ФОКУС ГОРОДА 20:47, 28.10.2022

Темы недели: невеселый Новый год, земельный передел, дело авиазавода

Не танцуют все

От редакции

Последние дни октября. А это — не только время борьбы с вражеским Хэллоуином, но и начало подготовки к Новому году. В этом году россиянам, к сожалению, не до праздников — не только заморских языческих, но и своих советских.

Власти Саратовской области, надо сказать, к ситуации с новогодними торжествами подошли довольно спокойно и взвешенно. Заранее поставили вопрос и даже обсудили с жителями — губернатор Роман Бусаргин запустил опрос в своем телеграм-канале. По его результатам 69% респондентов поддержали вариант отказаться от массовых гуляний для взрослых, но провести елки для детей.

Фото СарБК

Напомним, что во многих регионах руководители поспешили отменить праздники сходу, не посоветовавшись с народом. Понятно, что людям не до веселья — но хотя бы спросить можно было? Почему спрашивают заранее — тоже понятно. Как раз в это время чиновники обычно объявляют закупки на проведение праздничных мероприятий и заказывают мишуру и иллюминацию. В итоге решено новые украшения тоже не покупать, а обойтись старыми.

Но нас даже больше удивило, что региональные власти разобрались в ситуации самостоятельно. Можно было предположить, что они зазеваются, но на выручку им придет председатель Госдумы Вячеслав Володин, чей начальственный пинок поставит все на свои места. Помните, в 2020 году региональные власти едва ли могли без участия Володина решить вопрос, делать 31 декабря выходным или нет. Налицо — рост самостоятельности областного правительства. Ну, или Володину просто некогда.

Конечно, 2022 год выдался таким, что пока даже не хочется загадывать, какой будет новогодняя ночь и в какой атмосфере она пройдет. Но уже сейчас можно представить, что мы будем желать себе и друг другу. Кстати, если веселье на Новый год официально отменяется, то не совсем понятно, чем заполнить новогодние выходные. Не новости же смотреть. Хотя, опять же, забегать вперед не будем. Давайте просто доживем до 2023-го.

Фото СарБК

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

Результаты опроса скорее всего реальные. Я видел подобное распределение голосов в других регионах и общероссийских опросах в "Телеграме". Варианты ответов немного различались, так что сравнивать проценты нет смысла, но картина похожая. Так что таковы сегодня реальные настроения россиян. Но до Нового года настроения могут измениться.

Скорее всего какие-то мероприятия будут отменены, а иллюминация будет на уровне прошлого года или чуть скромнее. Главная елка будет - она у нас относительно недорогая.

Детских праздников должно быть не меньше, а больше. Было бы хорошо, если бы дети всех жителей региона, принимающих участие в СВО и тем более погибших, приняли в них участие.

Мэрия без земли

От редакции

У администрации Саратова на Новый год будет еще один повод для праздника. Или для грусти — это как посмотреть. С 1 января 2023 года весомая часть полномочий, которые касаются распоряжения землей и застройкой в городе, перейдут под ответственность областных чиновников.

Около полугода назад депутаты облдумы обратились к только что назначенному врио губернатора Роману Бусаргину с таким предложением, уверяя, что оно "позволит повысить эффективность управления территориями". Главный архитектор области Марина Лобанова, вместо того чтобы объяснить, что от этого всего изменится, только украсила идею ворохом пустых сложносочиненных фраз об "активном развитии агломерационных процессов" и "синхронизации процесса комплексного развития территорий". Обычно, когда из уст чиновников вылетают такие высокопарные слова, начинаешь оглядываться и искать, где тебя пытаются облапошить.

Разница только в одном: чтобы что-то построить в Саратове и Энгельсе, придется стучать теперь не в городские, а в областные двери. Почему это непременно должно "улучшить управление", непонятно. Областные власти не демонстрируют какой-то принципиально другой уровень открытости или оперативности по сравнению с городскими. Напротив, до местных чиновников обычно достучаться проще — у областных-то работы побольше. Не случайно мэрия ранее спустила свои хозяйственные полномочия на уровень районов — тогда это тоже говорилось, что это делается для "эффективного управления". Похоже, что власти так до сих пор и не могут определиться, что эффективнее — централизация всего и вся или наоборот. И делают так: "грязную" работу спускают вниз, а ту что поприличнее — поднимают выше.

Земельная и строительная сфера всегда имели репутацию самых коррупционных. Яркая иллюстрация этого — череда уголовных дел в отношении чиновников администрации (Салеева, Краснов, Желанов, Корнеев, Гнусин). А уж о том, что творилось во времена Аксененко, легенды ходят. Последствия этих легендарных событий город расхлебывает до сих пор. Может быть, государственные служащие имеют более крепкий иммунитет к материальным соблазнам? Честно говоря, мы этого не замечали.

Фото СарБК

Кстати, земельный хаос 1990-х — начала 2000-х очень часто становится преградой для реализации современных проектов по развитию города, о чем не раз сокрушался Вячеслав Володин. Приходится судиться, изымать, выкупать. Вероятно, областной статус ускорит именно эти процессы, и барьеры на пути новых строек будут рушиться быстрее.

Нельзя не упомянуть, что новые обязанности потребуют и новых кадров. По подсчетам правительства, для реализации полномочий по земле и стройке областным структурам понадобится 59 человек, а на их зарплату нужны 64,2 млн рублей. Власти обещают, что просто переведут муниципальных служащих в государственные. Впрочем, детали не раскрываются — не указывается, например, насколько выше зарплаты у областных клерков. Не говорят пока и то, будут ли создаваться для этих целей новые управленческие единицы.

Мнение эксперта

Никита Григорьевский, депутат Саратовской гордумы (ЛДПР)

На мой взгляд, эта инициатива по передаче полномочий крупных муниципалитетов на региональный уровень правильная. Это сформирует единый подход в части градостроительства в Саратовской области. Кроме того, областной центр сможет осуществлять еще более тщательный контроль за подрядчиками, которые будут осуществлять строительство в муниципалитетах, что позволит избежать беспорядка в этой сфере.

Александр Анидалов, депутат Саратовской облдумы (КПРФ)

Мы поддержали это предложение не потому, что так надо – на местах в целом должны лучше владеть ситуацией, и значит, знать, что именно нужно территории. Но мы были вынуждены это сделать вот по каким причинам: на муниципальном уровне практически нет кадров, которые разбирались бы в тонкостях этих вопросов (на областном их все-таки больше, так как это более высокий уровень – раз, и два – все будет больше на виду). И из-за того, что в муниципалитетах все скрывается, там эти районы превратились в такие маленькие княжества или даже ханства. В целом ситуация с землей в районах – в связи с недостатком грамотных кадров и высоким уровнем коррупции – чудовищная.

У меня, правда, закрадываются подозрения, что область передает себе эти полномочия не чтобы навести порядок, а чтобы принять участие в дележе. Предприятия поделили, финансовые потоки поделили, осталась земля, и, мне кажется, здесь снова идет какая-то борьба кланов. Тут ведь намечаются несколько крупных проектов: строительство моста, развязки. А это инвестиции, и они хотят принять участие в их распределении.

Я не утверждаю, но у меня складывается такое ощущение. Они взяли себе только самые лакомые куски и только в крупных муниципалитетах. Поэтому поживем – увидим.

Фото СарБК

САЗ жаждет справедливости

От редакции

Не прошло и 15 лет с момента закрытия "Саратовского авиационного завода", как государство наконец-то собралось наказать тех, кто, по его мнению, виновен в развале предприятия.

Помешать рейдерам, которые в 2005-2010 годах разорили и раздербанили флагман саратовской промышленности, не смог никто. На это молча взирали губернатор, руководители федеральных органов власти, силовики. Намерения новых "менеджеров" угадывались безошибочно. Другими интересами, кроме как корыстными, поведение госорганов объяснить теперь сложно. Участники тех событий в более поздних разговорах указывали только на "серьезные" интересы, которые не позволяли им действовать. Слишком высокими были кабинеты, в которых оседала "прибыль" от продажи актива.

Поэтому в перспективы уголовного дела, возбужденного шесть лет назад, особо не верилось. Информации о ходе следствия не было. Судя по всему, оно шло с большим скрипом и сопротивлением. Тем не менее, на уходящей неделе Следственный комитет РФ официально объявил о завершении расследования. Его фигурантами стали бывший генеральный директор Игорь Скляр и экс-председатель совета директоров предприятия Олег Фомин. Имена и того, и другого годами указывались в журналистских материалах, посвященных гибели авиазавода, но до поры до времени следственные органы не обращали на них никакого внимания.

СМИ называют имя также бывшего члена совета директоров Олега Тюгаева, но оно в официальном сообщении СК не фигурирует. По неофициальным данным, расследование в отношении Тюгаева выделено в отдельное производство в связи с тем, что его считали организатором преступной схемы.

Следствие совпало по времени с пересмотром итогов приватизации собственности бывшего предприятия. Государству возвращены сотни гектаров территории, в свое время распроданной по кускам (самый крупный участок — 171 га бывшего аэродрома — возвращен в 2020 году). Что теперь делать с этой территорией, пока решают. То хотели отдать ее под индустриальный парк, но жители той части земель, которые уже застроены домами, не захотели ютиться рядом с новыми производствами. То предлагали другие идеи — парк культуры и отдыха, медицинский кластер, даже отель. Пока же пустырь на месте авиазавода — памятник хозяйственному разгильдяйству и всепобеждающей жажде наживы.

Фото СарБК

Вероятно, бывшие работники САЗа хотели бы внести в число фигурантов "дела авиазавода" гораздо больше фамилий. Хотелось бы рано или поздно узнать и имена высокопоставленных интересантов "аферы века". Пока же остается довольствоваться малым. Даже если дело доползет до суда, у служителей Фемиды, судя по всему, его тоже ждет нелегкая судьба. Так что будем ждать и надеяться на справедливость.

Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

Цель уголовного дела – не в возобновлении производства самолетов, она – в наказании виновных в уничтожении предприятия. Пора давно уже смириться, что авиазавода в том виде, в каком он был, на этой земле уже давно нет и не будет. Там жилой микрорайон. Но это не мешает привлечь к уголовной ответственности тех, кто, по мнению обвинения и следствия, стал причиной банкротства предприятия со всеми вытекающими последствиями. Я не берусь судить о сроках давности привлечения к уголовной ответственности по статьям, которые фигурируют в этом деле, но, мне кажется, оно расследовалось 6 лет не для того, чтобы его прекратить в связи с их истечением.

P.S.

В одном из предыдущих недельных обзоров мы рассуждали по поводу того, сможет ли новый председатель Сергей Овсянников каким-то образом изменить работу городской думы и снова сделать ее политическим институтом, а не просто "принтером" для документов мэрии. В частности, мы сомневались, что думские обсуждения откроют для прессы. На этой неделе впервые за два года журналисты смогли попасть на заседание рабочей группы в гордуме. Как хорошо, когда пессимистические прогнозы не сбываются!

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-10-28/8474.html