякий раз уточнять и сомневаться: «"Что значит, врач велел сделать обследования? У нас существует система ОМС. Есть понятие плановых реабилитаций, плановых обследований. Можно в какое-то лечебное учреждение, наверное, госпитализироваться и в рамках планового обследования пройти какой-то комплекс. Если вопрос не удается решить с главным врачом, надо подойти к руководителю. В конце концов, есть комитет здравоохранения, минздрав".

Замминистра труда РФ Алексей Вовченко, действительно, обещал читателям "РГ", что лежачие больные будут направляться на обследование в стационар. Но надо ли говорить, что поликлиники вовсе не раздают такие предложения.

В областном бюро МСЭ также напомнили, что заявитель имеет право отказаться от предложенного ему перечня обследований (N323-ФЗ). "Но, с другой стороны, надо понимать, что отказываясь от того или иного вида предложенного обследования и выбирая заочный формат, заявитель в какой-то мере берет риски необъективного экспертного решения на себя. Ведь вынести объективное решение можно, базируясь на личном осмотре и результатах обследований. Медицинская организация фиксирует отказ пациента и принимает решение о том, направлять его на медико-социальную экспертизу или отказать", - замечает Ольга Кузина.

Можно также отказаться и от предложенного дополнительного обследования. Такую возможность дает новый порядок оформления инвалидности, вступивший в силу в июле. "Пациент должен в письменном виде выразить свое согласие с этой программой или несогласие. Но он может даже не оформлять отказ. Новые правила говорят, что по истечении трех дней, если мы не получаем либо отказа, либо согласия на дополнительные обследования, мы имеем право вынести решение по поступившим в наш адрес данным", - предупредили в бюро МСЭ.

К слову, о выборе формата освидетельствования. Александр Низовцев подтверждает, что врачи в поликлиниках порой не дают сделать выбор, по какой-то причине назначают тот или иной формат: "Наши медики должны спросить о том, какую форму вы хотите, очную или заочную. Человек, который оформляет группу, имеет право по закону делать выбор. Он должен по правилам и заявление соответствующее написать".

Стоит помнить, что выводы медико-социальной экспертизы можно обжаловать. Сначала в областном бюро, а затем в федеральном.

Ольга Кузина обратила внимание, что новый порядок, как и старый, позволяет обновить средства реабилитации при изменении антропометрических показателей (особенно актуально для детей, которые растут) без повторного прохождения процедуры оформления инвалидности. Достаточно прийти в бюро и написать соответствующее заявление.

К слову, законодательство предусматривает дальнейшее изменение порядка назначения группы. Так, с июня следующего года появится возможность проводить свидетельствование дистанционно (документы могут поступить в любое бюро страны), а с 2024 года — без доступа к персональным данным. Все это делается для исключения злоупотреблений, связанных с получением инвалидности.

Между тем, инвалиды говорят о многочисленных нерешенных проблемах - о низком качестве предоставляемых Фондом социального страхования средств реабилитации, отсутствии необходимых моделей (например, глюкометр с голосовым сопровождением), об условиях использования сертификата для самостоятельной покупки средств (возвращается размер закупочной цены).

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-10-05/8451.html