ФОКУС ГОРОДА 10:49, 07.10.2022

"Блондинка" – воображаемая биография Мэрилин Монро. Заметки киномана

Маленькая Норма Джин живет с матерью с серьезным психическим расстройством. Она рассказывает дочке нечто странное про отца, которого в ее жизни никогда не было, а через какое-то время пытается убить. Дальше девочка попадает в приют, и с ней случается много всего нехорошего. Но этот период режиссера не волнует. Он сразу перескакивает в начало ее карьеры, когда появилась Мэрилин Монро (Ана де Армас, "Не время умирать", "Достать ножи", "Бегущий по лезвию 2049"). А дальше вам показывают не тернистый путь чувствительной и начитанной женщины, которую все считают идиоткой. И не ее актерские таланты или даже отсутствие таковых. Вам вроде как пытаются показать жестокую киноиндустрию, где с женщиной всякое может случиться. Но сценарий на две минуты не может отвлечься от тоски Нормы Джин по отцу и нерожденным детям и от ее романов. А романы один другого мрачнее, так что самыми счастливыми отношениями оказывается полиаморные с сыном Чаплина и его другом в начале карьеры.

film.ru

В итоге мы имеем почти трехчасовой марафон страданий. Норма-Мэрилин получает от судьбы удар за ударом, ей все хуже и хуже, она страдает все больше и больше, и закончится все трагично. (Это триггер-ворнинг! Если вы не знаете, как кончилась жизнь Мэрилин Монро, погуглите, прежде, чем смотреть). Правдоподобно? Кто знает. Интересно ли на это смотреть? Не слишком.

Что это было и зачем? По иронии, это была попытка прокомментировать эксплуатацию образа Мэрилин Монро. Мол, бедная женщина с тяжелой судьбой, все-то в ней видели только красивое тело, а не человека! Но фильм сам увлекается воссозданием кадров, где она – секс-символ, а не живое существо. Плюс он не содержит больше никакой мысли, кроме "у Мэрилин была тяжелая судьба". Не у женщин в Голливуде в 50-е, не у женщин вообще, и не "слава убивает людей с неустойчивой психикой". То есть, сама картина паразитирует на образе Мэрилин Монро. Этот образ даже в интерпретации Аны де Армас – единственное, что удержит вас у экрана столько времени.

film.ru

Интерпретация, кстати, отличная. Актриса идеально вписывается в отрывки из фильмов Мэрилин. В нужных моментах сияет, в других умирает внутри. Вы видите всю чувствительность, ранимость, уязвимость и беспомощность. Ещё бы Ане де Армас дали чередовать потерянное выражение лица с тем, что демонстрирует сообразительность, силу и хоть какой-то напор. Потому что симпатичных блондинок в Голливуде 50-х было пруд пруди, но Мэрилин Монро стала именно она. А после трех часов ее бесконечных страданий не очень понятно, почему. Она тут – жертва, с которой всё просто случается. Без усилий с ее стороны! Хотя минимальных знаний о Голливуде тех времен хватит, чтобы понять, что это так не работало.

film.ru

Тогда почему Мэрилин? Уж явно не потому, что каждый следующий ее мужчина был менее подходящим. И не из-за часто повторяющихся сцен с зародышами в ее матке. Это, кстати, лютый криндж, как выражаются в интернетах.

Разговоры(!) с нерожденными младенцами, видимо, призваны отражать внутреннее состояние звезды, которая хотела быть обычной женщиной с детишками и нормальным мужем. Но снято так, что попахивает пролайферством и уже во второй раз вызывает недоумение. А таких эпизодов с десяток! А есть ещё сцены, где камера залазит ей буквально между ног. Если это попытка показать, что эксплуатация женских тел – это нехорошо, она не удалась.

При этом "Блондинка" выглядит как самый что ни на есть арт-хаус. Тут и сочетание черно-белых кадров с цветными (потому что Монро играла и в черно-белых, и в цветных картинах). И разнообразные форматы кадра. И заунывный саундтрек, который, кстати, очень подходит к сюжету. И рваное повествование. Словом, режиссер Эндрю Доминик ("Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса") старался из всех сил, и вышло правда красиво. Но лучше бы он позвал второго сценариста. Или сценаристку, которая подсказала бы ему, что у супер-успешных актрис есть мысли, дела и заботы вне контекста потерянных отцов, нерожденных детей и сексуальных партнеров.

Чем тратить три часа на тоску и уныние, лучше посмотрите фильм с настоящей Мэрилин Монро. Вам больше будет о ней понятно.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-10-07/8453.html