ФОКУС ГОРОДА 12:56, 14.10.2022

Мобилизация победит дискриминацию. Рынок труда интересуют женщины и кадры 50+

Большая проблема работодателей

Российский рынок труда в последнее время, кажется, только и отбивает удары. В разгар пандемии ему пришлось пережить локдаун и, как следствие, закрытие проектов, переход из одной профессии в другую. В нынешнем феврале — вновь сокращение ценных трудовых ресурсов, особенно в сфере IT (отъезд несогласных с решением о начале СВО), действие антироссийских санкций.

Сегодня мы имеем довольно низкий уровень безработицы (в том числе по причине разного рода потерь кадрового потенциала), но не можем не учитывать безработицу потенциальную, на которую указывают сокращенный рабочий день, простои производств. К тревожным сигналам относится и общее сокращение вакансий в стране на 20% (данные ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России, опубликованные "РГ").

Александра Подрезова из российского кадрового агентства "Аналитик-Центр" связывает это с объявлением частичной мобилизации. В комментарии СарБК она уточнила: "Если сравнивать с февралем, то число заказов по поиску и подбору персонала сегодня уменьшилось. Работодатели в основном ориентированы на поиск жизненно необходимых сотрудников, которые закрывают первичную потребность производственных процессов. А подбор кандидатов для расширения, создания новых направлений, развития компаний по большей части остановлен. Компании закрывают лишь текущую потребность, потому что не знают, что им ожидать в будущем".

В Саратовской области, по данным сервиса HeadHunter, падение спроса на персонал произошло сфере "Юриспруденция" (здесь в сентябре было открыто на 44,7% меньше вакансий), в категории "Закупки" (-34%), в разделе "Управление персоналом" (-26,6%), "Бухгалтерия, управленческий учет" (-19%), "Наука, образование" (-8,7%), "Туризм, гостиницы, рестораны" (-6,9%), "Производство" (-3,1%), "Добыча сырья" (-2,2%), "Транспорт, логистика" (-1,7%).

И еще один острый момент сегодняшнего дня — это очередное сокращение актуальной численности кадрового состава. В рамках частичной мобилизации свои рабочие места временно покинут 300 тысяч жителей страны. Рынок оставили и потенциальные призывники к участию в СВО, кто не захотел стать мобилизованным и покинул страну. Профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов говорил в интервью "РГ" о 500 тысячах человек. Но стоит учитывать, что часть этих людей воспользовалась возможностью удаленного режима работы. Они при отъезде не поменяли свой статус и никак не повлияли на статистику, эти специалисты переместились за границу, но остались на рынке. Впрочем, потерю даже части уехавших молодых людей на рынке труда называют большой проблемой работодателей. В Финансовом университете считают, что уже буквально в следующем году это может стать серьезным ограничением для экономического роста страны.

Фото СарБК

Женщины варят… металл

Директор кадрового агентства "ЭкоСтатус" Анна Саратовская рассказала, что сразу после объявления частичной мобилизации работодатели пришли "в оцепенение, особенно в тех компаниях, где недавно успели провести оптимизацию". Затем "работодатели взяли паузу и пару недель рынок висел в ожидании".

Александра Подрезова замечает, что компании получили достаточный опыт во время предыдущих кризисных периодов, поэтому были готовы адаптироваться к очередным изменениям. Генеральный директор саратовской компании HR Прагмат Вячеслав Титов также считает, что в панику на рынке труда никто не впал: "Изменения какие-то есть, на них тактически реагируем. Выбыли несколько сотрудников, пытаемся брать новых, смены открываем, переводим часть оплаты, нагрузку увеличиваем на тех, кто остался. Для них это плюс, больше денег заработают. Выживают, кто как может".

По словам главного эксперта hh.ru по рынку труда Натальи Даниной, работодателям пришлось перестраивать работу HR-отделов: "Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить определенные мероприятия в рамках мобилизационной подготовки, в том числе вести воинский учет граждан по месту их работы или учебы. Некоторые компании в связи с этим даже открывают дополнительные вакансии для специалистов по мобилизационной работе".

Директор саратовского кадрового агентства SGA Consulting Group Александра Кроткова рассказывает, что после объявления частичной мобилизации поменялся запрос работодателей: "Все понимают, что сейчас нельзя делать ставку на мужчин призывного возраста. Поэтому предпочитают тех, кто не годен к военной службе, хотя раньше было наоборот. Вроде годен, значит, здоров. А сейчас не годен, значит, у работодателей есть какая-то гарантия, что человека не призовут и он не уйдет. Портрет кандидатов изменился. Сейчас стараются рассматривать женщин, любых, даже в возрасте 50 плюс. У нас уже есть пример о женщине-сварщице. Конечно, она давно овладела профессией, но была не востребована. А сейчас легко трудоустроилась".

В "Аналитик центр" тоже приводят подобный пример: "У нас сорвалось два оффера по тем кандидатам, которые соответствовали критериям, но попали под мобилизацию. При этом мы продолжаем поиск. Работодатель стал более гибко относиться к этому вопросу. Так, на эти должности теперь рассматриваются девушки".

Эксперты рынка уточняют, что специалисты женского пола уже занимают нишу промышленных продаж, где раньше хотели видеть только мужчин, поскольку речь шла о сложном технологическом оборудовании. Меняется запрос и на инженерно-технический персонал — женщин принимают на позиции инженера ПТО. Охотно берут девушек на место наладчика станков с ЧПУ.

"Там, где не требуется крепкий физический труд, женщины точно смогут занять ниши. Но я не исключаю такую вероятность, что рабочие специальности тоже начнут смотреть в эту сторону", - рассуждает Александра Кроткова.

До сегодняшнего дня о женщинах рабочих профессий, которые было принято считать мужскими, в современной России рассказывали накануне 8-го марта как о чем-то очень редком и необычном. Например, в Омске наравне с мужчинами работает женщина-токарь, в Мичуринске есть целая династия токарных мастериц. А несколько лет назад девушка-токарь стала лучшей на российском чемпионате открытых профессий (владеет "аналоговым" и цифровым станком).

Александр Сафонов ожидает притока женщин в сферу здравоохранения, а именно в те специализации, в которых раньше традиционно лидировали мужчины: хирургию, нейрохирургию, травматологию. А также в сферу финансов. Вероятно, в ближайшее время больше женщин будет привлекаться к аналитической работе.

Фото СарБК

В hh.ru предполагают, что на фоне обострения дефицита кадров работодатели могут стать более лояльны не только к соискателям женского пола, но и к специалистам старшей возрастной категории. К слову, сегодня доля населения старше 50 лет в России составляет 36% (каждый третий житель страны). За последние 20 лет она выросла на 7%.

В "ЭкоСтатусе" уже видят изменение взглядов работодателей, которые раньше делали выбор в сторону более молодых сотрудников. "Теперь они высказывают готовность рассматривать, например, мужчин более зрелого возраста. И у этого момента есть положительный эффект — на рынке труда станет меньше дискриминации по возрасту, возрастным кандидатам будет легче находить работу", — говорит Анна Саратовская.

При этом в "Аналитик Центре" пока не заметили роста спроса на тех, кому за 50 лет. "Мы не видим лояльности со стороны работодателя к возрастным кандидатам. Они по-прежнему ориентируются на подбор специалистов более молодого возраста. Компании в этом случае смотрят на перспективу развития", — утверждает Александра Подрезова.

А Вячеслав Титов уверен, что отношение к соискателям женского пола и старшего возраста изменилось давно: "Этот тренд появился еще до пандемии коронавируса. Тот, кто мог эти варианты рассмотреть, давно рассмотрели. Если раньше в компании категорически отказывались от претендентов старше 35 лет на какие-то должности, то сейчас готовы брать тех, кто соответствует профессиональным требованиям. Были изменения в законодательстве о том, что нельзя отказывать сотрудникам определенных возрастных категорий, но я думаю, что это в меньшей степени сыграло роль. Основной причиной стал дефицит специалистов на рынке. Тех, кто соответствует критериям идеального кандидата, — их на рынке нет. Поэтому смотрим второй эшелон и выбираем тех, кто нам больше подходит. Для кого-то это оказалось большим плюсом".

Примерно также собеседник СарБК прокомментировал прогнозы о том, что работодатели изменят свое отношение к соискателям без опыта: "Сейчас большинство заказчиков пришли к тому, что человека на рабочем месте надо адаптировать. Поэтому в массе людям без опыта не отказывают, если это хоть как-то возможно. Никто не отказывается от обучения молодых специалистов, если молодой специалист не нарушает дисциплину и имеет адекватный взгляд на собственные профессиональные навыки и свои доходы. Другой вопрос, что выпускников вузов мало. Это я связываю с событиями 90-х годов, когда был спад рождаемости. Сейчас мы большой ложкой последствия тех явлений хлебаем".

Гендиректор компании считает, что нынешняя картина пока не отражает всех изменений, поскольку ситуация будет развиваться и далее. В hh.ru ожидают, что влияние частичной мобилизации наиболее ярко проявится в октябре (по данным сервиса, по итогам сентября число вакансий увеличилось на 3,6%). Александра Кроткова предполагает, что проблемные моменты станут еще острее к Новому году.

На кафедре управления персоналом и психологии Финансового университета прогнозируют, что в первую очередь дефицит кадров из-за частичной мобилизации коснется инфраструктурных отраслей, обрабатывающей промышленности. Нехватка коснется рабочих специальностей: установщиков, наладчиков оборудования, сварщиков, технологов. Прежде всего, это ощутят регионы с более низким уровнем зарплат. Это характерно для Саратовской области. Напомним, регион занял 50-е место в рейтинге территорий по уровню благосостояния семей. Почти 70% работников в области жалуется на маленькую зарплату (исследование hh.ru).

Эксперты рынка уже говорят о росте числа вакансий в "мужских" профессиональных областях - в автобизнесе, IТ, сфере транспорта и логистики и в поиске рабочих. 

Для того, чтобы заменить мобилизованных, работодатели, скорее всего, будут выставлять вакансии, предполагающие временную занятость.

Фото СарБК

"Людей просто нет"

Александра Кроткова признается, что сегодня стало особенно трудно работать с мужчинами призывного возраста.

"Мы столкнулись с тем, что вторую неделю, когда мы звоним мужчинам с предложением работы, даже тем, кто ранее сам откликался на вакансию, они или не берут трубки с незнакомых номеров, или молчат в трубку. А иногда разговаривают шепотом. То есть, я понимаю, что они боятся звонков из военкомата. Все замерли в ожидании возможной мобилизации. Появись случаи официальных увольнений, когда после этого сотрудник остается работать неофициально. То есть люди переходят на серые схемы для того, чтобы им не вручили повестки", — говорит эксперт.

Собеседница СарБК уверяет, что в последнее время заметно сократился процент желающих менять работу, особенно среди мужчин. В результате массово отменяются собеседования: "Если раньше был какой-то определенный процент тех, кто не доходил до собеседований, и он был логичен, это можно было как-то объяснить, то сейчас он не нелогичен и он просто катастрофический. Людей просто нет".

Александра Подрезова подтверждает, что сотрудники держатся за свои рабочие места: "Люди опасаются нестабильного положения после выхода на рынок. Это объясняется отсутствием вакансий на рынке и связано с общей экономической ситуацией".

Анна Саратовская уверяет, что кандидаты на замещение вакансий "стали более зрелыми психологически и стали более ответственно относиться к труду и обязанностям". При этом Александра Кроткова убеждает, проблема дефицита квалифицированных кадров останется острой: "Предполагается, что кадровый голод нас ожидает. Как к этому подготовиться? У меня нет ответа на этот вопрос. Мы сейчас делаем все возможное. Работам с вузами, с ссузами, с пенсионерами, со всеми, с кем только можно, чтобы максимально себя обезопасить. Тем не менее, это ситуация, которая будет".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-10-14/8457.html