ФОКУС ГОРОДА 21:48, 31.03.2023

Темы недели: укороченный отопсезон, Плеве на свободе, городские сюрпризы

Снизить градус негатива

От редакции

С 1 апреля в Саратове официально завершается отопительный сезон. Причем, как и в случае с его началом в октябре, с принятием этого рядового хозяйственного решения вышли танцы с бубнами.

Если не помните, осенью отопсезон начинали "волевым решением" сверху, не глядя на температуру воздуха и прогнозы погоды. И от жалоб горожан на жару в квартирах спасло только то, что отопление включают постепенно, в течение как минимум двух недель. Теперь же похожим образом отопсезон заканчивают.

На прошлой неделе мэрия сообщила, что вопрос о завершении отопсезона "не стоит", потому что в конце марта — начале апреля ожидается похолодание (собственно, мы его как раз сейчас чувствуем). Жители города тем временем разделились на два лагеря: одни требовали отключить отопление, так как у них дома жарко и душно, другие призывали посмотреть на прогноз погоды и не торопиться. В общем, картина сложилась очень похожая на типичную сцену в автобусе, когда одни открывают форточки, а другие закрывают, потому что у всех разное восприятие температуры.

Мэрия жалобы на перетоп выслушивала стоически, советуя жителям решать вопросы по отключению и регулировке тепла в каждом отдельном доме со своей управляющей компанией. Однако в вопрос вновь вмешалась политика. Вечером в понедельник губернатор Роман Бусаргин выступил с комментарием, в котором сообщил, что для завершения отопсезона имеется формальный повод — пять дней подряд держится средняя температура выше +8 градусов. Хотя синоптики заявили, что такая теплая погода для марта не характерна и предупредили о похолодании. Да и в апреле еще может быть всякое.

Фото СарБК

Поскольку комментарий Бусаргина намеренно был составлен не как приказ, а как рекомендация, у местных властей осталось пространство для маневра. Например, глава Энгельсского района Дмитрий Плеханов взял под козырек и отменил отопсезон на своей территории уже 28 марта. А глава Саратова Лада Мокроусова хотя тут же поддержала губернатора, но со свойственной ей осторожностью решила подождать. В результате отопсезон в областном центре завершили только через 5 дней после губернаторского наказа. На некоторых территориях, например, в Балакове решение по-прежнему не принято (говорят, глава в отпуске).

Это одна из самых ранних дат завершения отопсезона в регионе за последнее время. Например, в прошлом году жилье в Саратове отапливалось до середины апреля, в 2020-м — до 23 апреля, в 2019-м – до 22 апреля.

Что-то нам подсказывает, что на такое скоротечное решение повлияла ситуация с теплоснабжением в целом, которая, несмотря на относительно теплую зиму, была весьма непростой. Внеочередное повышение тарифов в декабре вызвало у населения резкое возмущение, которое не утихло и по сей день. И те, кто жаловался на перетоп, в том числе упоминали "жадность коммунальщиков". Так что как только у властей появился хотя бы формальный повод снизить градус недовольства, они тут же им воспользовались. К тому же, у энергетиков, по идее, должно быть больше времени для подготовки к следующему отопсезону. А судя по авариям прошедшей зимы, сделать предстоит ох как много.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

Много лет в городе, да и в области, говорят об автономном отоплении для многоквартирных домов. Еще при Аксененко начали, и с тех пор градоначальники меняются, а проблемы остаются. Казалось бы, все просто, каждый дом сам решает, как и когда топить, а жители в квартирах дополнительно регулируют температуру и оплачивают теплоноситель по факту потребления.

Кое-где так и есть, и неплохо работает, но в большинстве случаев все остается как в далеком советском прошлом, и большие дяди где-то наверху решают, как и когда топить, а граждане регулируют температуру дома открыванием форточек. Видимо, тут замешаны большие деньги, но это тема для другого разговора.

По сути заданного вопроса, ни муниципальных, ни тем более региональных котельных почти не осталось, и все эти постановления о начале или окончания отопсезона касаются не жителей, а учреждения социальной сферы, которые должны договориться, чтобы им дали или отключили тепло. Тут все просто, образование (в основном) у муниципалитета, здравоохранение — у региона. Указывать начальники могут подведомственным учреждениям, а не гражданам или коммерческим теплоснабжающим организациям.

Что касается самостоятельности муниципалитетов, то тут все по закону. Градоначальников назначают представители региона и местные депутаты, депутатов – партии, а граждане в лучшем случае выбирают из партийных списков. Поэтому муниципальные власти зависят от региональных и от правящей партии и реагируют на все указания сверху. Жители, которым тепло или холодно, тут ни причем.

Непризнавшийся ректор

От редакции

На этой неделе на свободу из колонии вышел бывший ректор Саратовского государственного технического университета Игорь Плеве. Два года лишения свободы пролетели незаметно для следящих за его уголовным делом журналистов, но, разумеется, не для самого ученого. Теперь Игорь Рудольфович чист перед законом, хотя сам он никогда не считал себя виновным. Назначенный судом окончательный срок оказался в два раза меньше, чем расследование уголовного дела в отношении экс-ректора.

Дело возбудили аж в 2018 году, и почти сразу же Плеве освободили от должности ректора, с чем он был абсолютно не согласен, и обжаловал это решение.

Суд установил, что университет в рамках федеральной целевой программы "Жилище" построил блок-секцию многоквартирного дома для обеспечения жильем молодых ученых. С 2010 по 2014 год ректор (а Плеве занимал эту должность 10 лет) распределил построенные за счет бюджета 18 квартир между сотрудниками вуза, которые не соответствовали критериям для получения жилья по этой программе. После помещения были переданы в социальный наем с последующей приватизацией. Ущерб федеральному бюджету оценили в 24 млн рублей.

Фото СарБК

Еще один эпизод касается трудоустройства в 2016 году 49-летней знакомой Плеве на одну из должностей в вузе. Суд пришел к выводу, что трудоустройство было формальным, а зарплата ей выплачивалась реальная. Первоначально в мае 2021 года Плеве приговорили к 4,5 года колонии, но потом этот срок был уменьшен вдвое.

Приговор бывшему руководителю вуза имел довольно широкий резонанс в научной среде, собирались даже подписи за его освобождение. Однако Фемида была строга и непреклонна. Прошлой весной осужденный ученый пытался выйти из колонии условно-досрочно, однако его так и не отпустили. Совсем от груза ответственности он не избавится и на воле — Министерство науки и высшего образования пытается взыскать с него причиненный ущерб в 25 млн рублей.

Мнение эксперта

Станислав Зайцев, адвокат

Я следил за этим делом только по прессе, поэтому не могут судить о том, насколько был убедителен судья, который вынес обвинительный приговор. Но даже и в этом случае, когда человек отбыл назначенное судом наказание, есть смысл обращаться в вышестоящие инстанции, если он был не согласен с приговором, хочет защитить свое имя и настаивает на своей реабилитации. Насколько я помню, они точно прошли через кассационную инстанцию, но не знаю, обращались или нет в Верховный суд. В Верховном суде еще три инстанции – судья, зампредседателя и председатель Верховного суда. Поэтому, если для Плеве это важно и принципиально, а мне кажется, для него это важно, есть смысл обжаловать дальше, если они не прошли эти инстанции.

Ни к селу ни к городу

От редакции

Жители бывшего Саратовского, а теперь Гагаринского района пожинают первые плоды городской жизни. И это не новые дороги, благоустроенные улицы, школы и детсады, хотя мэрия пытается нас уверить, что без присоединения к Саратову всего этого в селах и поселках не было бы.

На этой неделе пришло официальное подтверждение тому, что для жителей района выросли тарифы ОСАГО. Кроме того, населенные пункты выпали из программы по сельской ипотеке. Конечно же, когда жителей пригородов зазывали в состав Саратова, чиновники убеждали их, что все сельские льготы для них сохранятся. Жители не верили и на слушаниях в некоторых муниципалитетах голосовали против. Результаты голосования игнорировались ("слушания носят рекомендательный характер"). А жители в результате оказались правы.

Фото СарБК

В июне 2022 года поступили разъяснения ЦБ, и Гагаринский район отнесли к городу. Стоимость страховки, как признался чиновник, возросла в два-три раза, и департамент Гагаринского района сейчас находится в судебных процессах по этому вопросу, рассказал руководитель департамента Гагаринского района в мэрии Андрей Шеметов (он был одним из тех, кто убеждал сельчан, что для них ничего не изменится).

Собственно, первая ласточка прилетела к новым саратовцам еще в прошлом году, когда для местного бизнеса вдруг выросли патенты на работу. Чтобы погасить поднявшееся недовольство, было решено выплачивать бизнесменам субсидии в размере 30% к сумме патента. Впрочем, тогда некоторые говорили, что сбор для них вырос в несколько раз и субсидия их не спасет.

Стоит ли говорить, что городские радости жизни для присоединенных сельчан по-прежнему недоступны. Например, сохраняются проблемы с общественным транспортом, а стоимость проезда по-прежнему остается "пригородной" и даже растет. А дороги во многих местах как были, так и остаются непроезжими.

Мнение эксперта

Александр Анидалов, депутат Саратовской облдумы (КПРФ)

В фильме "Служили два товарища" был эпизод и такая фраза звучала "Кто бы мог подумать!" Так и мы предупреждали, и теперь можем сказать "Кто бы мог подумать!" Когда объединение только начиналось, мы называли именно эти два пункта – ОСАГО и сельскую ипотеку. Говорили, что ОСАГО подорожает, говорили – на сколько. По ипотеке люди в Усть-Курдюме выходили на собрания и задавали вопросы именно по этим пунктам. Им говорили: да нет, да как же, все останется, как прежде, населенные пункты будут считаться сельскими, никакого повышения не будет… Ну и вот, как говорится, "коммунисты накаркали".

Ни одной встречи, ни одного приема граждан у Ольги Николаевны (Алимовой – депутата Госдумы от КПРФ. - СарБК) не проходит без обращений от жителей бывшего Саратовского района. Я не говорю уже о том, что стоимость проезда обещали снизить, а она выросла. Там вопрос с садиками теперь всплывает – там тоже льготы. И эту проблему теперь нужно решать, вплоть до изменения законодательства. Но законодательство менять вряд ли будут, потому что такой "подарочек" преподнесли только наши, местные чиновники.

Добились ли власти тех целей, ради которых расширяли МО? Чтобы это понять, нужно знать, что это были за цели. Но их так никто толком и не озвучил. Была речь про какие-то инвестиции. Ну, возможно, с точки зрения строительства больниц что-то есть, но, как мне кажется, того же самого можно было добиться и менее сложными комбинациями. Рост численности населения?

Я несколько раз задавал вопрос, уже как председатель комитета по промышленности и инвестиционной политики облдумы. Я спрашивал, есть какие-то инвестпроекты, ради которых нужно было это расширение. Нет, таких проектов сейчас нет.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2023-03-31/8591.html