ФОКУС ГОРОДА 21:35, 21.10.2022

Темы недели: дело псу под хвост, ускорение для трамвая, стройка без комплексов

Кто виноват? Пес его знает

От редакции

Когда два года тому назад в Саратове возбудили уголовное дело о халатности по фактам многочисленных нападений бездомных собак на людей, мы предположили, что оно будет закрыто. И мы как в воду глядели! Правда, для этого, конечно, не нужно было быть пророком.

О том, что у расследования нет перспектив, говорили и ответы следователей на редких пресс-конференциях, которые проводились в СУ СКР. К делу добавлялись все новые эпизоды. А детективы разводили руками: мол, фигурантов в уголовном деле так и не появилось. То есть доказать прямую зависимость ситуации с собаками от действий или бездействия каких-либо конкретных ответственных лиц не удалось.

Обычно проблемы с уличной фауной списывают на дефицит финансирования. А дефицит к делу не пришьешь — это, как говорится, объективная причина. Если бы, скажем, у мэрии были деньги для решения проблемы собак, а чиновники их не использовали или тратили на другие цели, тогда, наверняка, это могло бы дать материал для следствия. Но, судя по всему, таких фактов не обнаружилось.

Уже и мэр в городе сменился, а дело все еще висело, никуда не двигаясь. А нового мэра уже и не накажешь — он на то и новый, чтобы вникает в дела постепенно. К слову, с приходом Лады Мокроусовой ситуация в городе никак не изменилась — по-прежнему после каждой атаки хищников раздаются поручения "усилить меры". Правда, как их усиливать, если денег не прибавляется — непонятно.

К слову, в последние дни сообщения об укусах стали вроде бы поступать реже (постучим по дереву!). То ли действительно помогло усиление мер, то ли это просто совпадение, то ли четвероногие меньше стали бродить по улице и ищут, где бы согреться.

Напомним, что это уже не первое "собачье" дело, которое закончилось пшиком. В октябре 2019 года в Саратове прогремел скандал: сотрудников муниципального "Дорстроя" заподозрили в массовом отстреле псов (в то время отловом занималась еще городская служба, а не волонтеры и частники, как сейчас). Источники тогда говорили, что чиновники могут ответить за превышение должностных полномочий и растрату бюджетных средств. В результате дело заволокитили, виноватых среди чиновников тоже не нашли, как и бюджетных махинаций, уголовное дело по этим составам было прекращено. А в жестоком обращении с животными из всех сотрудников "Дорстроя" виновным признали только одного — он отделался штрафом.

Фото СарБК

Мнение эксперта

Александр Ермишин, руководитель городского движения "Жить здесь"

Проблема эта не решается давно и не только в Саратове. Беспомощность муниципалитета провоцирует граждан на самостоятельные жестокие действия. Травят сами люди постоянно, то тут, то там в чатах собачников сообщаются конкретные улицы, где находят отраву. Так и будет продолжаться, пока не будет комплексного подхода: одномоментный массированный отлов на всей территории города, стерилизация и помещение в приют с дальнейшим пристраиванием под чью-то опеку и ответственность.

Пинок для скорости

От редакции

Проект скоростного трамвая движется медленно и со скрипом. Неудивительно, что председателю Госдумы Вячеславу Володину захотелось придать ему побольше скорости. На этой неделе, обсуждая с губернатором Романом Бусаргиным реализацию этого большого начинания, он предложил сделать его не за четыре года, как заложено в планах и документах, а за два. То есть скоростной трамвай при таком раскладе может появиться в Саратове уже в 2026 году.

Начать основные работы планируется в будущем году. Пока же проектно-сметная документация еще проходит экспертизу. Напомним, что суть проекта состоит в реконструкции действующих трамвайных линий, по которым ходят маршруты NN3, 6, 8 и 9. В перспективе по ним могут запустить единый городской маршрут — из одного конца в другой.

Фото СарБК

Предстоит модернизация 67 км трамвайных путей и приобретение новых вагонов. Предполагается, что на всю дорогу по большому маршруту после этого будет уходить в 2 раза меньше времени. Стоимость этого удовольствия — 17 млрд рублей. Планируется, что деньги будут привлекаться в том числе через госкорпорацию ВЭБ.РФ.

Беспокойство Володина понятно — проект большой, долгий, капиталоемкий. Сегодня деньги есть, а завтра их уже может не быть. Если не дать пинка исполнителям уже сейчас, они могут первый год только собираться с мыслями. Вот, в мае прошлого года он призывал чиновников "активизировать работу", а с тех пор прошло уже 1,5 года.

Говорят, что для лучшей организации процесса подчиненным надо ставить не реальные, а завышенные планки, чтобы они лучше мобилизовали свое время и ресурсы и не поддавались прокрастинации. В таком большом и сложном проекте "не так" может пойти абсолютно всё — проблемы могут быть с подрядчиками, коммуникациями, неучтенными в проекте трудностями, финансированием... Пример тому — все большие саратовские стройки. Так что, конечно, два года — это очень оптимистично. Но Володин привык пользоваться "психологией аврала". Нам же остается только надеяться на то, что мы доживем до обещанного.

Мнение эксперта

Александр Анидалов, депутат Саратовской облдумы (КПРФ)

Построить скоростной трамвай за два года реально и с технической и инженерной точки зрения, и с финансово-экономической, и с точки зрения сроков. А вот реально ли это сделать именно в Саратове, большой вопрос. У меня есть сомнения насчет кадровой и организационной работы в этом направлении.

Вы посмотрите, мы годами не можем отселить два дома для реализации федерального проекта.

И отсюда вытекает также вопрос и по качеству работ. Работать-то в авральном режиме мы привыкли. Но давайте делать не так, что построили за два года, а потом еще пять лет недостатки устраняем.

В целом я за такой подход. Вот, мол, вам сроки и давайте делайте. Но первое: а есть ли кому делать? Второе: что будет с качеством? Ну и третье, о чем не могу упомянуть: мы и в более стабильной обстановке на этот проект четыре года закладывали, а в нынешней… Не будет ли каких-то проблем с программным обеспечением, не выяснится ли в последний момент, что не хватает каких-то комплектующих или оборудования…

А так я всецело за то, чтоб в Саратове быстрее появился скоростной трамвай.

Фото СарБК

Девелоперов трудно построить

От редакции

На этой неделе в саратовских СМИ вновь прозвучало словосочетание "точечная застройка". Еще лет восемь тому назад с ней бились власти различных уровней. Ну как бились — ранее точечная застройка при их же участии спокойно процветала в Саратове и других областных городах. А потом ветер подул в другую сторону. Стало модным говорить о том, что она, эта застройка, уродует город.

И с ней тогда стали бороться — были приняты новые городские регламенты, которые, например, запретили возведение "свечек" в историческом центре. Одним из тех, кто этому тогда сопротивлялся, был бывший мэр Олег Грищенко. Тогда администрация города на три года — с 2012-го на 2015-й — сдвинула введение высотных регламентов, якобы для того чтобы не загубить уже начатые девелоперские проекты. Одним из таких проектов стало 14-этажное здание на углу Московской и Соборной, которое, как известно, принадлежит компаниям из грищенковского пула. Кстати, Грищенко с тем, что точечная застройка вредна для города, не соглашался и не скрывал этого.

С тех пор точечную застройку вроде бы не поминали. Но на этой неделе на круглом столе в областной думе прокуратура констатировала, что это зло побеждено не везде: есть еще темные уголки, где царят пережитки прошлого. К слову, такой принцип застройки после ухода из Саратова переместился в Энгельс — там после ареста главы района Михаила Лысенко стали все чаще возникать "точечные" проекты. На месте старого жилфонда в центре города то тут, то там стали вырастать огромные кондоминиумы.

Еще одним ограничением стал принцип комплексной застройки, нормативы по соцобъектам в жилкомплексах. Возникновение новых жилых гигантов в старом, не изменяющемся окружении породило за последние два десятка лет кучу социальных проблем. И решать их начали всего-то несколько лет назад, в Саратове — по указке и под патронажем Володина. В жилых микрорайонах стали находить места под школы, детсады, поликлиники, деньги на их возведение Володин помогал вписывать в федеральный бюджет. Через некоторое время, устав от вечно протянутых рук и раскрытых ртов местных чиновников, главный саратовский лоббист сказал: хватит, ищите деньги сами или возложите обязанности по комплексной застройке на самих девелоперов.

Фото СарБК

С тех пор в решении проблемы существенных подвижек не наблюдается. Крупных девелоперов в регионе — раз, два и обчелся. Денег в местном бюджете, естественно, нет, а благотворительные сборы нужных сумм не обеспечивают. Поэтому комплексная застройка, очевидно, забуксовала. Хотя то, что аппетиты "строительного лобби" урезали, уже позитив. Все-таки в жилых микрорайонах начали резервировать места под что-то кроме бетонных муравейников.

Участники дискуссии в облдуме прошлись по замкнутому кругу: если застройщик будет возводить соцобъекты, ему придется закладывать их стоимость в стоимость жилья, квартиры станут для жителей неподъемными по цене, их никто не будет покупать, а если не строить инфраструктуру, а только квадратные метры, то будем иметь то, что имеем. По итогам круглого стола каких-то решений найдено так и не было, кроме того, что для застройщиков должны существовать четкие и современные правила, какие – пока никто не знает.

Мнение эксперта

Виктор Марков, депутат Саратовской гордумы

Наверное, основной вариант решения проблемы такой – инфраструктура строится за счет государства, но застройщик должен предусмотреть место, территорию под возведение соцобъектов, и не застраивать жильем весь выделенный ему участок. А другого выхода в нынешних условиях не вижу.

Еще 20 лет назад никто и подумать не мог, что сегодня проблема комплексной застройки будет стоять настолько остро. Но кто сказал, что завтра не появятся какие-то новые технологии, которые позволят строить дома еще выше? Возникнет новая проблема.

У нас сейчас какие преференции для комплексных застройщиков? Если ты не строишь инфраструктуру, ты можешь строить до девяти этажей, если это комплексное освоение территории, то можно строить и больше.

Я считаю, что нельзя взваливать абсолютно все на застройщиков, иначе наших собственных строительных компаний вообще не останется – они просто не смогут работать при таких условиях, где они будут вынуждены строить абсолютно все. Это будет чересчур дорогое жилье, которое жители не смогут позволить себе купить. В итоге пострадает конечный потребитель – жилье будет слишком дорогим, а компании уйдут с рынка, и кто от этого выиграет? А вместо местных компаний придут корпорации федерального уровня, которые все здесь начнут захватывать, и опять-таки пострадает конечный потребитель.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-10-21/8466.html